УДК 80

Роль невербальных средств в формировании имиджа журналиста

Лю Шиюй – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье отражены вопросы роли невербальных средств в формировании имиджа журналиста. Доказано, что богатая речь всегда будет залогом успешной реализации профессионального и творческого потенциала личности. В значительной степени это зависит и от умения удачно использовать в общении все средства невербальной речи.

Ключевые слова: невербальное средство, невербальное поведение, невербальная коммуникация, журналист, имидж.

Для достижения коммуникативной грамотности необходимо освоить не только вербальные, но и невербальные инструменты общения. Образ человека, его имидж играет решающую роль во взаимодействии между людьми. Умело выбранная и переданная образность помогает сформировать положительное впечатление в начале общения, почувствовать уважение и доверие аудитории.

Невербальное общение является одной из ключевых составляющих формирования имиджа. С помощью зрительного восприятия человек усваивает гораздо больше информации по сравнению с аудиальным.

Невербальное общение необходимо не только в повседневной жизни, но и в работе журналиста. Оно играет огромную роль в управлении профессиональной жизнью, формировании отношений. Уверенная манера поведения, чуткое слушание или способность интерпретировать невербальные сигналы собеседника могут иметь решающее значение для того, как его воспринимают в рабочем мире и насколько эффективно достигает журналист поставленных целей.

Для успешной деятельности журналисту необходимо обладать не только глубокими знаниями в своей области, но также навыками психолога, уметь эффективно представлять себя, иметь глубокое понимание особенностей человеческого характера и грамотно использовать невербальные средства коммуникации, такие как мимика и жесты.

Разговорное взаимодействие можно сравнить с танцем, где каждый человек должен делать движения и по очереди, не наступая друг другу на ноги. Невербальное общение помогает нам регулировать нашу беседу, чтобы нам не приходилось постоянно перебивать друг друга или ждать в неловкой тишине между репликами говорящего. Высота тона помогает нам указать другим на наши разговорные намерения. Повышение тона обычно указывает на вопрос, а нисходящее — на конец мысли или окончание разговорного хода. Мы также можем использовать понижающийся тон, чтобы указать на завершение, что может быть очень полезно в конце выступления, чтобы сигнализировать аудитории, что вы закончили, что сигнализирует о аплодисментах и предотвращает неловкое молчание, которое в конечном итоге заполняется говорящим: «Вот и все». это» или «Спасибо». Мы также сигнализируем, что наша очередь подходит к концу, прекращая жестикулировать и переключая взгляд на человека, который, по нашему мнению, заговорит следующим

Итак, тип коммуникации, при котором происходит общение без слов называется невербальной коммуникацией. Она раскрывает эмоции, намерения, желания и настроение собеседника. Включает в себя громкость голоса, выражение лица, положение тела и внешний вид, оказывает сильное влияние на общение лицом к лицу [2, с. 150]. Еще две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов: «Все движения души должны сопровождаться жестами, способными объяснить дела души и мысли: жесты кисти руки, пальцев, всей руки, протянутой вперед, ударяющей о землю ноги, особенно мимика глаз; жесты похожи на язык тела, который понимают даже дикари и варвары». [4]

Невербальное общение можно разделить на осознанное и неосознанное.

В осознанном общении люди пытаются скрыть свои чувства с помощью слов, однако неосознанное невербальное общение раскрывает скрытые чувства. При осознанном невербальном общении можно управлять невербальными сигналами, посылаемыми собеседнику. Неосознанная невербальная коммуникация - это ряд движений, которые часто бывают непроизвольными, и сам человек даже не знает, что делает их, например, более громкое дыхание, вздох, выдох, движение бровей, подергивание губ, скрежет зубов, повышение голоса, положение тела и положение тела и мелкие движения.

Невербальную коммуникацию можно разделить на четыре категории в зависимости от типа знаков:

  • Паралингвистические: тональность, высота тона, громкость, дрожание голоса. Важное значение имеет то, как сказана речь.
  • Кинестетические: движения тела, с помощью которых люди показывают свои желания, намерения и чувства. Это движения рук, ног, кистей, глаз и бровей, которые помогают взаимодействовать с людьми. Они показывают собеседнику, приятен ли ему человек или нет, искренен ли он и имеет ли добрые намерения.
  • Тактильные: самая ранняя форма общения между людьми. Осязание - одна из самых важных вещей для человека с самого рождения. Поцелуи, объятия необходимы для корректного развития ребенка. Прикосновение может оказывать целительное воздействие на человека, когда ему грустно или одиноко.
  • Проксемические: пространственная физическая близость и отношение тела по отношению к собеседникам.

Способность распознавать данные сигналы и адекватно откликаться на них представляет собой существенный элемент социального интеллекта. Благодаря этому журналист может проявлять сострадание и укреплять отношения с людьми. Глубокое понимание эмоционального интеллекта и его значения может помочь ему улучшить способность не только передавать невербальные сигналы, но и правильно их понимать.

Оценка языка тела и жестов часто основывается на личных взглядах и сильно подвержена контекстуальным факторам. На практике один и тот же жест, такой как кивок головой, может иметь разные значения в зависимости от ситуации, выражая одобрение, нетерпение или даже иронию.

Журналист имеет возможность тщательно подготовить свое выступление, аккуратно составив текст, подобрав релевантные примеры и представив убедительные аргументы. Однако, при скучной презентации спикер не сможет эффективно использовать все преимущества голосовых модуляций, пауз и жестов, а также не будет сопровождать свою речь подходящими жестикуляциями лица.

Навык убедительного выступления и представления новой информации является ключевым элементом успеха для журналиста. Осведомленность о невербальных коммуникационных средствах не только помогает более эффективно представлять информацию, но и значительно обогащает понимание собеседника.

По результатам исследований психологов треть информации о человеке, который является собеседником, и его намерения возможно узнать непосредственно не из того, что человек говорит, а по его поведению, а значит по невербальной коммуникации. Существует 5 ее главных каналов: мимика, жесты, зрительный контакт, голосовые свойства, пространственное поведение [1].

Таким образом, чтобы успешно осуществлять профессиональную деятельность журналиста, нужно знать и уметь использовать невербальные средства общения. Они являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым. Будучи носителями значительной части коммуникативной информации, невербальные средства могут способствовать, препятствовать или даже исключать возможность межличностного общения. Поэтому так важно научиться использовать эти средства в профессиональной деятельности журналиста, дополняя ими уместно употребленные аудиальные средства.

Список литературы

  1. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ, – – 112 с.
  2. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, – – 592 с.
  3. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции / В.А. Лабунская // Социальная психология: учеб. Пособие / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. –М: Аспект Пресс, – 2003. – 475 с.
  4. Аленикова С.И. Язык жестов//Наука и жизнь. – 1985. – № 7. – С. 143-147.

Интересная статья? Поделись ей с другими: