УДК 37.013
Роль проектной деятельности в развитии познавательного интереса у младших школьников
Бекетова Юлдуз Хемраевна – студент Ставропольского государственного педагогического института
Научный руководитель Колесникова Татьяна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института
Аннотация: Данная статья посвящена изучению роли проектной деятельности в развитии познавательного интереса у младших школьников. В работе изучены особенности проектной деятельности, эффективность её применения в процессе формирования познавательного интереса у младших школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность школьников, младший школьный возраст, метод проектной деятельности.
Познавательный интерес – это «деятельная индивидуальная устремленность личности к окружающему миру» [1, с. 54]. Формирование и развитие данного процесса возможно лишь в результате какой-либо деятельности, среди которой прежде всего выделяется обучение.
Воспитание познавательных интересов детей в образовательном процессе происходит по следующим главным направлениям:
- выбор соответствующего содержания учебных предметов
- собственно организация познавательной деятельности учащихся.
Для эффективного построения процесса обучения в младшей школе особенно важно формирование у обучающихся интереса к процессу познания, к способам поиска информации, ее изучения, анализа и дальнейшего использования [1, с. 55].
Формирование познавательного навыка осуществляется поэтапно, активно прослеживается в практико-ориентированной деятельности, позволяя ребёнку постепенно входить в проблемную ситуацию.
Именно такой деятельностью, направленной на получение, синтезирование, комбинирование, структурирование и использование знаний, является проектная деятельность.
Получение новых знаний о мире составляет предмет познавательного интереса школьников, именно поэтому большую роль в данном процессе играет тщательно продуманный, качественно подобранный материал для проведения учебного занятия. Богатство научного знания - существенное звено в формировании интереса обучающихся к учению.
При личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию в школьном образовании основным условием развития познавательного интереса важнейших и результативных средств работы младших школьников является проектная деятельность.
Основная цель применения проектирования в школьном обучении заключается в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции – практическое применение полученных знаний.
Проектное обучение способствует:
- росту уверенности каждого обучающегося;
- вырабатыванию навыка сотрудничества, умению работать в команде, формированию коммуникабельности;
- обеспечиванию механизма критического мышления, поиску решений при возникновении проблем;
- развитию исследовательских умений учащихся.
Метод проектов направлен на воспитание любознательности обучающихся, формирование навыков сотрудничества, развитие практических умений.
Проектная деятельность строится на сотрудничестве обучающихся и педагога, самостоятельности учеников, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, актуализирует позицию каждого ребёнка в образовательном процессе.
Проектирование состоит из следующих этапов:
- постановка задачи/ проблемы;
- составление плана реализации/ проектирование;
- разработка самого проекта принятого задания/поиск информации;
- непосредственно практическая деятельность/ продукт;
- учет и оценка проделанной работы / презентация проекта [4, с. 51].
В структуру проектной деятельности входят: мотив, цель, средства и результат.
формированию познавательного интереса и устойчивого положительного отношения младших школьников в ходе разработки проектов по разным учебным предметам способствует комплекс внутренних мотивов проектной деятельности.
К этим мотивам относятся:
- «познавательные мотивы, обращенные на удовлетворение потребности в знаниях, умениях, навыках;
- художественно-эстетические мотивы, направленные на удовлетворение потребности в эстетическом восприятии и в выражении своего творческого потенциала;
- духовные потребности – удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании» [3, с. 26].
В.У. Антоненко замечает, что «для развития познавательной активности необходимо, чтобы тема и проблема проекта, «обеспечивающие мотивацию включения младших школьников в процесс самостоятельного познания, находились в области познавательных интересов учащихся и в зоне их ближайшего развития» [3, с. 25], т.е. были им интересны и просты для выполнения.
Суть проектной деятельности заключена в умении выстраивать взаимосвязь между полученными знаниями и их практическим применением, развитии исследовательского навыка, формировании познавательной активности, самостоятельности, творческого потенциала, способности планировать, работать в команде. Всё это направлено на успешное обучение младших школьников и развитие их познавательной активности.
Список литературы
- Дубовкин, В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе / В.А. Дубровкин // Начальная школа. – 2020. – № 9. – С. 51-55.
- Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в начальной школе. Учимся работать индивидуально и в команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – Москва: Интеллект-Центр, 2019. – 136 с.
- Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.Ю. Кулагина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
- Оспанова, Г.С. Организация проектной деятельности школьников / Г.С. Оспанова // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 3 (часть 1). – С. 49-57.
- Усынин, М.В. Проектная деятельность как педагогический феномен / М.В. Усынин // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – 76 № 11. – С. 45-52.