УДК 37:82

Особенности педагогических идей Л. Н. Толстого в произведениях для детей

Ильченко Карина Андреевна – студент факультета Дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Капустина Олеся Олеговна – студент факультета Дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Черкасов Валерий Анатольевич – доктор филологических наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье рассматриваются идеи так называемой «свободной педагогики» Л.Н. Толстого, которые он реализовал в своем творчестве. Основное внимание данного учения направлено на личность учащегося и учителя. Автор исследует особенности произведений Л.Н. Толстого, предназначенных для детей и пытается установить соответствует ли каждое детское произведение возрасту читателя и как оно влияет на его постепенное развитие. Помимо этого, автор показывает совмещение художественного дара Толстого в его самых популярных работах для детей: «Азбука», «Русские книги для чтения» и др. Попытка познать индивидуальность личности каждого человека, одновременно присуща Толстому-педагогу и Толстому-художественному деятелю.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, «свободная педагогика», развитие личности, детская литература.

Гуманизация образовательного процесса является одной из основных целей современной педагогики. Данный процесс предполагает приоритет учебной деятельности в направлении уважения к человеку, его веру, разум и силы. Главным началом современного образования является конечно же личность человека, и в первую очередь обучающегося. Эффективность обеспечения ее в современных образовательных учреждениях происходит с помощью накопленного исторического опыта. Важнейшим таким опытом является творческая и педагогическая деятельность великого российского писателя и мыслителя – Льва Николаевича Толстого. Еще до начала своей деятельности художника, он отличался интересом к педагогике. Толстой неоднократно был замечен за помощью в устройстве школ в своем регионе. Лев Николаевич так серьезно относился к своей деятельности образовательной сфере, что многократно писал о страхе, что его деятельность как писателя помешает современникам серьезно относиться к его второму важнейшему делу.

Идея «свободной педагогики» Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой является основателем идеи «свободной педагогики», в основу которой заложена личность учащегося. Данная система предполагает, что преподаватель должен уделять много внимания потребностям детей и уважать их как личностей, что логично предполагает творческий процесс. Помимо этого, необходимо предоставлять обучающимся свободу выбора – чему и как они хотят учиться, а не заставлять их жить и обучаться по принятым принципам и нормам. Здоровая и свободная личность формируется только свободным путем, который она и выбирает.

Толстой считал, что именно развитие и становление души ребенка способствует настоящему человеческому росту. Именно поэтому, многие справедливо считают, что Толстой скорее психолог и педагог, который способен проникать в души учащихся, показав им, что они являются ядром всего образовательного процесса.

Гуманистическое учение Толстого имеет также определенные рекомендации для учителей. Он понимал, что именно они должны помогать детям в их стремлении к развитию, а также «зажигать огонь в глазах» и помогать находить мотивацию. Если преподаватель сможет дать понять обучающемуся, что он любит его не просто как ученика, а даже как отец или мать, то это будет вызывать огромное доверие со стороны детей, так как они очень чувствительны к процессам любви и им зачастую не хватает внимания в семье и социуме.

Цель разгадать уникальность человеческой личности, заглянуть в неповторимый мир души и воплотить его в своей творческой деятельности было свойственно Толстому как мастеру-художнику. Именно данное обстоятельство связывает его как педагога и литературного деятеля. «Характерной и главной чертой Толстого, – отмечал автор статьи, опубликованной в 1911 году в журнале «Воспитание и обучение», посвященной памяти писателя, – явилось глубокое уважение к личности человека; этим высокогуманным чувством окрашено всё его творчество. Эта проповедь уважения человеческой личности в ребенке, любви к нему лежит и в основе педагогических идей Толстого, в этом их сущность, нравственная красота».

Специфика произведений Л. Н. Толстого для детей

Соединение художественной и педагогической стороны Толстого очень четко можно разглядеть на примере его произведений для детей. Такие произведения Толстого, как: «Русские книги для чтения», «Азбука», «Новая Азбука» имели определенную поэтику, которая была направлена полностью на детей. Это означает, что данные книги должны были вызывать активную реакцию у ребенка и формировать у него желание для работы и развития.

Толстой всегда тщательно занимался проработкой своих произведений для детей, чтобы они были понятными, но и в то же время зрелыми для улучшения их способностей. Известно, что писатель часто общался с детьми и изучал их быт, привычки, интересы и восприятие окружающего мира, что после выражал в своем творчестве.

«Понятность» творческой деятельности Л.Н. Толстого очень часто вызывала восхищающиеся отзывы со стороны его современников. Так, например, можно упомянуть высказывание известного педагога и специалиста в методике преподавания В.П. Острогорского. После выхода в свет «Азбуки» от Толстого, Острогорский писал: «Признаемся откровенно, что нам редко случалось находить что-либо более приспособленное к пониманию даже маленьких детей и в то же время настолько занимательное, художественное, как эти прекрасные рассказы, которые могли быть созданы только одним талантом да живым пониманием детской натуры, приобретенным лично непосредственной школьной практикой автора». Трудно игнорировать мнение такого эксперта, каким являлся Острогорский, а значит, что произведения Льва Николаевича действительно были качественными.

Одной из важнейших особенностей литературы для детей Толстой считал наличие занимательности, которая помогает вызывать любовь к чтению. Сам он писал, что «Для того, чтобы полюбить чтение, нужно было, чтобы чтение было понятно и занимательно <...>. Занимательность есть единственный признак как полезности, так и доступности».

Важным в философии Толстого было то, что она противопоставляла себя теориям традиционного воспитания, которые были построены на насилии. Лев Николаевич считал, что насилие должно полностью отсутствовать в образовательном процессе в виде сформулированной морали, а значит оно должно отсутствовать и в предоставляемой детям литературе. Именно по данной причине, мы можем увидеть, что в его переводе басен Эзопа отсечены моральные сентенции и оставлена только повествовательная часть произведения. Данное обстоятельство предоставляло читающим более широкий простор для их размышлений, а также давало право на неоднозначную трактовку сюжета произведений. Тем не менее, смысловая сторона каждой отдельно взятой работы была частично ограничена из-за специфики басенного жанра, и способы их интерпретации тоже ограничены. Мораль все равно ясно светилась сквозь сюжетную линию, потому что окончательно отказаться от нее Толстой не хотел и не мог. Опыт, который он получил в яснополянских школах, показывал, что «дети любят мораль, но только умную, а не глупую».

До конца не понятно, что именно подразумевал Толстой под понятием «умной морали». Вполне возможно, что здесь речь шла о ненавязчивости нравоучения и о том, что оно не должно быть сформулировано в тексте.

Направленность писателя на детское восприятие со временем привела его к определенному противоречию. С одной стороны, сама идея «свободной педагогики» выступает противником любого нравоучения и навязывания чужой точки зрения. Но также, мы можем заметить, что его проза для детей имела заметные нравоучительные черты и при прочтении можно заметить определенный назидательный смысл.

Заключение

Основной целью Толстого как писателя для детей была попытка замены традиционно сложившейся системы воспитания детей в России с помощью создания новой детской литературы. Конечно же Лев Николаевич её выполнил, но по-своему, как и делал все в своей жизни. История показала, что у Л.Н. Толстого всегда хватало силы духа и храбрости чтобы идти против устоявшейся системы и стараться заменить ее правила.

«Русские книги для чтения», в которых мы увидели объединение художественного и педагогического таланта Толстого предоставили читателям ответы на вопросы, необходимые для эволюции детской литературы XIX века: имеет ли место быть литература, которая предназначена специально для детей; навредит ли её направленность её культурной стороне; какие именно особенности должна иметь литература для подрастающего поколения. Также важно сказать, что в своих лучших работах, Лев Николаевич, показывал, что извлечь что-то новое из его произведений могут не только дети, но и взрослые, которые могут найти новые смыслы, нежели дети.

Невозможно переоценить роль литературы в становлении личности обучающегося. Тем более, когда мы говорим о младшем школьном возрасте, которому свойственна наивная вера в правдивость всего, что скажет им писатель. Именно сохранение этой веры в светлое является важнейшей задачей учителя как психолога и личности. Именно таким преподавателем и был сам Лев Николаевич Толстой.

Список литературы

  1. Александрова Е. А., Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2003. - 450 с.
  2. Арзамасцева И. Н. Детская литература. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. -578 с.
  3. Арискин И. Т. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого в оценке русских и зарубежных ученых и общественных деятелей // Толстой как педагог. Выпуск II. -Тула, 1969. -С. 3-23.
  4. Базилевская А. К. Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей // Культурология. - 2005. -№ 4 (35). - С. 35-45.
  5. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика, 1989. - 542 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: