УДК 376

Современные методики формирования предложно–падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Абдулсамедова Диана Шаировна – студент факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского Педагогического института.

Аннотация: Статья посвящена анализу современных методик обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) правильному использованию предложно-падежных конструкций. Автор исследует различные подходы и техники, которые применяются для улучшения речевых навыков у детей данной категории. В статье освещаются методы, направленные на развитие понимания пространственно-временных отношений, которые являются основой для освоения предлогов. Автор делает акцент на важности формирования у детей представлений о семантическом значении предлогов и их использовании как отдельных слов, а также на обучении правильному употреблению падежных форм существительных в сочетании с предлогами.

Ключевые слова: дошкольник, обучение, падеж, предложно-падежные конструкции, грамматический строй, общее недоразвитие речи (ОНР).

Развитие грамматического строя языка имеет фундаментальное значение в процессе становления речевых и психических способностей у детей. Язык и речь играют ведущую роль в формировании мыслительных процессов, речевого взаимодействия, способности к планированию и организации действий, а также в развитии саморегуляции поведения и установлении социальных контактов. Чтобы ребенок мог адекватно воспринимать речь окружающих и точно выражать свои мысли, необходимо освоение грамматической структуры языка. Этот процесс может быть особенно сложным для детей с общим недоразвитием речевых навыков, требуя значительных усилий и специальных подходов в обучении.

В языковой системе, предложно-падежные конструкции представляют собой целостные структурные единицы, играющие ключевую роль в организации речи. Простые предлоги в русском языке занимают значительное место, составляя 11,8% от общего количества слов. Эти конструкции объединяют предлоги с падежами, образуя функциональный комплекс, в котором предлоги служат для выражения отношений между объектами или явлениями. Грамматическое значение предлогов напрямую соотносится с падежными окончаниями, что подчеркивает их важность в структуре языка.

В языке предложно-падежные конструкции формируются путем соединения предлога с существительным, причем форма существительного изменяется в соответствии с падежом, определяемым функцией предлога в предложении. Этот тип конструкций является важным аспектом грамматики, поскольку он позволяет выражать отношения между словами в предложении.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, которое затрагивает как звуковую сторону (фонетику), так и смысловую сторону (лексику и грамматику) языка. В этом случае нарушения в использовании предложно-падежных конструкций являются одним из видов ошибок грамматического строя, которые возникают при недостаточной структурировке предложений [1, с.96].

Основной целью логопедической работы с дошкольниками, страдающими от общего недоразвития речи, является развитие и укрепление их грамматического строя речи. Это включает обучение и закрепление умений по правильному использованию предложно-падежных конструкций. Распространенной трудностью для детей в этом аспекте является неправильное или пропущенное использование предлогов. При этом дети могут допускать различные ошибки, такие как пропуск необходимых предлогов или их неправильное применение в речи. Работа логопеда направлена на помощь в освоении этих важных навыков, что критически важно для развития четкой и структурированной речи у детей.

Распространенной проблемой в речи детей является неправильное использование или пропуск предлогов. Ошибки часто касаются таких предлогов, как «в» и «из», а также пропуск предлогов «над», «около», «перед», «за», «между», «через». Это обусловлено недостаточным пониманием их грамматического значения.

Логопедический анализ, проводимый для выявления нарушений речи у ребенка и определения эффективных методов коррекции, учитывает онтогенетическую теорию развития речи. В соответствии с этой теорией, первоначально у детей формируется понимание и использование таких предлогов с конкретным значением, как «в», «на», «под». Затем, по мере развития речевых навыков, происходит освоение предлогов с более абстрактным значением, таких как «над», «из», «около», «за», «перед», «между», «по» и других. Это позволяет логопеду разработать индивидуальную программу коррекции для ребенка, учитывая его особенности и потребности [2, с.182].

Современная логопедическая практика в изучении детской речи охватывает широкий спектр методов и подходов. В этом контексте логопедические методы тесно переплетаются с нейропсихологическими и психолингвистическими техниками, а также с методами экспресс-диагностики. Это обеспечивает многоаспектный и междисциплинарный подход к диагностике и коррекции речевой деятельности детей с ОНР.

В арсенале методик исследования детской речи имеются разнообразные материалы, которые способствуют более глубокому пониманию речевых расстройств и обеспечивают эффективность как в диагностике, так и в коррекции выявленных нарушений.

Ученые разных научных направлений сходятся во мнении о том, что наличие двух классификаций речевых расстройств создает трудности в формировании логопедического заключения. В связи с этим, многоуровневые логопедические заключения становят приоритетными и успешно применяются специалистами в различных типах учреждений. Это позволяет обеспечить качественное улучшение диагностики и коррекции речевых расстройств у детей [3, с.85].

При изучении предложно-падежных структур, тесно связанных с основными формами косвенных падежей, рекомендуется использовать словосочетания и простые фразовые конструкции. На первой стадии обучения акцентируется внимание на практическом освоении предлогов «в», «на», «под», а также на понимании их базового лексического значения в контексте, указывающем направление движения (ответ на вопрос «Куда?»). Далее следует изучение тех же предлогов в контексте, указывающем на местоположение объекта (ответ на вопрос «Где?»).

Для лучшего усвоения ребенком значений каждого предлога полезно применять практические задания с предметами. Например, ребенку предлагается выполнить определенные действия с предметами согласно инструкции, после чего задаются вопросы о местонахождении предмета, такие как: «Где находится карандаш – на столе, под столом, в столе?». Также полезно обсуждать с ребенком, какие действия были совершены с предметами и в чем их отличия, чтобы углубить понимание использования каждого предлога.

Для усвоения правильного использования предлогов важно систематически практиковать и повторять синтаксические конструкции, включающие эти предлоги. Например, можно задать ребенку вопросы, требующие использования определенного предлога: «Где можно найти книгу? В столе, в шкафу, в ящике? Откуда ее взять? Со стола, из шкафа, из ящика?» и так далее.

В процессе обучения правильному употреблению предлогов, начальный этап включает разъяснение их значений в контексте предложений. Рекомендуемый порядок знакомства детей с предлогами выглядит следующим образом [4, с.106]:

- сначала осваиваются предлоги, указывающие на местоположение, такие как «в», «на», «у», «под», «над», «перед», «за», «около», «между»;

- затем переходят к предлогам, обозначающим направление движения, включая «в», «из», «к», «от», «по», «с(со)», «до», «через»;

- после этого изучаются сложные предлоги, такие как «из-за», «из-под».

Этапы обучения строятся таким образом, чтобы последовательно расширять и углублять понимание ребенком функций и значений различных предлогов.

Рассмотрим современные методики формирования предложно–падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В процессе обучения дети активно закрепляют и углубляют свои знания, принимая участие в практических занятиях. Одной из основных задач является определение количества слов в предложении и выделение предлогов как отдельных элементов речи. Особое внимание уделяется различению между схожими по значению предлогами, требующими использования одинаковых падежных форм, и пониманию семантики слов, которые управляют выбором предлогов. Такой подход не только повышает интерес и эффективность занятий, но и делает обучение более взаимодейственным и динамичным.

В рамках логопедической практики коррекционно-развивающие игры и упражнения интегрированы в различные формы занятий. Это включает групповые и индивидуальные сессии с логопедом, а также работы по развитию речи, проводимые вместе с педагогами и воспитателями. Занятия могут включать совместную деятельность с педагогами во время утренних или дневных сессий, а также выполнение домашних заданий в сотрудничестве с родителями.

Особое внимание уделяется упражнениям на звукопроизношение для закрепления употребления предлогов. Например, при работе над звуком [в] фокусируется внимание на предлоге «в», при звуке [н] – на «на», при [п] – на «по» и «под», при [к] – на «к», при [о] – на «о», «от», «около», и при [с] – на «с» («со»). Для звука [з] акцентируется на предлогах «за», «из», «из-за» и так далее. Такой подход способствует не только развитию правильного произношения, но и улучшает понимание и усвоение функций предлогов в речи [5, с.168].

Для повышения эффективности обучения детей правильному использованию предложно-падежных конструкций рекомендуется применение различных визуальных методов. Это включает использование графических символов, специально разработанных опорных схем и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации. В работе с детьми особенно полезным является моделирование различных ситуаций с использованием конкретных предметов, а также применение интерактивных компьютерных игр и пиктограмм. Например, можно использовать схематические изображения человечка, показывающие его в различных положениях: идущим, стоящим, сидящим или бегущим.

В заключение отметим, что процесс обучения использованию предложно-падежных конструкций у детей дошкольников с ОНР начинается с развития понимания пространственно-временных отношений. Ключевые этапы обучения включают формирование у детей способности правильно использовать падежные формы существительных в сочетании с предлогами, развитие навыков управления словами с помощью предлогов, обучение составлению предложений на основе шаблонов и схем с использованием предлогов, а также закрепление умения анализировать и правильно употреблять предложения с предлогами.

Список литературы

  1. Эм Е.А. Логопедия: нарушение темпа речи заикание: практикум: Практикум / под. ред. Е.А. Эм — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 96 с.
  2. Эм Е.А. Дошкольная логопедия (практикум): Учебное пособие / Е.А. Эм, О.П. Демиденко — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 182 с.
  3. Демиденко О.П. Арт-педагогика и арт-терапия в образовании детей с ОВЗ: Практикум / О.П. Демиденко, Н.А. Прядко — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 85 с.
  4. Артеменко О.Н. Педагогика и психология: Учебное пособие / О.Н. Артеменко, А.Д. Ложечкина — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 106 с.
  5. Эм Е.А. Дошкольная логопедия (курс лекций): Учебное пособие / Е.А. Эм — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 168 с.