УДК 314.7

Особенности регулирования образовательной миграции в России

Кравцова Мария Алексеевна – аспирант Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Аннотация: В данной статье рассматривается новый миграционный поток в рамках российской миграционной системы - образовательная миграция. Подчеркивается значимость изучения этого потока для определения его содержания и целей стратегического планирования. Работа предполагает анализ влияния образовательной миграции на российскую миграционную систему и акцентирует внимание на важности дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: миграционная система, образовательная миграция, стратегическое планирование, исследование, миграционно-правовой режим.

Происходящие в мире процессы глобализации, в рамках которых ведущее место занимает миграция, приводят не только к улучшению развития экономики, социальной и научной сфер деятельности, но и к культурному, духовному и нравственному развитию жизнедеятельности людей. Обмен информацией осуществляется не только с помощью электронных средств коммуникации, но и посредством приобретения личных впечатлений, обмена опытом, взаимного культурного и интеллектуального обогащения.

Важную роль в этом играют миграционные преобразования. Изучение миграционных потоков является важным для принятия управленческих решений и разработки обоснованной государственной миграционной политики, для своевременного регулирования и контроля избытка или нехватки трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности материально-технической базы, финансовых и земельных ресурсов и т.д.

Нельзя не признать, что в настоящее время, как, впрочем, и ранее, миграционные процессы находятся в непрерывной трансформации, обусловленной комплексом экономических, политических, социальных и т.п. факторов.

Для осуществления стратегического управления в сфере миграции населения необходимо понимать особенности данных процессов, проводить непрерывное наблюдение за миграционными тенденциями, дифференцировать задачи в сфере миграции на важные, средней срочности и менее срочные, принимать управленческие решения и реализовывать федеральный государственный миграционный надзор в данной социальной сфере [1].

Стратегическое управление в сфере миграции населения происходит на основе актов стратегического планирования, ключевым среди которых выступает Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 31.10.2018 No 6222 (далее — Концепция). Однако не сводится лишь к ней.

Стратегическое планирование в сфере миграции осуществляется с учетом иных видов актов стратегического планирования в социально-экономической, демографической сфере, в сфере политики обеспечения национальной безопасности, регионального развития и т.п. Это обстоятельство, как нами отмечалось ранее, «свидетельствует о мультицелевой направленности данного вида государственно-политической деятельности, что должно учитываться при формировании акта стратегического планирования в сфере миграции населения в Российской Федерации» [2].

Анализ актов стратегического планирования в социально-экономической, демографической, миграционной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности, регионального социально-экономического развития позволяет сформулировать три стратегические цели государственно-управленческого воздействия на миграционные процессы:

  • социально-экономическая, включая демографическую, цель;
  • цель обеспечения национальной безопасности (но не миграционной безопасности[4]);
  • пространственно-расселенческая цель [3].

Достижение приведенных целей возможно посредством стратегического управления миграционными потоками через систему миграционно-правовых режимов [4].

Между тем в последнее десятилетие наблюдается рост числа иностранных граждан, желающих получать образование в России. Так, по официальным данным Росстата, в 2018/2019 уч. г. — 278,0 тыс. чел.; в 2019/2020 уч. г. — 298,0 тыс. чел.; в 2020/2021 уч. г. — 315,1 тыс. чел. [5]

Эти данные свидетельствуют о формировании в рамках российской миграционной системы нового миграционного потока — образовательной миграции, исследование которого приобретает большое значение: во-первых, в целях определения содержания данного потока, во-вторых, в рамках достижения каких целей стратегического планирования данный миграционный поток будет функционировать, в-третьих, необходимости определения административно-правового механизма стратегического управления данным миграционным потоком и нормативного обеспечения миграционно-правовых режимов образовательной миграции, которые должны реализовываться в рамках данной государственной деятельности.

Таким образом образовательную миграцию следует рассматривать как перемещение мотивированных людей внутри страны и между странами с целью получения или продолжения образования различного уровня.

Миграционно-правовой режим следует определять через характеристику его содержания, которое включает в себя законодательно определенные цели, задачи, принципы, приоритеты административно-правового регулирования, а также миграционно-правовые средства и гарантии реализации статуса иностранного гражданина (далее — ИГ) или лица без гражданства (далее — ЛБГ), миграционно-правовые правила и миграционно-правовые процедуры управления миграционными процессами в Российской Федерации [6].

Административно-правовое регулирование образовательной миграции и ее вида — учебной иммиграции ИГ и ЛБГ, а также научной и педагогической иммиграции ИГ и ЛБГ в Российскую Федерацию может быть эффективно осуществлено посредством законодательного обеспечения содержания миграционно-правовых режимов. В рамках нормативного обеспечения потока образовательной миграции необходимо сформировать миграционно-правовой режим учебной иммиграции ИГ и ЛБГ и миграционно-правовой режим научной и педагогической миграции ИГ и ЛБГ.

Административно-правовое регулирование образовательной миграции и формирования нормативных основ указанных миграционно-правовых режимов должно основываться на стратегических целях государственной миграционной политики и основных направлениях ее реализации, определенных в Концепции. Административно-правовая регламентация учебной и научной (педагогической) иммиграции должна учитывать, что в рамках потока образовательной миграции реализуется социально-экономическая, включая демографическую, цель государственной миграционной политики. Одновременно пункт 24 Концепции определяет следующие основные направления (приоритеты) миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников:

  1. повышение доступности образовательных услуг для ИГ, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории ИГ в целях обучения;
  2. обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников;
  3. расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
  4. совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для обучения в пределах выделяемых государством квот [7].

Миграционно-правовой режим учебной иммиграции ИГ и ЛБГ в настоящее время является ключевым видом миграционно-правового режима управления образовательной миграцией в Российскую Федерацию, преследующим цель получения ИГ и ЛБГ образования в образовательных организация Российской Федерации.

В рамках миграционно-правового режима учебной миграции должны решаться следующие задачи государственной миграционной политики России:

  1. максимальное привлечение ИГ и ЛБГ для получения образования в Российской Федерации;
  2. формирование упрощенного механизма отбора ИГ и ЛБГ для обучения в рамках бюджетных квот, выделяемых государством на эти цели;
  3. создание условий для решения демографических проблем численности населения России за счет ИГ и ЛБГ, получивших образование в Российской Федерации.

Приоритетом данного режима должно стать создание нормативно-правовых условий для достижения указанной цели, адаптации и интеграции ИГ и ЛБГ в экономику и социальную среду Российской Федерации с последующей приживаемостью данных лиц в Российской Федерации (получение ими вида на жительство и гражданства Российской Федерации), что будет служить достижению стратегической социально-экономической, включая демографическую, цели государственной миграционной политики России. При этом приоритетами данного миграционно-правового режима являются и приоритеты, определенные в п. 24 Концепции.

Рассматриваемый миграционно-правовой режим должен основываться на следующем принципе режимного регулирования учебной иммиграции: принцип простоты и ясности правового регулирования учебной миграции, приоритет прав иностранного обучающегося и принимающей образовательной и научной организации при реализации миграционно-правового режима учебной иммиграции ИГ и ЛБГ.

Ключевыми правовыми средствами реализации рассматриваемого миграционно-правового режима учебной миграции должны стать формирование режима наибольшего благоприятствования для привлечения ИГ и ЛБГ, создание условий и перспектив интеграции и адаптации в российское общество с последующей приживаемостью в Российской Федерации.

Необходимо расширение квот на привлечение ИГ и ЛБГ для получения образования в Российской Федерации с целью формирования «мягкой силы» в государствах происхождения обучающихся. Это означает, что в рамках данного режима должны преимущественно применяться экономико-правовые и организационно-правовые средства реализации режима.

Ключевыми элементами содержания миграционно-правового режима учебной миграции выступают миграционные правила и процедуры, определяющие условия и порядок достижения целей режима, а также гарантии реализации правового статуса мигранта.

В этой связи следует признать, что гарантии правового статуса ИГ и ЛБГ в рамках данного режима весьма полно определены в ч. 3 ст. 17 Федерального закона о правовом положении ИГ. Миграционные правила и административные процедуры, определяющие условия и порядок достижения целей рассматриваемого режима, должны сводиться к закреплению оснований и условий обращения в территориальный миграционный орган с ходатайством о приглашении ИГ и ЛБГ для обучения в учебной и научной организации.

Кроме этого, одновременно с ходатайством о приглашении ИГ и ЛБГ для обучения в учебной и научной организации уместно ходатайствовать о предоставлении этим лицам разрешения на временное проживание на срок действия контракта на обучение.

Необходимо определять миграционные правила и процедуры перевода обучающегося в иную образовательную организацию, поступления на иной уровень образования, информирования территориального миграционного органа о предоставлении ИГ академического отпуска, досрочном прекращении обучения ИГ в образовательной или научной организации.

Миграционно-правовой режим научной и педагогической иммиграции ИГ и ЛБГ преследует цель привлечения высококвалифицированных специалистов для обеспечения следующих уровней образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, а также для проведения фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований [8].

В рамках миграционно-правового режима научной и педагогической иммиграции ИГ и ЛБГ должны решаться задачи:

  1. создания условий по привлечению и использованию в Российской Федерации высококвалифицированных ИГ и ЛБГ для осуществления педагогической и научноисследовательской деятельности;
  2. адаптации и интеграции данной категории иммигрантов в российское общество с предоставлением в упрощенном порядке вида на жительство и гражданства Российской Федерации;
  3. создания особых условий для привлечения педагогических и научных работников ИГ и ЛБГ — высококвалифицированных специалистов в приоритетных отраслях знаний и научных исследованиях (например, в области IT-технологий).

Привлечение высококвалифицированных научных и педагогических специалистов из числа ИГ и ЛБГ должно осуществляться на основе приглашения образовательными и научными организациями с указанием вида пребывания данного лица на территории Российской Федерации и новых образовательных и научных технологий и компетенций, которые стремится приобрести приглашающая организация. Приглашение осуществляется путем подачи ходатайства в территориальный миграционный орган, согласованного с органом управления образования субъекта РФ, а если образовательная или научная организация является ведомственной, то с согласия федерального органа исполнительной власти, в ве́дении которого она находится. Миграционные правила данного режима должны также определять порядок изменения высококвалифицированным ИГ (ЛБГ) места педагогической и научной деятельности, досрочного прекращения данной деятельности. Осуществление этих миграционных правил должно основываться на административных процедурах, определенных законодательно.

Представленный подход развития административно-правового регулирования образовательной миграции, складывающейся из учебной иммиграции ИГ и ЛБГ и научной (педагогической) иммиграции ИГ и ЛБГ, посредством формирования режимного правового регулирования данного миграционного потока позволит эффективно реализовать стратегическое управление реализацией государственной миграционной политики в рассматриваемой сфере территориальной мобильности людей.

В Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. в качестве основных направлений в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников выделены: повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан; обеспечение открытости России для обучающихся, научных и педагогических работников; расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций; совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи [9].

Кроме того, Минобрнауки России был реализован и продолжает внедряться ряд проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке услуг. Из прошлых можно выделить нацпроект «Образование», программы развития федеральных университетов, проект 5-100. На данный момент – это программа «Приоритет – 2030», в котором участвуют ведущие ВУЗы страны, в том числе и БФУ им. И. Канта.

Среди мер, которые внедряются для привлечения иностранных студентов, например, в БФУ им. И. Канта можно выделить:

  • разработка подготовительных программ для поступления в российские вузы в дистанционной форме;
  • создание центра поддержки и адаптационных мероприятий иностранных студентов, разработка программ на нескольких языках;
  • создание посредством международных соглашений совместных научных лабораторий;
  • действие зарубежных филиалов университета (в Латвии, Узбекистане);
  • создание разделов сайта и аккаунты в социальных сетях университета для иностранных студентов.

Также образовательную миграцию можно рассматривать как ресурс «мягкой силы» государства в рамках реализации государственной миграционной политики. Понятие «мягкая сила» введено в оборот американским профессором Дж. Наем и обозначает использование нематериальных ресурсов культуры и идеологии для оказания влияния на другие страны и их население, без применения военных или силовых методов («убеждение, а не принуждение»). Одним из важнейших направлений политики «мягкой силы» является система образования [10].

В современный период геополитических трансформаций вокруг нашей страны как раз и возрастает роль образовательной миграции как инструмента формирования положительного имиджа России, в первую очередь среди абитуриентов из приграничных стран.

Список литературы

  1. Андрюшина Е. В., Луценко Н. О. Влияние современной российской государственной образовательной политики на процессы образовательной миграции // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — № 66. — С. 210–220.
  2. Гришковец А. А. Административно-правовое регулирование в миграционной сфере // Вестник ВИПК МВД России. — 2022. — № 2 (62). — С. 111–112.
  3. Жеребцов А. Н. Правовое регулирование миграционной политики Российской Федерации : монография. — Краснодар, 2007.
  4. Жеребцов А. Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики) : дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009.
  5. Жеребцов А. Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики) : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009
  6. Кардашова И. Б. Стратегическое управление: реальность или миф // Административное право и процесс. — 2022. — № 7. — С. 8–14
  7. Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 52. (ч. 1). Ст. 8833
  8. Ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
  9. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации//Управление. 2019. No 4. С. 131–139.
  10. Nye, J. Soft Power: The means to success in world politics. New York, Public Affairs Group, 2004. 192 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: