УДК 159.9

Становление позитивного самоотношения студентов

Забелин Иван Валерьевич – магистрант Психолого-педагогического факультета Института образования Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Евсеенкова Елена Вячеславовна – кандидат психологических наук, ассистент кафедры акмеологии и психологии развития института образования Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья рассматривает процесс становления позитивного самоотношения у студентов и его роль в успешности обучения. Основное внимание уделяется ключевым факторам, влияющим на самоотношение студентов, таким как окружающая среда, ожидания от обучения, предыдущий опыт и внутренние убеждения. В материале также представлены стратегии, которые могут помочь студентам укрепить свою уверенность в себе, включая реалистичную постановку целей, получение обратной связи, саморефлексию, анализ ошибок, групповую работу и развитие коммуникативных навыков. В заключении подчеркивается значение создания поддерживающей образовательной среды для успешного развития позитивного самоотношения у студентов.

Ключевые слова: самоотношение студентов, убеждения, установки, стратегии.

В современном мире образование играет решающую роль в формировании профессионального и личностного роста индивида. Однако успешность обучения зависит не только от качества учебного процесса и компетентности преподавателей, но и от внутреннего мироощущения студента, его уверенности в себе и отношения к собственной личности. Позитивное самоотношение становится основой мотивации, усилий и стремления к достижению образовательных целей.[3]

Несмотря на то что важность самоотношения в процессе обучения была подтверждена многими исследованиями, методы и стратегии для его формирования и укрепления часто остаются за пределами внимания образовательных учреждений. Данный материал призван заполнить этот пробел, предоставив обзор ключевых факторов, влияющих на самоотношение студентов, и предложив ряд стратегий для его укрепления.

Становление позитивного самоотношения у студентов на начальном этапе обучения – это ключевой момент, который может определить успешность их дальнейшего образовательного пути. Позитивное самоотношение обеспечивает студентам уверенность в себе, увеличивает мотивацию к обучению и усиливает их стремление к достижению целей.

  1. Факторы, влияющие на самоотношение студентов:
  • Окружающая среда: друзья, семья, преподаватели.
  • Ожидания от обучения и карьерные перспективы.
  • Предыдущий опыт обучения и успехи/неудачи.
  • Внутренние убеждения и установки.

Самоотношение студентов формируется под воздействием множества факторов, и каждый из них имеет свою значимость в контексте учебного процесса.

Одним из ключевых факторов является окружающая среда. Друзья, семья, преподаватели и однокурсники играют важную роль в формировании восприятия студента своей личности. Поддержка и понимание со стороны близких, а также положительное отношение преподавателей, могут укрепить уверенность студента в себе.

Еще одним важным фактором являются ожидания от обучения и карьерные перспективы. При правильной мотивации и четко поставленных целях студент чувствует уверенность в своем будущем, что благоприятно влияет на его самоотношение. Однако неясные перспективы или нереалистичные ожидания могут привести к фрустрации и сомнениям в собственных силах.

Предыдущий опыт обучения также оказывает влияние на самоотношение студентов. Успехи и достижения в прошлом формируют уверенность в своих способностях, тогда как неудачи могут вызвать страх перед новыми вызовами. Важно помнить, что даже прошлые неудачи могут стать ценным опытом, если правильно их интерпретировать. [2]

Кроме того, внутренние убеждения и установки студента играют центральную роль в формировании его самоотношения. Если студент убежден в своих способностях и верит в себя, это будет способствовать его успешности в учебе. Однако самокритика или внутренние барьеры могут подорвать его уверенность и мотивацию.

Таким образом, формирование самоотношения студента является сложным процессом, в котором взаимодействуют различные внешние и внутренние факторы. Понимание и учет этих факторов могут помочь образовательным учреждениям создавать условия для успешного обучения и развития студентов.

  1. Стратегии для становления позитивного самоотношения:
  • Постановка реалистичных целей. Это помогает студентам оценить свои силы и потенциал, а также создать четкий план действий.
  • Получение обратной связи. Регулярные консультации и отзывы от преподавателей могут помочь студентам понять свои сильные стороны и области, требующие улучшения.
  • Саморефлексия. Поощрение студентов к анализу своих достижений и проблем.
  • Работа над ошибками. Ошибки – это возможности для обучения. Подход, основанный на анализе ошибок, помогает студентам лучше понимать материал и находить эффективные стратегии для преодоления трудностей.
  • Групповая работа. Коллективные задания и проекты могут помочь студентам осознать свою ценность для группы и укрепить командный дух.
  • Тренинги и семинары по развитию навыков коммуникации. Хорошие коммуникативные навыки помогут студентам выражать свои мысли, получать обратную связь и укреплять свое самоотношение.

Становление позитивного самоотношения — это сложный и многоаспектный процесс. Существует несколько стратегий, которые могут помочь студентам укрепить свое самовосприятие и развить уверенность в себе.

Для начала, реалистичная постановка целей является важным шагом. Студентам легче работать над задачами, которые они воспринимают как выполнимые. Это не означает, что задачи должны быть простыми, но они должны соответствовать текущему уровню знаний и навыков студента. Когда студенты достигают поставленных целей, это укрепляет их веру в себя.

Обратная связь также играет центральную роль в формировании самоотношения. Регулярные комментарии и оценка работы студентов со стороны преподавателей могут помочь им понять, что у них хорошо получается, а над чем еще предстоит поработать. Конструктивная критика в этом контексте становится инструментом для роста, а не причиной разочарования. [1]

Саморефлексия — еще одна важная стратегия. Она позволяет студентам оценить свои достижения, а также определить те области, где они могли бы сделать больше. Через процесс самоанализа студенты могут лучше понять свои сильные стороны и области для улучшения.

Ошибка — это не провал, а возможность для обучения. Подход, основанный на анализе ошибок, позволяет студентам не бояться ошибаться и видеть в своих неудачах шанс для роста. Этот процесс учит их тому, что путь к успеху часто лежит через преодоление трудностей. Работа в группе также может быть эффективной стратегией. Когда студенты работают вместе над задачами или проектами, они учатся ценить вклад каждого члена команды. Это может помочь им осознать свою ценность и уникальные навыки, которые они приносят в группу. Наконец, развитие коммуникативных навыков чрезвычайно важно для формирования позитивного самоотношения. Умение выражать свои мысли, слушать других и конструктивно участвовать в диалоге позволяет студентам чувствовать себя уверенно в социальных ситуациях и улучшать качество своих взаимоотношений с окружающими.

Укрепление позитивного самоотношения требует целостного подхода, который учитывает как индивидуальные особенности студента, так и внешние факторы. Создание поддерживающей образовательной среды, где студенты чувствуют себя ценными и уважаемыми, является ключом к их успешному развитию.

Позитивное самоотношение является одним из ключевых факторов успешного обучения. Учебные заведения должны активно использовать различные методы и стратегии для стимулирования позитивного самоотношения среди своих студентов, чтобы обеспечивать им наилучшие возможности для успешного завершения обучения.

Список литературы

  1. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль, 2018. № 1 (17). С. 193-197.
  2. Пантелеева О.Л. Взаимосвязь компонетов самореализации и самоактуализации студентов // Акмеология. 2019. №1 (69). С.15-21.
  3. Шутенко Е.Н. Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи // Перспективы Науки и Образования, 2014, №1. С.149-152.