УДК 75

Жизнь и творчество итальянского художника Джорджо Моранди

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Джорджо Моранди был одним из величайших итальянских художников начала XX века. Влияние учений Сезанна, Андре Дерена, кубизма и великих мастеров итальянского Возрождения позволило ему прийти к оригинальному живописному синтезу, характерному для его работ. Молодой художник из Академии изящных искусств в Болонье поначалу обратился к футуризму, который, однако, рано угас. На полотнах художника в основном изображены пейзажи, особенно пейзажи Гриццаны, деревни в Эмилии, к которой он был очень привязан, а также цветы и натюрморты.

Ключевые слова: Джорджо Моранди, живопись, Италия.

Джорджо Моранди родился в Болонье 20 июля 1890 года в семье Андреа и Марии Маккаферри. Джорджио проявлял художественную предрасположенность, о чем свидетельствует работа, обнародованная болонской Галереей современного искусства, изображающая небольшую композицию из цветов, которую он написал в возрасте около пятнадцати лет и в которой уже прослеживается композиционный подход, ставший стилистической отличительной чертой художника. В 1907 году Моранди поступил в Академию изящных искусств в Болонье, где познакомился и подружился с Освальдо Личини и Северо Поццати. Если первые годы обучения прошли отлично, то последние годы учебы в академии характеризовались спорами с профессорами: это было связано с изменением интересов художника, который уже определил свой собственный автономный и индивидуальный язык. Влияние пришло из Парижа, города, куда в 1915 году переехал его друг Личини, и позволило Моранди быть в курсе актуального искусства. Из современных художников наибольшее влияние на Моранди оказали Андре Дерен, Поль Сезанн, Анри Руссо и Пабло Пикассо. Однако в эти годы художник также проявил большой интерес к итальянскому искусству прошлого (в 1910 году во Флоренции он увидел работы Джотто, Массаччо и Паоло Уччелло).

Вместе со своими друзьями Освальдо Личини, Северо Поццати и Джакомо Веспиньяни молодой болонский художник обратился к футуристической поэтике после того, как художник Филиппо Томмазо Маринетти воспламенил умы студентов Болонской академии. Он участвовал в различных футуристических вечерах между Моденой и Болоньей, а также посетил выставку Pittura Libera Futurista (1913-14), организованную во Флоренции журналом "Lacerba". Три тортеллини", как прозвали трех друзей (Моранди, Личини и Веспиньяни) из-за шляп, которые они носили, провели выставку в болонском отеле Baglioni, не имеющем отношения к Академии. Моранди представил тринадцать полотен, в том числе "Ритратту делла сорелла" (1912-1913), четыре пейзажа и две "Природы Морте". Хотя Моранди был очень привязан к поэтике футуризма, он все же сохранял определенную независимость от поэтики Маринетти, обращая свой взгляд за пределы Альп: в частности, к кубистическим экспериментам и работам Сезанна. Моранди получил должность учителя рисования в начальной школе от муниципалитета Болоньи, которую он сохранял до 1929 года.

В 1915 году его призвали, но через месяц, заболев, он был демобилизован. В эти военные годы у Моранди было время для размышлений, и многие его полотна были уничтожены самим художником. Несмотря на этот период дезориентации, художник, пусть и ненадолго, нашел утешение в метафизической живописи, о чем свидетельствуют десятки работ, в том числе "Метафизический натюрморт" (Natura morta metafisica) и "Натюрморт с шаром" (Natura morta con palla), обе датированы 1918 годом. 1918-1919 годы были важны для Моранди, так как он познакомился с такими художниками, как Джорджо де Кирико, главным представителем метафизической живописи, и Карло Карра. Оба художника тяготели к журналу Марио Брольо, художника и коллекционера, знаменитому "Valori plastici": журнал теоретизировал восстановление национальных ценностей и возвращение к фигуративной живописи классического образца. Джорджо Моранди стал одним из главных действующих лиц этого направления. Пока художники посвящали себя экспериментам на своих полотнах, Марио Брольо организовал ряд групповых выставок в Германии (в том числе в Берлине), а затем во Флоренции в 1922 году устроил выставку "Флорентийская весна».

Несмотря на свою приверженность "пластическим ценностям", Моранди принимал участие и в других выставках: он присутствовал на двух выставках Novecento Italiano в миланском Permanente в 1926 и 1929 годах, а благодаря художественному критику Маргерите Сарфатти некоторые его работы выставлялись в Париже (Galleria Bonaparte), Базеле и Буэнос-Айресе. Моранди также был очень близок к интеллектуальному окружению журнала "Il Selvaggio", которым с 1924 года руководил Мино Маккари. С журналом Маккари было связано движение "Strapaese", целью которого было восстановление сельской местности, основанной на традициях и простоте. Моранди очень хорошо выражал этот дух, и Маккари посвятил болонскому художнику длинную статью в журнале "Il Resto del Carlino", в которой подчеркивал "итальянскость" и "подлинность" его искусства.

В 1950-е годы картины Моранди стали более абстрактными, он размещал свои суда на фоне плоских, лишенных перспективы цветовых прерий. На картине "Natura Morta" (1961), представленной в Robilant + Voena, изображен горшок на вершине двух простых узких ваз, а также третий сосуд с зауженной талией, расположенный на фоне квадрата, разделенного между тонами пустынного песка и облачного серого. Моранди не всегда благосклонно относился к сравнениям с другими художниками. В эссе для журнала Il Libro, которое также доступно на сайте Robilant + Voena, итальянский критик Лаура Маттиоли рассказывает, что в конце жизни Моранди историк искусства Франческо Арканджели написал монографию, в которой сравнивал художника с различными современниками, включая движение Art Informel, французский аналог абстрактного экспрессионизма. Моранди отверг этот текст. Вторая критика, написанная Ламберто Витали, представила его как изолированный талант.

Отказ Моранди от коллективного духа отразился в двусмысленности его политики. Хотя его трудности военного времени наводят на мысль о радикальных симпатиях, реальность гораздо более туманна. Несомненно, в 1920-х годах Моранди симпатизировал фашизму и в дальнейшем участвовал в выставках Strapaese, консервативной группы художников, которые подчеркивали местные культурные традиции. После войны коммунистическая партия обвинила Моранди в апатии, когда он отказался выступить против фашизма.

Но примечательно, что Моранди также отказался присоединиться ко многим итальянским художникам, которые подчинились призыву режима к созданию мифических, фигуративных изображений, прославляющих имперскую славу Италии. Его преданность своим сосудам с их непримиримой невыразительностью говорит о человеке, который избегал общественному пути. Или, как он сам сказал: "Можно объехать весь мир и ничего не увидеть. Чтобы достичь понимания, нужно не видеть многого, а пристально вглядываться в то, что видишь".

Список литературы

  1. Маркова В. Э. Вселенная по имени Моранди // Джорджо Моранди. 1890– Работы из собраний Италии и России / ГМИИ им. А. С. Пушкина, Фонд Роберто Лонги, Флоренция. – Каталог выставки. – М.: Арт Волхонка, 2017. – С. 23–53. – 360 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: