УДК 327.821

Постколониальное наследие Индонезии на примере конфликта на Западном Ириане

Зайцев Владислав Олегович – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается роль этнических конфликтов Индонезии на примере кейса Западного Ириана. Автором была проанализирована роль колониального наследия Голландии в текущем конфликте. Были изучены основные вехи истории конфликта, начиная с колониальных захватов Голландии до настоящего времени. Кроме этого, были рассмотрены причины, почему конфликт продолжается до сих пор. Основной акцент статьи был сделан на проблеме национальной идентичности папуасских племен в современной Индонезии, и как это влияет на отношения Индонезии и государств Океании. Автором был сделан вывод о том, что основной причиной конфликта на Западном Ириане является слабое экономическое развитие региона, а также большое количество переселенцев из густонаселенных провинций Индонезии.

Ключевые слова: народы Папуа, колониальное наследие, повстанческое движение, конфессиональный конфликт, вопросы идентичности.

В сегодняшнем мире вопросы идентичности все сильнее выходят на первый план. О об этом писал ещё Самюэль Хантингтон в своём «Столкновении цивилизаций» [1]. На фоне попыток стирать культурные различия между народами, различными как в этнокультурном, так и в конфессиональном плане, стал происходить обратный процесс. Стал происходить рост национального самосознания, выражавшийся в культурной и национальной самоидентификации. Азиатский регион сегодня во многом выступает тем регионом, в котором текущие конфликты по большей части являются этническими.

Говоря об Индонезии, следует отметить, что вопросы папуасского и меланезийского населения провинций острова Новая Гвинея не являются единственным этническим конфликтом. На данный момент с подобными же проблемами Индонезия сталкивается и на Молуккских островах. До начала XXI века самой серьёзной проблемой оставалось сецессионистское движение в провинции Ачех.

Однако проблемы западной части острова Новая Гвинея представляют интерес по другой причине. Если конфликт в провинции Ачех был между мусульманами, выступающими за разные подходы к использованию норм шариата в государственном устройстве, то этнический конфликт на Западном Ириане носит четко выраженный этнический характер.

Одной из главных причин конфликта является нерешенный вопрос колониального наследия. На протяжении всей своей истории западная часть острова Новая Гвинея никогда не была частью тех государств, которые существовали на территории Калимантана, Явы и Суматры. Здесь сложились свои традиционные культуры, которые имеют мало общего с индонезийской. Даже если сейчас взглянуть на этнический состав Западной Новой Гвинеи, процент папуасских и меланезийских народов все равно будет значительным. По переписи населения, проведенной на Западном Папуа в 2010 году, из 3,6 миллионного населения народы Папуа составляли 48,7% [2]. В то же время если взглянуть на численный состав папуасов отдельном по каждым провинциям, то в провинции Папуа среди общего количества населения (2,8 миллиона человек), число папуасов составляло 2121436 человек или 73,57% [3]. Согласно переписи 2020 года, в провинциях Папуа и Западное Папуа проживало уже 6 миллионов человек, среди которых папуасы составляли уже 80%.

Западная часть Новой Гвинеи была захвачены Голландией в 1828 году,  а уже в 1848 году она была включена в состав Голландской Ост-Индии [4]. Во многом, голландцам Новая Гвинея была важна в силу природных богатств этого региона, поскольку на территории Новой Гвинеи были обнаружены большие запасы минерального сырья и драгоценных металлов. Западный Ириан оставался под колониальным контролем Нидерландов вплоть до середины XX века, когда Индонезия объявила войну за независимость.

Однако несмотря на то, Индонезия отстояла свою независимость и вернула большую часть своих территорий, её гвинейская часть осталась под контролем Нидерландов, которые мотивировали это тем, что расово-этнический состав населения является отличным от остальной Индонезии [5, c. 67]. Проблема освобождения территории была вынесена на обсуждение в рамках ООН, что не дало Индонезии каких-либо положительных результатов.

В 1961-1962 годах Индонезия при военной поддержке Советского Союза ввела на территорию Западной Новой Гвинеи войска, а также заявила о депортации граждан Нидерландов из страны и национализации всех голландских предприятий, находящихся в Индонезии [6].

Под давлением США Нидерланды были вынуждены подписать мирный договор с Индонезией в 1962 году, согласно которому голландские войска должны были передать все управление ООН, которая 1 мая 1963 года передала всю полноту власти, но с одним условием: провести не позднее 1969 года референдум по вопросу о самоопределении населения Западного Новой Гвинеи [7]. Официально референдум был проведён в 1969 году, но фактически это было не всенародное голосование, а голосование 1025 папуасских старейшин, которое юридически закрепило за Индонезией Западную Новую Гвинею, которая была переименована в провинцию Западный Ириан (1969-1973 гг.), а затем в Ириан Джая (1973-2002 гг.).

Подавляющее большинство папуасского и меланезийского население Западного Ириана итоги референдума не признали. Ещё в 1961 году на конгрессе народов Папуа был впервые поднят национальный папуасский флаг с белой звездой, а в 1964 году была создана Организация за свободное Папуа, которая стремилась к получению независимости от Джакарты. В 1971 году в связи с тем, что движение не приняло итогов референдума, началась активная повстанческая борьба, в которой по разным оценкам на стороне папуасских сепаратистов сражалось до 50 тысяч человек [7]. Повстанцы объявили о создании Республики Западное Папуа, которая никем не была признана [6]. В ответ на это Индонезия, во главе которой уже стоял генерал Сухарто, начала применять репрессивный аппарат. На острове был размещён 30-тысячный корпус индонезийской армии. По некоторым оценкам, в результате столкновений погибло от 150000 до 400000 человек.

Бои между индонезийской армией и повстанческим движением Папуа шли с переменным успехом вплоть до падения режима «нового порядка» Сухарто [5]. В 2001 году в Индонезии был принят Закон №21 «об особой автономии» для провинций Папуа, который предусматривал активное финансирование провинции, её усиленный экономический рост, активное привлечение к участию в политической жизни местного населения. Был создан Народный совет Папуа, который занимается вопросами сохранения культурной идентичности, а также положения женщин.

Тем не менее, фундаментальных сдвигов в выходе из конфликтного состояния не произошло. Среди текущих причин недовольства местного населения можно отметить слабое экономическое развитие региона. Несмотря на приток индонезийских и зарубежных инвестиций ещё при режиме генерала Сухарто и в последующие годы, Папуа остается самым экономически отсталым регионом Индонезии. Во-вторых, при разработке месторождений и скважин огромный ущерб наносится природе. В-третьих, при освоении новых месторождений, компании заходят в районы традиционного проживания папуасов, что даёт местному населению полное право считать, что для Индонезии Папуа – это всего лишь колониальный придаток [4, с. 163].

Наконец, ещё одной проблемой, о которой следует упомянуть отдельно, является трансмиграция, которая получила особенно широкий размах в годы «нового порядка». Из густонаселенных районов Индонезии (Суматра, Ява) на остров мигрировали сотни тысяч человек, которые уже к 2000 году стали составлять от 30 до 50% всего населения Западного Ириана. С одной стороны, это подстегнуло социально-экономический рост региона, поскольку переселенцы были более образованными и более мотивированными. С другой стороны, переселенцы заняли доминирующее положение в экономике региона, вытеснив представителей местного населения. Помимо этого, большой приток переселенцев создал для папуасского населения риск его превращение в этническое меньшинство на собственной земле. Немаловажен и этноконфессиональный аспект. Ещё со времен голландского колониального управления на острове сильны позиции христианства протестантского толка. По официальным данным, число христиан достигает половины от общей численности острова. Также остаются сильны и позиции традиционных верований, в том числе анимизма [8]. В свою очередь большинство приезжих составляют мусульмане, что влечет за собой риск конфликта на религиозной почве. В 2019 году в Папуа прошли массовые столкновения на расистской почве, когда группу студентов из Папуа, обучавшихся в Сурабае на Восточной Яве, обозвали обезьянами. В сентябре 2021 года в городе Вамена антиправительственные акции вспыхнули на фоне истории учительницы, которая якобы назвали учеников обезьянами. В результате акций погибло до 30 человек, которые были выходцами с Сулавеси и Суматры.

Если рассматривать последние новости, то в апреле 2023 года на территории Папуа погибли 6, а пропали без вести 30 солдат индонезийской армии в ходе спецоперации по освобождению новозеландского летчика индонезийской авиакомпании Susi Air, самолёт которой был сбит военизированной группировкой Организации освобождения Папуа [9].

На сегодняшний день в регионе появились и другие факторы, способствующие дестабилизации ситуации. Как уже упоминалось выше, серьёзной проблемой стала массовая трансмиграция населения с близлежащих островов. Однако в связи с ростом исламского фундаментализма, проблема приняла более серьезный масштаб. В начале 2000-х годов индонезийское отделение «Хизбут Тахрир» направило на остров несколько активистов, которые довольно быстро получили поддержку со стороны местных мусульман. В качестве своей идейной установки представители этого движения является реализация принципов исламской экономики, которая должна поднять уровень жизни папуасского населения [4, с. 167].

Кроме мусульманских, существуют ещё и радикальные христианские организации, которые в противовес мусульманской пропаганде устроили свою с целью получения наибольшего числа сторонников. При этом местное население достаточно критически относится и к деятельности мусульман, и к деятельности христиан, справедливо считая пропаганду покушением на исконные папуасские традиции и ценности. Данный конфессиональный конфликт ещё больше разделяет местное население и правительство в Джакарте, усиливая центробежные тенденции.

Ещё одной тенденцией последних лет в регионе является интернационализация проблемы. Всё большее внимание к проблеме насилия на островах приковывается со стороны ООН, которая периодически направляет специальные доклады в Индонезию, что вызывает недовольство со стороны Джакарты, которая считает их политически мотивированными.

Проблема негативно сказывается и на отношениях Индонезии с рядом стран Океании. В силу своего происхождения папуасское население Индонезии чувствует этническое и культурное родство с меланезийским населением островов Океании, при этом сами государства довольно разобщены в своих подходах к проблеме. Так, Вануату высказали поддержку папуасскому населению Индонезии, в то время как Фиджи, стремясь получить финансовую поддержку от Джакарты, наоборот, выступает в защиту территориальной целостности страны [10].

В этой связи интересен кейс Папуа-Новой Гвинеи, поскольку для автохтонного населения индонезийской части острова Новая Гвинея Папуа-Новая Гвинея является родственным государством (англ. kin state). Однако на государственном уровне Папуа-Новая Гвинея так же, как и Австралия не желают портить отношения с Индонезией, отказывая в помощи повстанческим формированиям Папуа. Во-первых, в Папуа-Новой Гвинее есть свои сецессионистские движения. Независимость от Папуа-Новой Гвинеи стремится получить остров Бугенвиль, где в 2019 году прошёл референдум, на котором за независимость высказалось абсолютное большинство населения [11]. Во-вторых, несмотря на общую идентичность, папуасские племена Индонезии, число которых варьируется от 250 до 300, этнически очень разобщены, что создаёт дополнительные трудности для Папуа-Новой Гвинеи.

Подводя итог, следует ещё раз обозначить 4 ключевые причины, почему конфликт на Западной Новой Гвинее далек от разрешения. Во-первых, колониальная политика Голландии, которая разделила во многом единый папуасский этнос путем создания искусственных границ. Во-вторых, проблема была усугублена итогами референдума 1969 года, не опиравшийся на волеизъявление папуасского большинства. В-третьих, текущая экономическая обстановка, связанная с выкачиванием ресурсов из региона, идущее в купе с низким уровнем жизни коренного населения. Наконец, в-четвертых, существует проблема дискриминации в отношении автохтонного населения Новой Гвинеи со стороны индонезийских переселенцев.

В связи с этим, вывод следующий: существующих подходов к решению папуасского вопроса явно недостаточно. До установления конструктивного диалога между центром и периферией ещё далеко. Требуются принципиально новые подходы к решению проблемы, иначе проблема из разряда сугубо индонезийской перейдёт в разряд проблемы региональной характера с привлечением иностранных акторов.

Список литературы

  1. Хан­тинг­тон, Са­мю­эль. Столк­но­ве­ние ци­ви­ли­за­ций / С.  Хан­тинг­тон ; [пер. с англ. Т.  Ве­ли­ме­е­ва]. – Москва : АСТ : АСТ Москва, 2006. – 573 с.: табл., схем., кар­ты. – (Philosophy). – 2-е изд. ука­за­но на обо­ро­те тит. л. – Биб­лиогр.: с. 528–571. – ISBN 5-17-039454-3. – ISBN 5-9713-3166-3.
  2. О Западном Папуа [Электронный ресурс]. Папуа за решеткой. URL: https://www.papuansbehindbars.org/?page_id=652.
  3. Элмсли, Дж. «Великий разрыв: новый взгляд на демографию Западного Папуаса»; Поселенцы преобладают в прибрежных регионах, но в горной местности по-прежнему преобладают папуасы [Электронный ресурс] // Азиатско-Тихоокеанский журнал. Том. 15. Выпуск 2. №1. 2017. URL: https://apjjf.org/2017/02/Elmslie.html.
  4. Установление контроля над Западным Ирианом // Территориальный вопрос в Афро-Азиатском мире. / под ред. проф. Д.В. Стрельцова. Москва: Аспект Пресс. 2013. С. 161-169.
  5. Другов, А.Ю. Индонезия- проблема сепаратизма в Папуа // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том III, №3 (52). С. 65-89.
  6. Свободное Папуа: как папуасы пытаются спасти свой мир и завоевать независимость [Электронный ресурс] // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/62091-svobodnoe-papua-kak-papuasy-pytayutsya-spasti-svoy-mir-i-zavoevat-nezavisimost.html.
  7. Папуа и Западное Папуа (Индонезия) [Электронный ресурс] // Сеть по исследованию идентичности. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://identityworld.ru/maps_aera/profile/papua.pdf.
  8. Западное Папуа [Электронный ресурс]. Britannica. URL: https://www.britannica.com/place/West-Papua.
  9. В Индонезии погибли шесть солдат, спасая новозеландского летчика. РИА новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230417/indoneziya-1865718833.html.
  10. Индонезия, Папуа-Новая Гвинея и Австралия в контексте сецессионистских тенденций в регионе [Электронный ресурс] // Журнал «Международная жизнь». 27.06.2020. URL: https://interaffairs.ru/news/show/26783.
  11. Хардинг, Б. Следующие пять лет имеют решающее значение для заявки Бугенвиля на независимость [Электронный ресурс] // Институт мира США. 12.08.2022. URL: https://www.usip.org/publications/2022/08/next-five-years-are-crucial-bougainvilles-independent-bid.

Интересная статья? Поделись ей с другими: