УДК 004.032.26:37

Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку с использованием нейросети в инженерном вузе

Пешкова Алла Владимировна – кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры Иностранных языков Экономического факультета Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Аннотация: Важную роль в современном техническом ВУЗе занимает изучение иностранного языка. Существует большое количества иностранных материалов, источников, стандартов и правил (прежде всего, на английском языке), поэтому владение языком является необходимым условием профессиональной подготовки. В статье описан профессионально-ориентированный подход обучения студентов иностранному языку с использованием нейросети.

Ключевые слова: методика преподавания, иностранный (английский) язык в техническом вузе, профессионально-ориентированный подход, нейросеть, логисты, инженеры-механики, строители дорог.

В современном мире знание иностранного языка является необходимым условием для профессионального успеха, особенно для инженеров, работающих в глобальной экономике. В этом контексте профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку становится все более востребованным. Рассмотрим, как профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку может быть применен в инженерном вузе.

Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку предполагает обучение иностранному языку с учетом профессиональных потребностей студентов. Этот подход позволяет студентам развивать навыки коммуникации в своей профессиональной области и повышать их профессиональную компетентность.

Для эффективного обучения иностранному языку, студенты должны изучать специализированный язык и терминологию, связанную с их профессией. Например, логисты должны уметь говорить о международной логистике, транспортировке грузов и складском хозяйстве, механики должны знать термины, связанные с механикой, а строители дорог должны быть знакомы с терминами, используемыми в дорожном строительстве.

Кроме того, студенты должны получить практические навыки коммуникации на иностранном языке в профессиональной среде. Например, логисты могут практиковать переговоры с зарубежными партнерами, механики могут участвовать в обмене опытом с зарубежными коллегами, а строители дорог могут работать в международных командах и участвовать в проектах за границей.

Для реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в инженерном вузе, необходимо создать специальные курсы, которые будут ориентированы на профессиональные потребности студентов. Курсы должны включать в себя специализированный язык и терминологию, а также практические задания и симуляции, которые помогут студентам развивать навыки коммуникации в профессиональной среде.

Одним из эффективных методов обучения языку в профессиональной среде является использование аутентичных материалов. Это могут быть научные статьи, технические документации, деловые письма, презентации и другие материалы, которые используются в профессиональной деятельности. Использование аутентичных материалов позволяет студентам развивать навыки чтения, письма, а также аудирования и говорения.

Кроме того, для эффективного обучения иностранному языку в инженерном вузе необходимо привлекать преподавателей, которые имеют опыт работы в профессиональной сфере. Такие преподаватели могут преподавать курсы, которые будут ориентированы на конкретную профессию и на профессиональные потребности студентов.

Рассмотрим возможности нейросети в профессионально-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в инженерном вузе.

Современный мир становится все более цифровым, и обучение иностранным языкам не является исключением. В последнее время нейросети получили широкое распространение во многих сферах, в том числе и в обучении иностранным языкам. Использование нейросетей может значительно повысить эффективность процесса обучения иностранным языкам в инженерном вузе.

Во-первых, нейросети могут использоваться для автоматической проверки грамматики и лексики, что позволяет ускорить процесс проверки написанных студентами текстов и помогает им улучшить свои навыки письма на иностранном языке.

Во-вторых, нейросети могут помочь создать интерактивные учебные материалы, которые могут адаптироваться к потребностям студентов. Например, можно использовать нейросеть для создания программ обучения, которые будут определять слабые места каждого студента и предлагать индивидуальные задания для улучшения навыков наиболее эффективным способом.

В-третьих, нейросети могут использоваться для создания виртуальных помощников, которые будут помогать студентам в процессе изучения иностранного языка. Виртуальные помощники могут предоставлять студентам доступ к большому количеству материалов на иностранном языке, а также помогать им вести диалоги на иностранном языке, что поможет студентам получить более высокий уровень языковых навыков.

В-четвертых, нейросети могут использоваться для создания систем автоматического перевода, что особенно важно для инженеров, которые должны работать с техническими документами на иностранном языке.

В профессионально-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в инженерном вузе, нейросети могут помочь улучшить понимание технической лексики и специфических терминов, которые используются в инженерных науках и в профессиональной деятельности. Например, нейросети могут быть использованы для создания специализированных словарей и глоссариев, которые будут содержать определения технических терминов и примеры их использования в контексте.

Кроме того, нейросети могут использоваться для обучения студентов произношению иностранных слов и фраз. С помощью распознавания речи и анализа звуковых волн, нейросети могут предложить студентам корректировки и советы по улучшению их произношения.

Нейросети также могут помочь студентам в изучении грамматики и правильного использования грамматических структур. Автоматические системы коррекции ошибок могут быстро определять ошибки грамматики и предлагать альтернативные варианты, чтобы помочь студентам исправить свои ошибки.

Наконец, нейросети могут помочь студентам в понимании интонации и ритма речи на иностранном языке. С помощью распознавания интонации и ритма, нейросети могут помочь студентам лучше понимать естественный ритм речи на иностранном языке, что может улучшить их коммуникативные навыки.

Заменит ли нейросеть преподавателя иностранных языков в техническом вузе?

Нейросеть не может полностью заменить преподавателя иностранных языков в техническом вузе. Несмотря на то, что нейросети могут обладать большой скоростью обработки информации и способностью автоматически анализировать данные, они не обладают такими качествами, как эмпатия, сочувствие и творческий подход, которые могут быть необходимы для эффективного обучения. Кроме того, нейросети не могут адаптироваться к индивидуальным потребностям и интересам студентов, что может привести к снижению эффективности обучения.

Преподаватель иностранных языков, в свою очередь, может адаптироваться к уровню знаний и потребностям каждого студента, выявлять и исправлять ошибки, давать обратную связь, стимулировать интерес и мотивацию студентов и создавать комфортную обстановку для обучения. Кроме того, преподаватель может учитывать особенности профессиональной деятельности студентов и ориентировать курс на развитие их коммуникативных навыков в соответствующих областях.

Однако нейросети могут быть использованы в качестве дополнительного инструмента в обучении, например, для обработки текстов и речи на иностранном языке, создания тестовых заданий, автоматического анализа произношения и т.д. Также нейросети могут быть полезны для самостоятельного изучения языка студентами, например, с помощью приложений для мобильных устройств.

Одним из примеров использования нейросетей для изучения иностранных языков в техническом вузе может быть использование Chat GPT (Generative Pre-trained Transformer). Это модель глубокого обучения, которая обучается на огромном количестве текстовых данных, чтобы понимать связи между словами и предсказывать следующее слово в тексте. Она может помочь в изучении иностранных языков в техническом вузе, предоставляя следующие преимущества:

  1. расширение словарного запаса: Chat GPT может помочь студентам расширить свой словарный запас, предлагая контекстуально-связанные слова и выражения, которые могут быть использованы в конкретных инженерных ситуациях;
  2. практика разговорной речи: Chat GPT может помочь студентам практиковать разговорную речь, предоставляя возможность писать и говорить на иностранном языке в ответ на вопросы, заданные нейросетью;
  3. изучение специфических терминов: Chat GPT может помочь студентам изучать специфические термины, используемые в технических областях, таких как логистика, механика или строительство дорог, предоставляя определения и контекстуальные примеры использования;
  4. автоматический перевод: Chat GPT может помочь студентам переводить тексты с иностранного языка на родной язык и наоборот, что может помочь им лучше понимать материалы, изучаемые на иностранном языке.

В целом, Chat GPT может быть полезным инструментом для студентов технических вузов в изучении иностранных языков, предоставляя индивидуальную практику и обратную связь в удобной для них форме. Однако, не следует полагаться только на нейросеть, а использовать ее в сочетании с традиционными методами обучения, такими как изучение грамматики, чтение, аудирование и общение с носителями языка.

Таким образом, профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку в инженерном вузе позволяет студентам не только овладеть языковыми навыками, но и развить навыки коммуникации в конкретной профессиональной сфере. Для успешного обучения необходимо использование специальных учебных материалов и проведение практических занятий, которые позволят студентам применять свои знания на практике. Введение профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в инженерном вузе поможет студентам успешно реализовать свой профессиональный потенциал в международной среде.

Список литературы

  1. Львович, И. Я. Проблемы создания интеллектуальных систем / И. Я. Львович, Н. Е. Кравцова, Ю. Л. Чупринская // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2018. - № 2 (25). С. 13-15.
  2. Баррат, Д. Последнее изобретение человечества: искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens / Джеймс Баррат; [пер. с англ. Наталья Лисова]. 2-е издание. - Москва: АНФ, 2019. – 396 с.
  3. Английский язык для менеджеров транспортного сектора: учебное пособие / Т.Ю. Полякова, И.В. Зуева. Москва: КНОРУС, 2022. 246 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: