УДК 376.42
Интерактивные методы обучения спортивной гимнастике для детей с интеллектуальными нарушениями: развитие навыков самоуправления и социальной адаптации
Новиков Иван Владиславович – старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья института спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета.
Еремеева Елена Федоровна – тренер-преподаватель Челябинской городской общественной организации «Федерация спортивной гимнастики».
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития социальных навыков детей с нарушениями интеллекта на основе применения интерактивных методов обучения при занятиях спортивной гимнастикой. Разнообразие гимнастических упражнений и элементов позволяет подобрать по уровню подготовленности и возможностям занимающихся практически с любым уровнем.
Результаты проведенного исследования и анкетирования показывают, что проведение занятий спортивной гимнастикой с применением интерактивного метода обучения двигательным действиям способствует развитию социальных навыков детей с нарушениями интеллекта. Выполнение упражнений в парах, взаимодействие детей друг с другом на тренировках способствует развитию у детей способностей к восприятию других людей. Применение интерактивного метода позволяет повысить уровень доверия у детей с нарушениями интеллекта к другим занимающимся и ко взрослым.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения; спортивная гимнастика; коррекционная педагогика; дети с нарушениями интеллекта; социальная адаптация.
Введение
Социализация детей с нарушениями интеллекта является одной из самых актуальных проблем социальной психологии и педагогики [1, c. 309]. Детям с нарушениями интеллекта сложно осваивать нравственные нормы и правила поведения в обществе. О.И. Сапрыкина отмечает, что для умственно отсталых детей процесс формирования прочной системы моральных убеждений особенно труден [2, c. 48].
Нельзя не отметить, что «реформы в сфере образования требуют внедрения новых идей, подходов, принципов, форм организации и внедрения учебно-воспитательных процессов в теорию и практику педагогической мысли» включая образование детей с нарушениями интеллекта [4, c. 32]. В настоящее время происходит поиск наиболее эффективных методов и методик обучения в процессе физического воспитания [3, c. 32].
Спортивная гимнастика – это сложно-координационный вид спорта, в котором занимающиеся должны выполнить упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки и акробатики. Разнообразие гимнастических упражнений и элементов позволяет подобрать по уровню подготовленности и возможностям занимающихся практически с любым уровнем подготовленности. Применение интегративного метода в тренировках допустимо и распространено с детьми в спортивных школах. Применение интерактивного метода на занятиях с детьми с нарушениями интеллекта будут способствовать развитию коммуникативных навыков одновременно с развитием физических качеств.
Цель исследования
Изучить влияние применения интерактивного метода обучения на занятиях спортивной гимнастикой с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальной сфере.
Организация и методы исследования. Практическая часть исследования проводилось на базе спортивного зала федерации спортивной гимнастики города Челябинска. В исследовании приняли участие девочки 7-11 лет с отклонениями интеллектуального нарушения в количестве 17 человек.
В ходе проведения занятий спортивной гимнастикой применялись интерактивные методы. После трех месяцев практической части исследования, проведено анкетирование тренеров и педагогов, которые работают с детьми, участвовавшими в исследовании, а также их родители. Всего в анкетировании приняли участие 24 человека.
В процессе проведения практической части исследования в занятия спортивной гимнастикой были включены интерактивные методы выполнения упражнений. Применение интерактивного метода на тренировочных занятиях по спортивной гимнастике с детьми, имеющими нарушения интеллекта, подразумевает специальную форму организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности занимающихся, при которой участники взаимодействуют друг с другом.
Применение интерактивного метода было реализовано при выполнении следующих упражнений:
- поднимание туловища из положения лежа на спине;
- поднимание туловища из положения лежа на животе;
- наклоны ноги врозь, взявшись за руки друг с другом (в парах);
- наклоны ноги вместе, взявшись за руки друг с другом (в парах);
- приседания взявшись за руки друг с другом (в парах);
- подтягивание на перекладине с помощью партнера;
- бег взявшись за руки (от двух до четырех человек в связке);
- прыжки в сторону взявшись за руки лицом друг к другу (в парах).
Экспериментальная группа детей с интеллектуальными нарушениями занималась спортивной гимнастикой три раза в неделю по 90 минут.
Отметим также что педагогу, во время занятий, необходимо осуществлять психологическую поддержку детей, которая должна осуществляться на протяжении всего занятия [5, c. 62].
Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты анкетирования тренеров, педагогов и родителей на тему проявления навыков самоуправления и социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта после трех месяцев систематических занятий спортивной гимнастикой с применением интерактивного метода.
Талица 1. Результаты анкетирования тренеров, педагогом и родителей детей с интеллектуальными нарушениями
№ |
Содержание вопроса |
Да |
Нет |
1 |
Вы отмечаете, что ребенок стал увереннее? |
15 (62,5%) |
9 (37,5%) |
2 |
Ребенку легче даются повседневные (бытовые) действия, уменьшилась раздражительность? |
12 (50%) |
12 (50%) |
3 |
Ребенок лучше справляется со своими эмоциями? |
18 (75%) |
6 (25%) |
4 |
Ребенок стал более общительным, лучше идет на контакт? |
20 (83,3%) |
4 (16,7%) |
Как видно из проведенного анкетирования, большая часть опрашиваемых взрослых отмечает повышение показателей социальной адаптации и самоуправления у детей. Так, 62,5% опрошенных отмечают, что ребенок стал более уверенным и смелым. Это связано с осознанием ребенка того, что в обществе к нему настроены доброжелательно и он любим и принимаем другими детьми и взрослыми.
Анкетируемые отмечают, что дети стали легче справляться с повседневными делами и меньше проявлять раздражения. Это облегчает эмоциональное состояние детей и родителей, улучшает микроклимат в группе детей.
В целом, взрослые отмечают улучшение эмоционального самоконтроля детей. Они стали более сдержанными и не реагируют излишне эмоционально в процессе общения с другими детьми и взрослыми.
83,7% опрощенных отметили улучшение коммуникативных навыков детей. Дети постепенно становятся более открыты для коммуникации, проявляют больше внимания другим людям, наблюдается снижение признаков страха и психоэмоционального напряжения.
Заключение
Таким образом, проведение занятий спортивной гимнастикой с применением интерактивного метода обучения двигательным действиям способствует развитию социальных навыков детей с нарушениями интеллекта. Выполнение упражнений в парах, взаимодействие детей друг с другом на тренировках способствует развитию у детей способностей к восприятию других людей. Применение интерактивного метода позволяет повысить уровень доверия у детей с нарушениями интеллекта к другим занимающимся и ко взрослым.
К сожалению, нельзя говорить о том, что дети стали лучше понимать эмоции друг друга или эмоции взрослых. Но в тоже время, проявляются признаки развития доброжелательного отношения и снижения страха при контакте с другими детьми.
При организации и проведении занятий спортивной гимнастикой с применением интерактивного метода обучения, тренеру-инструктору необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Подбирать хорошо знакомые упражнения, а также простые для выполнения.
- Необходимо выбирать упражнения, правильность выполнения которых достаточно просто контролировать.
- Подбирать партнера ребенку, нужно отталкиваясь от его желания взаимодействовать с тем или иным участником тренировочного занятия.
- Развитие навыков взаимодействия можно проводить как через взаимодействие с инструктором так и через взаимодействие с другими занимающимися.
Список литературы
- Пархоменко М.А. Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №6-2. С. 309-312.
- Сапрыкина О.И. воспитание устойчивых нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Символ науки. 2022. №8-1. С. 48-50.
- Тухтаев Ж.Ж. Использование инновационных технологий в организации физической культуры и спорта // Вестник науки. 2022. №5 (50). С. 32-36.
- Хайитов Ж.Н. Использование инновационных методов обучения на уроках физической культуры // Academy. 2020. №5 (56). С. 32-34.
- Халилова М.Г. Социализация детей с нарушением интеллекта // Вестник СПИ. 2022. №1 (41). С. 62-64.