УДК 159.9.01
Роль искусства в формировании и развитии личности
Синь Юйбо – студент подготовительного курса Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности влияния произведений искусства на детей в ходе их воспитания и развития. Перечисляются и расшифровываются основные формы и последствия знакомства детей и подростков с литературой, музыкой, изобразительным и прикладным искусством, театром и кинематографом.
Ключевые слова: Роль искусства в воспитании, эстетическое воспитание, литература и дети, музыка и дети, живопись и дети, формирование личности ребёнка, развитие личности ребёнка, искусство и педагогика.
Цель исследования. Определение роли искусства в воспитании детей, формировании и развитии их личностных характеристик. Выработка рекомендаций по внедрению произведений искусства в воспитательный и образовательный процессы.
Проблема исследования. Различия в образовательных программах, а также различный подход к домашнему воспитанию приводят к тому, что дети могут недополучать элементы эстетического воспитания. Предполагается, что это может привести к проблемам в зрелом возрасте, а также спровоцировать девиантное поведение.
Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.
Введение
Роль искусства в воспитании детей, формировании и развитии их личности в классической системе отечественного воспитания никогда не ставилась под сомнение. Классическим примером образовательного учреждения, в котором знакомство с изящной словесностью, музыкой и изобразительным искусством входило в основную программу, является Царскосельский лицей [1]. При этом обучение музыке, стихосложению и другим видам искусства было взято за правило как в домашнем, так и в институциональном образовании не только в дореволюционной России, но и в советское время. В значительной мере эта традиция сохранилась и в современной Российской Федерации.
Для нашей страны является типичным обучение детей в музыкальных и художественных школах, посещение ими различных кружков, которые развивают их таланты – при этом без ущерба основной образовательной программе. В этом состоит одно из основных отличий российской и европейской образовательных систем: в России даже общеобразовательная программа включает в себя достаточно глубокое знакомство с различными видами искусства, в частности, при изучении таких предметов как литература, МХК и т.д. В то время, как не во всех европейских странах есть в школьной программе даже базовый курс литературы.
- Позитивное влияние искусства на формирование личности.
Перечислим основные направления воздействия произведений искусства на детскую психику, прокомментировав их примерами.
Развитие эмоционального интеллекта. Взаимодействуя с произведениями искусства, будь то повесть, картина или музыкальная пьеса, ребёнок погружается в предложенную ему систему образов, которых он учится понимать через описание или изображение их поступков, по внешнему виду или другим критериям. Развивается эмпатия, сопереживание, умение оценивать других и формировать свой мнение по отношению к их поступкам.
Развитие творческих способностей. Знакомясь с тем, что было создано другими людьми, ребёнок осознаёт, что тоже может быть создателем: рисовать, писать тексты или музыку, лепить, танцевать, играть на сцене и т.д. Происходит очень важный процесс – осознание себя творцом, создателем, а не исполнителем. Именно первые детские переживания от встречи с искусством часто становятся причиной выбора творческой профессии на всю жизнь. [3]
Расширение эрудиции. Даже если у ребёнка от природы больше предпосылок к развитию рационального, а не творческого мышления, знакомство с лучшими образцами отечественной и мировой культуры существенно обогатит его кругозор, расширит словарный запас, музыкальный багаж и т.д. Как правило, дети с развитой эрудицией, не имеют проблем с памятью и другими когнитивными способностями.
Знакомство с различными ситуациями. Дети обучаются социально одобряемым формам поведения через демонстрацию различных ситуаций. Но далеко не все жизненные ситуации можно смоделировать в процессе воспитания, а воссоздание некоторых – вообще нежелательно. Изучая жизнь через произведения искусства (в первую очередь, литературные и вторичные по отношению к ним кинематографические и театральные), дети «проигрывают» в своём сознании различные модели поведения, оценивают их правильность, эффективность, этичность и допустимость в реальности.
Развитие ассоциативного мышления. В связи с тем, что искусство оперирует системой образов – визуальных, лексических, музыкальных и т.д. – знакомство с различными его образцами провоцирует создание в сознании детей ассоциативных связей, что позитивно сказывается на логическом мышлении, развивает способность сравнительного анализа.
Стимулирование нестандартного, образного мышления. Ещё одно преимущество знакомства детей с образцами культурного наследия – возможность развития нешаблонного мышления, поскольку великие произведения искусства – это всегда открытие чего-то нового, а в некоторых случаях – выраженный латеральный сдвиг мышления.
Таким образом, мы видим, что роль искусства в формировании и развитии личности трудно переоценить – оно влияет на развитие логического, ассоциативного, творческого мышления, эмоционального интеллекта и тем самым формирует гармоничную личность, готовую ко вступлению во взрослую жизнь. [4]
- Негативное влияние отсутствия знакомства детей с произведениями искусства.
Говоря о позитивном влиянии искусства в формировании и развитии личности ребёнка, нельзя выпустить из виду обратную сторону этой ситуации, а именно – игнорирование знакомства детей с образцами культурного наследия. Распространено ошибочное мнение, что дети, которые мало читают, не ходят в театр, слушают только один музыкальный жанр, но при этом, например, усиленно занимаются математикой или программированием, ничего не теряют в своём развитии. Однако пример европейских стран, где обязательное знакомство детей с искусством сведено к минимуму (например, в скандинавских странах), говорит об обратном.
Главной опасностью в этом случае является отсутствие таких черт личности, как сострадание, сопереживание, способность делиться своим мнением по поводу абстрактных тем, а в результате – ослабление социальных связей даже внутри семьи, то есть с первым кругом общения. Ещё одна проблема – плохое усвоение социальных, этических, моральных, нравственных норм, поскольку обучение этому происходит именно через образцы мировой литературы, кинематографа и т.д. Восприятие информационного потока ребёнком осуществляется в непрерывном режиме, поэтому если он не получает информацию о правильном поведении, не узнаёт о традиционных общечеловеческих ценностях, то на место этих сведений приходят иные, зачастую, негативного характера. Например, боевики, компьютерные игры и другие информационные продукты, пропагандирующие (или просто демонстрирующие, в детском возрасте достаточно и этого) насилие, агрессию, жестокость, правонарушения и другие формы очевидно нежелательного поведения. [2] Более того, «альтернатива» искусству – шоу-бизнес и т.д. – зачастую формирует неправильные ценности: приоритет материальных благ, пренебрежение человеческими отношениями, отсутствие уважения и любви к людям и животным и т.д.
В итоге ребёнок может проявлять не только недисциплинированность и плохую успеваемость, но и откровенно девиантное поведение, вплоть до совершения правонарушений и преступлений. Таким образом, опасность игнорирования роли искусства в формировании личности имеет не эстетическое или отвлечённо-идеалистическое, а вполне конкретное практическое значение – оно приводит к воспитанию негармоничной, плохо социализированной личности.
- Способы интеграции произведений искусства в воспитание детей и формирование их личности.
Среди наиболее востребованных способов вовлечения детей в сопереживание лучшим образцам культурного наследия и формирования благодаря этом их личности, можно назвать:
- знакомство с литературными произведениями (дома с родителями, на уроках литературы, в формате внеклассных чтений и посещения литературных мероприятий);
- проведение встреч с людьми искусства – писателями, художниками, музыкантами (общаясь с ними, дети приобщаются не только к созерцанию результатов творческого труда, но и знакомятся с процессом создания произведений искусства);
- посещение музеев, выставочных залов, заповедников (при этом не стоит ограничиваться только картинными галереями, следует обратить внимание также на литературные музеи, мемориальные квартиры и усадьбы известных творцов, тематические музеи и т.д.);
- расширение музыкального кругозора самыми различными способами – от коллективного прослушивания и обсуждения музыкальных произведений до проведения музыкальных вечеров для полноценного знакомства с жанром и/или автором, исполнителем, композитором;
- проведение интерактивных мероприятий в формате литературных игр, мастер-классов, викторин и т.д., целью которых является не только знакомство детей с произведениями искусства, но и вовлечение в процесс творчества, а также проверка в игровой форме объёма и качества усвоения ими материала.
Следует помнить, что по-настоящему увлечь детей искусством можно только совместными усилиями родителей (и других близких), преподавателей общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, а также путём формирования вокруг ребёнка творческой, интеллектуальной среды. В этом случае или он сам начнёт проявлять и развивать свои творческие способности, или создание творческой обстановки простимулирует раскрытие других способностей, например, в научной сфере. Так или иначе, гармоничное развитие рационального и эмоционального мышления пойдёт на пользу и ему, и обществу, частью которого он является.
Заключение
Формирование гармоничной личности, успешного в социальном, профессиональном, семейном плане человека невозможно без знакомства его с раннего возраста с произведениями искусства самых различных видов и жанров. Вовлечение в этот процесс в семье, в школе, на внешкольных мероприятиях позволяет значительно ускорить и углубить процесс развития рационального и эмоционального интеллекта, воспитать эрудированного, разностороннего, самостоятельно мыслящего человека. А именно это является главной целью образовательного и воспитательного процессов.
Список литературы
- Бакал Л. Как учили детей в Царскосельском лицее. – URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/5901348-chas-svobodnogo-vremeni-v-sutki-no-nikakikh-nakazany-kak-uchili-detey-v-tsarskoselskom-litseye (дата обращения: 02.02.2024).
- Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности. – Современные проблемы науки и образования. – №6. — 2014 г.
- Заховаева А.Г. Искусство и его роль в формировании личности. – URL: https://www.dissercat.com/content/iskusstvo-i-ego-rol-v-formirovanii-lichnosti (дата обращения: 02.02.2024).
- Мельников А.В. Роль искусства в развитии личности. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037747 (дата обращения: 02.02.2024).