УДК 159.9.075
Эмоциональное выгорание медицинских работников с разными уровнями саморегуляции
Садон Елена Владимировна – доцент кафедры общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета
Пак Чан Дю – студент Тихоокеанского государственного медицинского университета
Аннотация: Подверженность медицинских работников эмоциональному выгоранию является не только личностной проблемой самого медика, но также может сказаться на эффективности профессиональной деятельности. Значимость тематики обусловлена потенциальными потерями в уровне качества оказания медицинской помощи; утратой личностных смыслов человеком, занятым в сфере здравоохранения; тенденциями к переходу эмоционального выгорания в психосоматические состояния. Таким образом, в статье рассматриваются особенности эмоционального выгорания и способы саморегуляции, используемые медицинскими работниками.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, саморегуляция, медицинские работники, врачи, медицинский персонал.
Введение
Эмоциональное выгорание чаще всего возникает в процессе трудовой деятельности, однако это состояние оказывает влияние на различные аспекты жизни: человек становится замкнутым, может проявлять пассивную агрессию, испытывает кризис ценностей и общую неудовлетворенность от жизни. Выбор темы обусловлен важностью влияния эмоционального выгорания на состояние медицинских работников и качеством предоставляемых ими услуг. Также, проблема эмоционального выгорания может повлечь большую текучку сотрудников медицинской сферы, что приведет к нехватке кадров для оказания медицинской помощи населению.
Особую важность эта проблематика приобретает в контексте медицинских работников – данная профессия ориентирована как на общение с людьми, так и имеет достаточно большой процент рутинных задач; кроме того, не всегда условия труда медицинских работников можно назвать комфортными: долгие, а иногда внезапные рабочие смены, а также стандартизированная обстановка, которую трудно подстроить под себя [4]. Таким образом, особую важность для психологической науки и практики является поиск актуальных и эффективных методов преодоления эмоционального выгорания, а также поиск способов, которые помогают человеку эффективно справляться с эмоциональным выгоранием [3].
Проблема саморегуляции в психологии является одной из центральных как в плане теоретического рассмотрения, так и в плане экспериментальных исследований. В жизнедеятельности каждого человека огромное значение имеет проблема регуляции своего поведения в изменяющихся условиях окружающей действительности. Поэтому, в связи с актуальностью данной проблематики, в психологии всегда активно проводятся исследования воли, эмоций и эмоционально-волевой регуляции [2]. Эмоциональная саморегуляция представляет собой совокупность паттернов поведения, аутовнушения, благодаря которым происходит нормализация эмоционального фона. Эмоциональная саморегуляция – не данность, а навык, который можно развивать и поддерживать и который при отсутствии должного внимания может истощаться и работать неэффективно.
Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа, следует отметить, что проблема эмоциональной саморегуляции широко изучается как в зарубежной, так и отечественной психологии, приобретая особую актуальность в настоящее время [1]. Под эмоциональной саморегуляцией мы понимаем процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний (А.В. Уварова).
Цель исследования: выявить и описать степень выраженности эмоционального выгорания у медицинских работников с разными способами эмоциональной саморегуляции.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования:эмоциональное выгорание у медицинских работников с разными способами саморегуляции.
Характеристика выборки эмпирического исследования.
Эмпирическая выборка представлена 95 медицинскими работниками, имеющими различную специфику работы, уровень образования, общий стаж работы и стаж работы по профессии, занимающие должности врачей или среднего медицинского персонала. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 20 до 73 лет, средний возраст респондентов составил 39,8 лет.
Среди респондентов 61 женщина (от 20 до 73 лет, средний возраст – 41,8 лет) и 34 мужчины (от 21 до 70 лет, средний возраст – 34,7 лет). 60 медицинских работников имеют высшее образование, 9 находятся в процессе получения высшего образования, 26 человек имеют среднее профессиональное образование.
Таблица 1. Результаты анализа уровней эмоционального выгорания с использованием критерия U Манна-Уитни
Эмоциональное выгорание |
Персонал |
N |
Знач. критерия |
Значимые различия |
Низкая степень |
Врачи |
19 |
0,254 |
нет |
Средний медперсонал. |
7 |
|||
Средняя степень |
Врачи |
25 |
0,602 |
нет |
Средний медперсонал |
10 |
|||
Высокая степень |
Врачи |
19 |
0,515 |
нет |
Средний медперсонал |
15 |
Примечание: различия считаются значимыми при значении критерия <0,05.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у группы врачей и у группы среднего медицинского персонала нет значимых различий внутри уровневого разделения по степени выраженности эмоционального выгорания. В связи с этим в дальнейшем анализе мы будем рассматривать врачей и средний медицинский персонал как единую выборку.
С целью определения уровня саморегуляции в нашей выборке, для подтверждения или опровержения выдвинутой в исследовании гипотезы, проводим анализ результатов по экспресс-опроснику саморегуляции В.И. Моросановой. Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Анализ результатов респондентов по экспресс-опроснику саморегуляции В.И. Моросановой
Уровень саморегуляции |
Низкий |
средний |
высокий |
|||
N |
% |
N |
% |
N |
% |
|
Кол-во человек от общей выборки (N=95) |
85 |
89,5 |
10 |
10,5 |
0 |
0 |
Нельзя не отметить, что в целом, у медицинских работников отмечается низкий уровень саморегуляции – 89,5% (n=85) от выборки. Это говорит о тенденции к зависимости от ситуации и мнения людей. Возможность к компенсации личностных особенностей и влияния окружающей среды снижена. Средний общий уровень саморегуляции имеет 10,5% (n=10) выборки – они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий. Высокого общего уровня саморегуляции нет ни у одного человека из выборки, следовательно, ни один участник представленной выборки в полной мере не обладает осознанностью и взаимосвязанностью в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев.
Далее, исходя из темы нашей работы и поставленной гипотезы, мы считаем правомерным продолжить анализ результатов выборки, поделив ее на две вышеописанные группы по уровню саморегуляции: 1 группа – n = 85, низкий уровень саморегуляции; 2 группа – n = 10, средний уровень саморегуляции.
Рассмотрим отличия в двух группах по отдельным шкалам саморегуляции для лучшего понимания, в чем заключается различие между низким и средним уровнем саморегуляции. Данные представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - анализ результатов экспресс-опросника саморегуляции В.И. Моросановой по отдельным шкалам
Шкалы |
Уровни шкал |
Общий уровень саморегуляции |
|
Низкий уровень (N–85) |
Средний уровень (N–10) |
||
Планирование |
Низкий |
78 |
7 |
Средний |
7 |
3 |
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Гибкость |
Низкий |
85 |
10 |
Средний |
0 |
0 |
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Моделирование |
Низкий |
83 |
10 |
Средний |
2 |
0 |
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Самостоятельность |
Низкий |
85 |
10 |
Средний |
0 |
0 |
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Программирование |
Низкий |
79 |
7 |
Средний |
6 |
3 |
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Надежность |
Низкий |
72 |
10 |
Средний |
13 |
0 |
|
Высокий |
0 |
0 |
|
Оценивание результатов |
Низкий |
79 |
7 |
Средний |
6 |
3 |
|
Высокий |
0 |
0 |
Таким образом, мы видим, что высокого уровня шкал нет ни у одного участника, ни по одной шкале, а также, между группой с низким уровнем саморегуляции и группой со средним есть ряд отличий по шкалам саморегуляции:
- Планирование. 1 группа – 1/10 выборки имеет средний уровень планирования, а во второй – 1/3. Т.е. во второй группе большее количество людей способны к построению реалистичных, детализированных и устойчивых планов.
- Моделирование. В 1 группе 2 участника имеют средний уровень, в то время как во 2 группе все респонденты с низким уровнем. Под моделированием имеется ввиду развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях.
- Программирование. В 1 группе средний уровень у 1/14 выборки, во 2-ой – у 1/3. Следовательно, участники группы со средним уровнем саморегуляции в общем в большей степени способны к планированию и программированию своих действий, чем участники с низким общим уровнем саморегуляции.
- Надежность. В 1 группе 13 участников имеют средний уровень, в то время как во 2 группе все респонденты с низким уровнем. Респонденты первой группы в большей степени склонны создавать планы, опирающиеся на надежные, неизменяемые условия.
- Оценивание результатов. В 1 группе средний уровень у 1/14 выборки, во 2-ой – у 1/3. Следовательно, участники группы со средним уровнем саморегуляции в общем в большей степени имеют индивидуальную развитость и адекватность оценки себя и результатов своей деятельности и поведения.
Мы видим выраженность отдельных показателей саморегуляции выше во второй группе исследуемых, что и позволяет нам отделить их от остальной выборки. При этом разнообразие методов саморегуляции больше в первой группе.
Выводы:
- У врачей и у среднего медицинского персонала нет значимых различий внутри уровневого разделения по степени выраженности эмоционального выгорания. Следовательно, нет причин для разделения медицинских работников по статусу.
- В целом у медицинских работников отмечается низкий уровень саморегуляции – 89,5% (n=85) от выборки. Это говорит о тенденции к зависимости от ситуации и мнения людей. Возможность к компенсации личностных особенностей и влияния окружающей среды снижена. Средний общий уровень саморегуляции имеет 10,5% (n=10) выборки – они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий. Ни один медицинский работник представленной выборки в полной мере не обладает осознанностью и взаимосвязанностью в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. (288)
- Анашкина Н.Н., Хабарова Т. Ю. 2016. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников как психологический феномен // Центральный научный вестник. Т. 1. № 2(2), 3-5.
- Бакланова Н.К., Исаева А. П. 2014. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников среднего звена: причины и пути преодоления // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы. Москва: Московский городской пед. ун-т, 85-92.
- Бодров В.А. 2006. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР СЭ.