УДК 342.51

Реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Семко Юлия Николаевна – студент магистратуры факультета Экономики и управления Российского государственного социального университета.

Аннотация: Настоящая статья представляет анализ мер, принятых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027, направленным на пресечение незаконного производства и оборота алкогольной продукции. Рассмотрены ключевые аспекты и результаты внедрения системы ЕГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система) и других мер контроля в различных регионах России. Освещены вопросы усиления законности в сфере алкогольного рынка, ужесточения надзора за оборотом алкогольной продукции, а также повышения ответственности нарушителей. Анализ показывает значительный прогресс в борьбе с нелегальным оборотом алкоголя и укрепление экономической и социальной безопасности общества.

Ключевые слова: незаконное производство алкоголя, ЕГАИС, контроль алкогольной продукции, постановление Правительства РФ, экономическая безопасность, социальная безопасность, законность в алкогольной индустрии.

В современной России проблема незаконного производства и оборота алкогольной продукции остается одной из ключевых социально-экономических и правовых задач. Этот феномен негативно сказывается на здоровье граждан, экономическом благосостоянии страны и порядке в обществе. Нелегальный алкоголь, часто производимый в ненадлежащих условиях, представляет серьезный риск для здоровья, вплоть до летальных исходов вследствие отравлений. Экономический урон проявляется в уклонении от налогов и ущемлении интересов легальных производителей и дистрибьюторов, что подрывает фундаментальные принципы рыночной экономики. Более того, незаконный оборот алкоголя способствует развитию организованной преступности и коррупции, подрывая законность и порядок в обществе [1].

В ответ на эти вызовы Правительство Российской Федерации 28 сентября 2015 года приняло постановление № 1027 [4], целью которого является комплексное решение проблемы нелегального алкогольного рынка. Данное постановление было разработано как часть широкомасштабной стратегии по укреплению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оно предполагает не только ужесточение наказаний за нарушения, но и внедрение систем мониторинга и контроля, направленных на предотвращение незаконного оборота алкоголя.

Осознание масштабов и серьезности проблемы незаконного алкогольного рынка в России требует всестороннего анализа текущей ситуации и поиска эффективных путей решения. В рамках данной работы будет осуществлена оценка эффективности принятых мер, а также предложены дополнительные стратегии для улучшения ситуации в данной сфере.

Основные меры постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1027 можно рассмотреть, как стратегический ответ на растущую проблему незаконного производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации. Этот документ вводит ряд ключевых мер, направленных на устранение и предотвращение нелегальных действий в алкогольной индустрии, охватывающих как изменения в законодательной базе, так и усиление контроля и надзора.

Первостепенной целью постановления является обеспечение строгого контроля за производством и распространением этилового спирта и алкогольной продукции. Это достигается путем внедрения усовершенствованных методов отслеживания происхождения и перемещения продукции, что позволяет значительно уменьшить количество нелегально произведенного и реализованного алкоголя.

Ключевым элементом постановления является введение строгих нормативных требований к лицензированию производителей и продавцов алкогольной продукции. Лицензирование становится инструментом не только для подтверждения законности деятельности, но и для оценки соответствия производства установленным стандартам качества и безопасности.

Также значительное внимание уделяется повышению административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере оборота алкогольной продукции. Это включает в себя ужесточение санкций за нелегальное производство, хранение и продажу алкоголя, что становится сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей.

Дополнительно, постановление предусматривает разработку и внедрение систем электронного учета и контроля за оборотом алкогольной продукции, что облегчает отслеживание и выявление нелегальной деятельности. Эти системы позволяют в режиме реального времени контролировать движение алкогольной продукции от производителя к потребителю, тем самым минимизируя возможности для нелегального оборота.

В контексте реализации постановления Правительства РФ № 1027 от 28.09.2015 года, основной акцент в борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции был сделан на усиление контроля и прозрачности алкогольного рынка. В этом ключе внедрение системы ЕГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система) оказалось одним из самых значимых инструментов.

Система ЕГАИС представляет собой комплексное решение, направленное на мониторинг и контроль за всем процессом оборота алкогольной продукции, начиная от производства и заканчивая розничной продажей. Основная ее особенность заключается в цифровой маркировке каждой единицы алкогольной продукции уникальным идентификационным номером, что позволяет отслеживать и контролировать ее движение на всех этапах: от производства до конечного потребителя. Эта мера значительно усиливает борьбу с контрафактной продукцией, так как каждая легально произведенная бутылка алкоголя зарегистрирована в системе, исключая тем самым возможность ее подделки.

Важным аспектом ЕГАИС также является обязательность ее использования всеми участниками алкогольного рынка в России, включая производителей, импортеров и розничных продавцов. Это обеспечивает всесторонний контроль и покрытие всего рынка, повышая его прозрачность и позволяя государственным органам оперативно реагировать на любые нарушения.

Применение ЕГАИС также способствует упрощению налогового контроля, поскольку точный учет каждой единицы продукции минимизирует риски уклонения от налогов. Прозрачность системы обеспечивает государственным органам доступ к актуальной информации о движении алкогольной продукции, ее объемах и местонахождении, что способствует эффективному налоговому учету.

Наконец, благодаря ЕГАИС повышается доверие потребителей к качеству и легальности приобретаемой продукции, так как система гарантирует ее происхождение и соответствие стандартам. В целом, внедрение ЕГАИС в контексте реализации постановления № 1027 оказалось мощным инструментом в борьбе с незаконным оборотом алкоголя и повышении безопасности алкогольной продукции на рынке России [2].

Анализируя результаты работы Межрегиональных управлений Росалкогольрегулирования в разных федеральных округах, можно сделать выводы о значительном прогрессе в реализации мер, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1027 от 28.09.2015 года, по пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Совместные контрольные мероприятия с правоохранительными органами показали эффективность в борьбе с нелегальным оборотом алкоголя. Примером этого является операция в Северо-Кавказском федеральном округе, в результате которой было изъято и уничтожено значительное количество немаркированной алкогольной продукции.

В рамках федерального государственного контроля осуществлялись профилактические и контрольные мероприятия, включая наблюдения, выездные обследования, консультации субъектов алкогольного рынка и предупреждения о недопустимости нарушения обязательных требований. Эти действия способствовали укреплению законности в сфере оборота алкогольной продукции.

Важным аспектом работы управлений являлось также участие в межведомственных взаимодействиях, обучающих семинарах и публичных обсуждениях, направленных на обмен опытом и повышение эффективности контроля. Такие мероприятия, как вебинары и конференции, способствовали распространению знаний о законодательных изменениях и практиках противодействия незаконному обороту алкоголя [3].

Дополнительно, значительное внимание уделялось работе по администрированию доходов, включая выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и проведение оценок соответствия субъектов алкогольного рынка обязательным требованиям. Эти меры не только способствовали соблюдению законности в сфере оборота алкоголя, но и оказывали поддержку легальным производителям и дистрибьюторам.

Заключение нашей работы, посвященной реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027, подтверждает, что активные меры по борьбе с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в России привели к заметным положительным результатам.

Внедрение системы ЕГАИС и ужесточение контроля за оборотом алкогольной продукции, а также усиление межведомственного сотрудничества и привлечение к ответственности за нарушения в этой сфере, показали свою эффективность в борьбе с нелегальным алкогольным рынком. Разнообразие принятых мер, включая контрольные и профилактические операции, консультации и обучающие мероприятия, оказали значительное влияние на сокращение объемов нелегальной продукции и повышение общего уровня законности в данной области.

Результаты работы Межрегиональных управлений Росалкогольрегулирования свидетельствуют о важности комплексного подхода к решению проблемы незаконного алкогольного рынка. Эффективное применение законодательства, внедрение технологий контроля и активное взаимодействие всех заинтересованных сторон являются ключевыми факторами успеха в данной сфере.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на достигнутые успехи, борьба с незаконным производством и оборотом алкоголя остается актуальной и требует дальнейших усилий. Продолжение работы в данном направлении, улучшение существующих механизмов контроля и адаптация к новым вызовам помогут обеспечить дальнейшее снижение уровня нелегального оборота алкогольной продукции и повышение безопасности и благосостояния общества.

Список литературы

  1. Васильев А. М. Незаконные производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их влияние на физиологические процессы человека //Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья. – 2020. – С. 15-19.
  2. Каменец О. А., Казакова Е. Г. Национальная система маркировки товаров «Честный знак»: концепция, задачи, проблемы и перспективы. – 2023.
  3. Результаты работы Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу в ноябре // [электронный ресурс] URL: https://fsrar.gov.ru/special/news/view/id/4791 (дата обращения: 19.01.2024).
  4. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями) // [электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71207324/ (дата обращения: 19.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: