УДК 347.71

Прокурорский надзор как гарант обеспечения законных прав субъектов предпринимательской деятельности

Харазия София Саидовна – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель Анищенко Александр Владимирович – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономических и финансовых расследований Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В настоящей статье рассматривается тематика прокурорского надзора в качестве гаранта обеспечения законных прав предпринимателей. Раскрывается прокурорский надзор и его суть. Обозначаются законные права субъектов предпринимательской деятельности и подчёркивается их роль для экономики.

Далее отмечается, как именно прокурорский надзор способствует защите законных прав субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, предприниматель предпринимательская деятельность, гарант, законные права.

Статья 34 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности (далее - право на предпринимательскую деятельность) относится к числу основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. По своей правовой природе оно представляет собой социально-экономическое конституционное право гражданина Российской Федерации, реализация которого, помимо Конституции Российской Федерации, обеспечивается рядом федеральных законов, комплексом подзаконных и ведомственных актов, а также законодательством субъектов Российской Федерации[1].

В целях контроля обеспечения различных прав и исполнения законов осуществляется особый вид деятельности – прокурорский надзор.

Прокурорский надзор – это такая форма деятельности органов прокуратуры, которая нацелена на осуществление контроля за исполнением законов, прав и свобод человека на территории России, а также и на выявление и пресечение нарушений действующего законодательства РФ.

Это специфический вид государственной деятельности, который тесно связан с понятием законности[2]. Суть законности заключается в том, что недостаточно просто иметь развитую нормативно-правовую базу, регулирующую различные аспекты общественной жизни, требуется также обеспечивать её исполнение. Причём, речь идёт не просто об исполнении законов гражданами, но также и об исполнении законов органами государственной власти. Например, прокурорский контроль осуществляется за деятельностью таких органов как Следственный комитет или Федеральная служба безопасности.

Предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности – общественные отношения, на регулирование которых направлена деятельность прокурора.

В зависимости от отрасли могут выделяться разновидности прокурорского надзора. Определяющим признаком классификации прокурорского надзора выступает именно правовая отрасль, например:

  • надзор за исполнением Конституции РФ, законов и соответствием новых нормативно-правовых актов законам. Это очень обширная разновидность прокурорского контроля, так что она делится на подотрасли;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – в рамках такого надзора может осуществляться контроль за деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления;
  • надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия;
  • участие в рассмотрении дел судами.

В данной статье речь идёт о соблюдении законных прав субъектов предпринимательской деятельности. Следуя положениям статьи 34 Конституции РФ, делаем вывод, что такая тематика подпадает под права и свободы человека, поскольку, например, речь идёт о праве человека заниматься предпринимательством. Следовательно, в данном случае будет актуальна такая разновидность прокурорского контроля как контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Речь идёт о конкретных правах и свободах. Действующее российское законодательство устанавливает, что каждый гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность – в том числе, учреждать юридические структуры для её ведения, получать необходимые документы (при соблюдении формальных требований), обращаться в компетентные органы в случае возникновения нарушений их прав (одним из важнейших должностных лиц в этом аспекте является Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей). Разумеется, судебные органы власти также играют существенно важную роль, когда речь заходит о защите прав предпринимателей. При этом прокуратура в данном контексте рассматривается исследователями не очень часто.

Между тем, ежегодно органами прокуратуры предотвращается более 100 тысяч нарушений законодательства о защите прав экономических организаций[3]. Помимо пресечения нарушений прав предпринимателей, прокуратура также выполняет такие задачи, как:

- проверка соответствия законодательству РФ нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере предпринимательства. Для примера – в период с 2012 по 2016 гг. вынесено порядка 65 тысяч прокурорских протестов, которые позволили привести такие акты в соответствие законодательству[4];

  • направление исков в суд по факту свершившегося нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, либо по факту попытки их нарушения. В год таких исков подаётся приблизительно 2-3 тысячи. Нередко иски подают и сами пострадавшие;
  • вынесение представлений. Прокуратура, по итогам исследования материалов какого-либо дела, выявляет нарушения и выносит стороне, их допустившей, представление об устранении правонарушений. Сторона обязана устранить нарушения в обозначенный в представлении срок, иначе она столкнётся с соответствующими правовыми последствиями – например, прокурор может подать иск в суд в ответ на неисполнение представления;
  • привлечение нарушителей законных прав предпринимателей к дисциплинарной, административной, а также уголовной ответственности. Ежегодно к ответственности привлекается порядка 10 тысяч нарушителей.

Все статистические данные приведены в целом по России[5] [6].

Можно задаться справедливым вопросом – почему именно прокурорский надзор назван гарантом соблюдения прав предпринимателей? В России достаточно органов, ответственных за развитие и поддержку предпринимательства (Минэкономразвития России или всё тот же Уполномоченный по правам предпринимателей), а если права предпринимателей нарушаются или находятся под угрозой – тогда они могут обратиться в суд или в правоохранительные органы.

Разумеется, всё вышеуказанное справедливо. Однако, следует учесть, что прокурорский надзор – специфический государственный институт, который наделен определенными полномочиями и функционалом, делающим его крайне существенным в контексте гарантирования прав субъекта предпринимательской деятельности. В то числе, у прокурорского надзора, во-первых, есть очень важная функция контроля нормотворчества. Прокуратура вправе проверять нормативно-правовые акты на соответствие нормам действующего законодательства ещё до принятия этих актов. Таким образом, обеспечивается предотвращение возможного нарушения прав предпринимателей. Более того, обеспечивается формирование благоприятной нормативно-правовой среды. Нормативно-правовая среда – важный институциональный элемент для развития предпринимательства. Законы должны работать таким образом, чтобы благоприятствовать инициативным, экономически активным людям, поскольку такие люди вносят существенный вклад в развитие инноваций, рост качества услуг и в экономическое развитие в целом. Выполняя функцию надзора за развитием нормативно-правовой базы, в том числе, регулирующей предпринимательскую деятельность, прокуратура обеспечивает стабильное и предсказуемое развитие законодательства страны. Благодаря этому, у предпринимателей появляется столь необходимая им уверенность в завтрашнем дне – прокурорский надзор способствует справедливому, предсказуемому, стабильному и согласованному развитию законодательства страны.

Во-вторых, прокурорский надзор важен в контексте контроля деятельности органов государственной, региональной и муниципальной власти. Субъекты предпринимательской деятельности, в силу специфики своей экономической активности, часто взаимодействуют с такими органами. Например, предпринимателю требуется получение лицензии на определенные виды деятельности, или же предприниматель уплачивает налоги со своей деятельности, или же ему просто необходимо зарегистрировать юридическое лицо. Все эти случаи обязательно требуют взаимодействия с государственными органами, и это лишь несколько примеров, когда такое взаимодействие необходимо. На разных этапах может иметь место нарушение законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Прокурорский надзор важен тем, что помогает выявить такие случаи, урегулировать их, предотвратить возникновение несправедливых практик по отношению к предпринимательству со стороны органов власти. Прокурорское представление является эффективным и быстрым инструментом восстановления законных прав и интересов предпринимателя, если таковые права и интересы были нарушены[7]. В какой-то степени, обращение в прокуратуру и последующее представление прокурора – это способ защиты своих прав для предпринимателя, представляющий альтернативу обращению в судебные органы. Насколько эта альтернатива эффективнее обращения в суд – сложный вопрос, ответ на который может зависеть от конкретной ситуации.

Прокурорский надзор также может осуществляться в отношении законности действий того или иного органа, занимающегося внеплановыми проверками малого и среднего бизнеса. Асвойнов Д.А., Халиулин А.Г. отмечают расширение полномочий прокуроров по согласованию плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности со стороны органов государственного контроля[8]. Это может выступать ещё одним важным фактором обеспечения прав предпринимателей со стороны органов прокуратуры.

Резюмируя, подчеркнём, что прокурорский надзор – существенный инструмент, являющийся, несомненно, одним из гарантов обеспечения прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности. Эти права и свободы закреплены и гарантированы законодательством РФ как неотъемлемые права человека. Контроль соблюдения этих прав – одно из важных направлений деятельности прокуратуры.

Прокурорский надзор, располагая достаточно обширными полномочиями, способен не только восстанавливать нарушенные права предпринимателя постфактум, но и предотвращать случаи их нарушения. Важно также и то, что прокуратура наделена полномочиями по контролю за деятельностью государственных, региональных и муниципальных органов власти, в том числе, и тех, что отвечают за взаимодействие с предпринимателями.

Список литературы

  1. Асвойнов Д.А., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор как Гарант юридической защиты в сфере предпринимательской деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №1 (46). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-kak-garant-yuridicheskoy-zaschity-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.12.2023).
  3. Мариничева А.Ю. Прокурорский надзор за законностью обеспечения предпринимательства и соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Уголовная юстиция. 2019. №13. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-zakonnostyu-obespecheniya-predprinimatelstva-i-soblyudeniem-prav-subektov-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2023).
  4. Соловьев А.А. Практика прокурорского надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и меры, направленные на улучшение его эффективности // Безопасность бизнеса. - 2016. - № 2. -С. 5-10.
  5. Статья 24. Представление прокурора. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре Российской Федерации" // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/c187f0c8537bc35893fddd75ab4f351eaee550bc/ (дата обращения: 21.12.2023).
  6. Тагирова Д. Т., Сулейманов В. Г. Прокурорский надзор в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2011. №7. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.12.2023).

[1] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.12.2023).

[2] Тагирова Д. Т., Сулейманов В. Г. Прокурорский надзор в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2011. №7. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.12.2023).

[3] Асвойнов Д.А., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор как Гарант юридической защиты в сфере предпринимательской деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №1 (46). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-kak-garant-yuridicheskoy-zaschity-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2023).

[4] Соловьев А.А. Практика прокурорского надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и меры, направленные на улучшение его эффективности // Безопасность бизнеса. - 2016. - № 2. -С. 5-10

[5] Асвойнов Д.А., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор как Гарант юридической защиты в сфере предпринимательской деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №1 (46). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-kak-garant-yuridicheskoy-zaschity-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2023).

[6] Мариничева А.Ю. Прокурорский надзор за законностью обеспечения предпринимательства и соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Уголовная юстиция. 2019. №13. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-zakonnostyu-obespecheniya-predprinimatelstva-i-soblyudeniem-prav-subektov-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2023).

[7] Статья 24. Представление прокурора. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре Российской Федерации" // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/c187f0c8537bc35893fddd75ab4f351eaee550bc/ (дата обращения: 21.12.2023).

[8] Асвойнов Д.А., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор как Гарант юридической защиты в сфере предпринимательской деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №1 (46). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-kak-garant-yuridicheskoy-zaschity-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2023).