УДК 75.04
Культурное наследие Астрахани или история создания и бытования знаменитого полотна Бориса Кустодиева
Примакова Мария Владимировна – магистрант факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета, научный сотрудник филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева».
Аннотация: В статье рассмотрена история написания известным художником Борисом Кустодиевым его знаменитой картины – последнего живописного портрета дочери Ирины. Произведение создавалось в период с 1924 по 1926 гг. и в настоящее время находится на малой родине мастера в собрании Астраханской картинной галереи. В работе представлены интересные факты из истории бытования произведения, воспоминания самой героини портрета и особенности нелегкого периода творчества последних лет жизни Кустодиева.
Ключевые слова: Борис Кустодиев, портрет дочери, культурное наследие, Астрахань, музей, любимая модель.
Введение
Со дня рождения известного русского живописца Бориса Кустодиева прошло 145 лет. Это значимое событие в сфере искусства, для всех ценителей и исследователей творчества мастера, для потомков художника, и, конечно, для единственного мемориального музея – филиала Астраханской картинной галереи. Дом-музей Б.М. Кустодиева был основан в 2002 году и на сегодняшний день насчитывает 206 подлинных предметов, что, несомненно, является гордостью астраханцев, культурным наследием региона. Коллекция производит впечатление на гостей города, приезжающих со всех концов России, из-за границы, познакомиться с живописью, графикой, скульптурными работами Кустодиева, увидеть его личные вещи, раскрыть для себя многогранность его таланта. Экспозиция разместилась в семи залах и включает в себя произведения художника, созданные им в различный период профессиональной деятельности, в разных техниках, стилях и жанрах. Жемчужиной астраханской коллекции, особенно среди портретов, является портрет дочери Ирины Борисовны Кустодиевой, созданный мастером за год до смерти. О данном произведении пойдёт речь.
О Кустодиеве
Борис Кустодиев один из самых оригинальных и самобытных художников России. Родился в Астрахани 7 марта 1878 года, где получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. Через десятилетия пронёс будущий художник наблюдения детства и юности, чтобы воссоздать их потом на своих ярко-красочных полотнах. Кустодиев всегда был верен себе, любил всей душой Россию, никогда не сворачивал с пути мастера бытописателя, и оставался одним из лучших портретистов своего времени.
Расцвет творчества Кустодиева пришелся на начало XX столетия – времени войн и идеологических переворотов. На долю художника пришлось немало испытаний: в раннем детстве – смерть отца, в семейной жизни – смерть третьего ребёнка, затем – болезнь и инвалидность. Революцию Кустодиев «встретил», будучи уже в инвалидном кресле, неспособный самостоятельно передвигаться. Сильный духом, жизнелюбивый, светлый, он продолжал заниматься любимым делом, делом всей своей жизни – искусством. Голод, холод, нужда, которые испытал художник со своей семьей в те годы, конечно, тоже найдут отражение в его произведениях. Кустодиев сохранил полноту жизни, творчества, впечатлений, работал до последнего дня и оставил после себя богатое художественное наследие. Он, несомненно, был сильной личностью. Большую поддержку находил в своей семье: супруге, сыне и дочери.
Б.М. Кустодиев получил славу портретиста, он создал портреты известных личностей – императора и его семьи, артиста Ф. Шаляпина, композитора Д. Шостаковича, ученых П. Капицы и Н. Семёнова, актёров Монахова и Ершова, писателей М. Волошина и В. Воинова и др. Среди поздних портретов Б.М. Кустодиева выделяется портрет дочери Ирины (1926). В нем художника увлекает яркий темперамент модели. Ирина Борисовна Кустодиева изображена в эффектной позе, её облик, поза, выражение лица наполнены радостью и женским обаянием.
О картине в музее
В декабре 1972 года Ирина Борисовна Кустодиева передала свой живописный портрет, написанный отцом в 1926 г., на временное хранение в Государственный Русский Музей. Согласно протоколу № 151 от 25 декабря 1972 года экспертно-закупочной комиссии Русского Музея была рекомендована оценочная стоимость картины – 900 рублей. В апреле 1973 года действующий на тот момент директор Астраханской картинной галереи –советский художник-график, заслуженный деятель искусств Николай Николаевич Скоков подписал акт о поступлении «на постоянное хранение в основной фонд» Портрета (1926), который был приобретен закупочной комиссией галереи у владельца – Ирины Борисовны Кустодиевой. Стоимость оказалась буквально символической. В 1973 году на эти деньги нельзя было приобрести даже автомобиль (ИЖ-2125 «Комби» стоил 6746 руб.), тогда как сегодня стоимость живописных работ Бориса Кустодиева исчисляется миллионами.
С того времени, то есть уже пятьдесят лет, портрет любимой дочери и любимой модели художника бережно хранится на его малой родине, в Астрахани, в мемориальном музее. Работа поступила в собрание после реставрации и по сей день сохранила свой внешний вид. Картина является жемчужиной астраханской коллекции. Посетители музея, задерживаясь у знаменитого полотна, отмечают эффектность модели и колорит, отличие стиля написания от более ранних портретов, мастерство и особое отношение к портретируемому – «чувствуется душа и свет».
За время своего существования картина побывала на 14 выставках: посмертных, персональных, художников РСФСР и других. На период бытования в Астраханской картинной галереи пришлось пять из них: четыре состоялись в Астрахани и одна в Москве. В 2008 году Портрет И.Б. Кустодиевой экспонировался на выставке «Авангард: шедевры каспийской столицы», где занял почетное место среди работ известных мастеров и оставил яркие воспоминания у посетителей. Вот, один из отзывов: «Маленькая, но очень запоминающаяся выставка… Некоторые произведения, например, два полотна Кандинского и портрет Кустодиева, наверняка, займут достойную нишу в вашей памяти...». Выставка посвящалась празднованию 450-летия Астрахани и 90-летия Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина и открылась в отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Так писали в СМИ о данном культурном событии: «… Наталия Дмитриевна Марисова, директор астраханского музея рассказала, что главная интрига блистательной экспозиции в открытии хорошо известных имен: Сергея Герасимова, Василия Кандинского, Аристарха Лентулова, Марка Шагала. Поскольку здесь они представлены совершенно в ином качестве — в самом начале своей художественной карьеры. Астрахань – родина выдающегося русского художника Бориса Кустодиева. На выставке представлены два полотна мастера: «Портрет И.Б. Кустодиевой» и «Летний праздник».
В 2020 году в Доме-музее Б.М. Кустодиева прошла выставка «Милая Путя» к 115-летию со дня рождения И.Б. Кустодиевой (1905 – 1981), представившая рисунки, живопись, документы и фотографии из семейного архива, переданные в дар дочерью и потомками художника.
Пополнение коллекции музея – всегда значимое событие. Это возможность прикоснуться к творчеству мастера, в прямом и переносном смысле, это возможность изучения и научного исследования предмета, это новые выставки, новые идеи и концепции, это гордость и достояние региона. Портрет И.Б. Кустодиевой не единственная работа известного живописца, пришедшая в музей из первых рук – рук близкого родственника, любимой дочери. От Ирины Кустодиевой было принято 33 произведения Бориса Кустодиева: большая их часть в 1964 году (24 наименования), остальные – в 1960-х гг. Благодаря Ирине Борисовне Кустодиевой в филиале Астраханской картинной галереи расширилась основная экспозиция и прошли десятки фондовых выставок о творчестве художника, у которого «…и душа-то по природе астраханка».
Как писалась картина
Согласно различным источникам портрет И.Б. Кустодиевой (1926) Борис Михайлович начал писать с конца 1924 года. В это время художник жил в квартире в Ленинграде. Поездки из дома были редкими, но наполняли мастера яркими впечатлениями, которые становились источником его будущих картин. Энергию и вдохновение он черпал из встреч, проходивших у них дома: в гости приходили друзья, знакомые, близкие, молодежь. Писатель Е.И. Замятин упоминал об особой атмосфере в доме, которую создавал Борис Михайлович вокруг себя, наполняя жизнью и светом свои картины и всё окружающее.
В эти годы Кустодиев, пожалуй, чаще, чем прежде, возвращается к своим воспоминаниям, описывая подробности сцен, увиденных в детстве в провинциальном городке, к ярким впечатлениям из поездок по Волге, к счастливым моментам отдыха с семьей в «Тереме», который он построил в Костромской губернии. Его картины насыщенны, удивительно точны, продуманы в деталях.
О том времени, когда Кустодиев писал портрет Ирины, сохранились воспоминания самой дочери (сборник под редакцией М.Г. Эткинда и Б.А. Капралова. 1967). Любимая модель известного живописца рассказывала, что, когда отец начинал работу над картиной, дверь в мастерскую закрывалась, в доме должно было быть тихо. Он не любил, по её словам, чтобы кто-то заранее видел написанное, поворачивал мольберт. Как признавалась Ирина, вместе с братом Кириллом они всё же подглядывали и радовались каждому мазку. Когда он приступал к написанию портрета, то сначала присматривался к человеку, искал его манеру, характерную позу, затем просил разговаривать, улыбаться.
Ирина вспоминала: «Папа всегда любил писать полных. Я угодила ему, выросла «в его вкусе». И я много позировала – стоя, сидя, лёжа; не только для портретов, но и для персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций». Как признавалась дочь художника, иногда уставала, теряла позу во время сеансов, но тут же приободрялась по просьбе отца, всегда, с самого детства любила ему позировать. «В 1926 году папа написал мой последний портрет в синем платье с обнажённым левым плечом. «В новой манере», – сказал он. Портрет очень интересен по освещению. Я его храню».
Одновременно, с конца 1924 по начало 1926 гг. Б.М. Кустодиев пишет ещё одну знаменитую картину, для которой ему позировала дочь Ирина – «Русская Венера», представленная в собрании Нижегородского художественного музея. Вариант работы в технике линогравюры находится в коллекции Астраханской картинной галереи, он был передан в дар Т.К. Кустодиевой, внучкой мастера, в 1997 году.
Последние два года творчества особенно тяжело дались живописцу. Как вспоминала Ирина, у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля. «Он стойко и мужественно переносил лишения, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить», – вспоминала дочь мастера.
О модели
Б.М. Кустодиев писал Ирину с момента её рождения (первый рисунок сделал, когда ей было четыре часа отроду) и до последних своих дней. Самый последний портрет, начатый в конце 1924 года и законченный в 1926-м стал поистине шедевром, выражающим безграничную любовь отца к дочери, мастера – к творчеству. На нём Ирина предстает молодой красивой девушкой, ей 21 год. Она учится в Институте сценических искусств, выступает на сцене Ленинградской филармонии, читает стихи под аккомпанемент. Кустодиев, как и обещал, изображает её «в новой манере».
В 20-х годах XX столетия в Советской России и СССР действует новая экономическая политика (НЭП), сменившая старую политику и призванная вывести страну из экономического упадка после Гражданской войны. Новая политика, новое государство, новые законы и, соответственно, новая жизнь, цели, задачи, взгляды и идеи, и новая мода. Для советской городской моды 1920-х были характерны те же черты, что и для общеевропейской: женщины носили платья с заниженной талией, чулки, шляпки-клош; мужчины носили костюмы из коверкота, фетровые шляпы и т.д. Особенно изменилась женская мода вследствие усилившейся эмансипации.
На портрете Ирина Кустодиева в платье глубокого синего цвета, без рукавов, с открытым плечом. Талия свободна, платье собрано в складки пряжкой с цветными камнями. Покрой предельно прост и в то же время эффектно смотрится на молодой модели, контрастируя со светлой, шелковистой, светящейся кожей девушки. Шляпка-клош синего цвета с розово-красными цветами покрывает красивую голову с завитыми локонами короткой стрижки в стиле «а-ля гарсон» и прекрасно дополняет простой и лаконичный образ героини. Юность, свежесть, сексуальность подчеркивает естественный румянец и яркая помада на губах. Украшения модели немногочисленны: два кольца – на мизинце правой руки и безымянном пальце левой, изящно прижатой к груди. В правой руке листы с текстом: возможно, Ирина готовится к выступлению. Голова слегка обращена вправо в трёхчетвертном повороте, что придает динамичность портрету. Взгляд спокойный, уверенный, устремленный вдаль.
Несмотря на некоторую сдержанность сюжета и колорита, портрет является одним из лучших проявлений мастерства живописца. На полотне доминируют синий и желтый цвета. Кустодиев гармонично сочетает их оттенки, создавая эффект кажущегося свечения. С помощью цвета художник уверенно моделирует лицо героини, заставляя зрителя заглянуть в спрятанные под тень шляпки, глаза.
Ирина Кустодиева родилась 31 мая 1905 года, была вторым ребенком в семье. Училась в школе, а затем в Институте сценических искусств. До начала Великой Отечественной войны Ирина Борисовна работала в различных театрах и Ленинградской областной филармонии. В 1942 году была эвакуирована из родного города, а после окончания войны снова вернулась в Ленинград и стала заниматься концертной деятельностью, одновременно участвуя в организации выставок работ своего отца. И.Б. Кустодиева была дважды замужем, ушла из жизни в 76 лет.
Ирина Борисовна приезжала в Астрахань в 60х годах ХХ века на конференцию в педагогический институт, посетила выставку картин Б.М. Кустодиева, консультировала специалистов, состояла в переписке с искусствоведом О.М. Рындиной и историком-краеведом А.С. Марковым. В Астрахани сохранилась фотография о встрече Ирины Борисовны с астраханскими деятелями культуры и художниками Н. Масленниковым и Н. Скоковым, сделанная в залах картинной галереи.
В собрании Астраханской картинной галереи представлено десять изображений Ирины Борисовны, преимущественно графических, созданных её знаменитым отцом в разные годы, показывающие Ирину малышкой, подростком, девушкой. Портреты дочери написаны с особой нежностью и теплотой.
Заключение
Портрет И.Б. Кустодиевой (1926), созданный Борисом Михайловичем в последний период творчества, хранится в художественном мемориальном Доме-музее в Астрахани, как желала того дочь мастера. Сотрудники с большим трепетом и гордостью сохраняют представленный шедевр, изучая и популяризируя жизнь и творчество Кустодиева в научных кругах и среди обывателя. Жанр портрета для живописца был одним из предпочитаемых. Любовь к изображению образа, передаче типов, характеров, личности портретируемого, начавшаяся ещё в подростковом возрасте на первых уроках у Павла Власова, захлестнувшая в студенчестве на предметах Ильи Репина, прошедшая через весь творческий путь художника, сформировала индивидуальный стиль письма, почерк – портрет-картину, темную фигуру на светлом, праздничном фоне.
Кустодиев оставил после себя богатое художественное наследие, много работая, отчаянно любя «своё искусство». И тем не менее, семья для мастера была превыше всего. Всю жизнь он испытывал самые нежные и теплые чувства к своей супруге и детям, написал с них множество рисунков и картин. Ирина же, младшая дочь стала любимой моделью для мастера, с раннего детства с интересом, желанием и терпением, позировавшая часами для своего папы.
Список литературы
- Березовская К. Галерея искусств «KGallery». Каталог выставки «Борис Кустодиев и художники Поволжья», С-Пб., 2007.
- Ватаман В.П. Фотоальбом Кустодиевых – в подарок Астрахани // Золотая палитра. 2011, № 2 (6).
- Ватаман В.П. Дом-музей Б.М. Кустодиева в культурном пространстве региона. Электронный журнал. 2014г.
- Капралов Б.А., Эткинд М.Г. Б.М. Кустодиев. Издательство художник РСФСР Ленинград, 1967. (И.Б. Кустодиева. Дорогие воспоминания).
- Лебедева В.Е. Борис Михайлович Кустодиев. Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. Издательство наука Академия наук СССР. Институт истории искусств министерства культуры СССР. Москва 1966.
- Лебедева В.Е. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. Автор Москва «Детская литература». 1984.
- Произведения Б.М. Кустодиева в собрании Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Каталог. – М.: Голден Би, 2013.