УДК 80

Роль использования графических изображений в новостных статьях на примере информационного агентства «Синьхуа»

Вэй Сыюй – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Данная работа посвящена определению роли использования графических изображений в новостных статьях. Материалом исследования послужили новостные статьи информационного агентства «Синьхуа». В процессе исследования оценивается частота встречаемости графических изображений в материалах исследования в целом по новостному порталу, а также отдельно по рубрикам, определяются функции графических изображений, выполняемые в каждой рубрике. Обобщается роль использования графических изображений в новостных статьях.

Ключевые слова: СМИ, графические изображения, фотографии, рисунки, инфографики, информационное агентство «Синьхуа», функции графических изображений, роль графических изображений.

В современном медиапространстве, как отмечает А. Л. Свитич, невербальные средства коммуникации перестали быть вторичным источником информации и стали полноценной составляющей медиатекста. Они не уступают по значимости вербальным средствам и часто имеют более высокий информационный потенциал и больше возможностей для применения [2, с.54]. К таким невербальным средствам относятся и графические изображения.

С развитием цифровых медиа и социальных сетей графические изображения стали применяться более часто, т.к. визуальный контент играет ключевую роль в привлечении аудитории. Они помогают создать запоминающийся и привлекательный внешний вид новостной статьи, что способствует ее распространению и эффективной коммуникации с читателями.

Графические изображения в новостных статьях могут быть представлены в виде:

  • рисунков (карикатур, шаржей, комиксов и т.д.);
  • фотографий;
  • инфографиков (графиков, карт, диаграмм, схем, таблиц) и т.д. [4].

Комбинация графических изображений и текста позволяет создать более полноценный и интересный контент, способствуя эффективной передаче информации.

На портале «Синьхуа» [3] основным используемым графическим средством в новостных статьях является фотография, что можно объяснить спецификой агентства. «Синьхуа» является официальным информационным агентством КНР, опубликованные им новостные сообщения отличаются высоким уровнем документализма и информативности, что соответствует фотографии в наибольшей степени среди прочих видов графических средств [4]. М. М. Иерусалимова отмечает, что «фотографии играют роль заголовков, привлекают внимание, улучшают качество дизайна. Каждая фотография является частью страницы, поэтому она должна гармонично сочетаться с другими элементами. Кроме того, фотография – это не только образ, но и документ» [1, с. 34].

На русскоязычном сайте в разделе «Китай» представлены семь рубрик: Политика, Экономика, Общество, Культура, Наука, Внешние обмены, Голос Китая. Для анализа выбрано 120 новостей (по 15 в каждой рубрике) методом сплошной выборки (последние опубликованные новости в каждой рубрике). Определено, что из 120 новостей только 25 сопровождаются фотографиями.

В рубриках «политика» и «внешние обмены» по 3 новости из 15 дополнены графическими изображениями. Фотографии выполняют иллюстративную функцию. На них запечатлены конкретные люди и события (собрания, семинары и т.д.), о которых идет речь в статьях. С точки зрения эмоциональной окраски такие фотографии нейтральны. Они служат визуальным дополнением к тексту и помогают читателям лучше воспринять представленную информацию.

В рубрике «экономика» две новости сопровождаются фотографиями (одна фотография содержит в себе изображение производства, другая – туристов на площади), в рубрике «наука» - 4 (с изображением космоса и запуском ракет). В целом, фотографии в данных рубриках также нейтральны, однако функция у них другая – привлечение внимания. Яркие фотографии в данном случае не отражают содержание статьи в полной мере, но привлекают внимание читателей, вызывают у них эмоциональную реакцию и создают атмосферу благополучия.

Также только две новости из 15 содержат в себе фотографии в рубрике «Общество». Здесь можно выделить еще одну функцию графических изображений в новостных статьях – фотографии могут вызывать эмоциональную отзывчивость у читателей. Например, статья «Три человека погибли, пятеро получили травмы в результате землетрясения магнитудой 7,1 в Синьцзяне» [3] дополнена фотографией с изображением военнослужащих Народной вооруженной полиции Китая, устанавливающих палатки для эвакуированных в уезде Уши округа Аксу. Такая фотография вызывает беспокойство у читателей, сочувствие к пострадавшим, желание им помочь. Создание эмоциональной связи, позволяет читателям более глубоко погрузиться в контент. Они способны вызывать самые разные эмоциональные реакции, что помогает установить близкую связь между статьей и аудиторией.

Больше всего фотографий опубликовано в рубрике «культура» - из 15 исследуемых 11 проиллюстрированы. Это можно объяснить тем, что такая рублика является более развлекательной, чем все предыдущие. На всех фотографиях передана атмосфера радости, доброты, счастья. Фотографии в данной рубрике выполняют все перечисленные выше функции: иллюстративную, привлечения внимания, а также передачу эмоций.

В рубрике «Голос Китая» фотографий не выявлено.

Отдельно можно рассмотреть раздел портала «Синьхуа» «Фото», в котором новости выстроены таким образом, что графические изображения (фотографии соответственно) имеют первостепенное значение, а к ним уже добавляются пояснения в виде отдельных предложений. Здесь на первый план выходит информативная функция графических изображений в новостных статьях. Информативная – основная функция фотоизображения на сегодняшний день, т.е. основное назначение, сводится к передаче информации.

Обобщая вышесказанное, можно определить ряд функций, которые выполняют графические изображения в новостных статьях:

  • декоративная функция;
  • информативная функция;
  • иллюстративная функция;
  • функция привлечения и удержания внимания читателей;
  • функция эмоционального воздействия.

В новостных статьях информационного агентства «Синьхуа» графические изображения используются не часто, исключением является рубрика «культура» и специальный раздел с фоторепортажами, в которой по большей части новости имеют развлекательный либо познавательный характер. Среди разных видов графических средств, наиболее предпочитаемым в Синьхуа является фотография, отличающаяся высоким уровнем документальности, привлекательности, информативности. Она является средством познания и интерпретации реальности, передает атмосферу события, привлекает внимание к материалу. Кроме того, фотографии фиксируют факты и со временем некоторые из них становятся важными документами, свидетельствами того или иного события.

Фотография важна в статьях, так как она помогает иллюстрировать и пояснять текст, устраняя его неопределенность. Путем использования фотографий читатель может глубже погрузиться в контекст статьи и создать ощущение присутствия и участия в описываемых событиях. Разнообразные фотоснимки имеют психологическую и динамическую природу, способные вызывать сильное эмоциональное воздействие на читателя. В этом смысле фотографии выполняют роль регулирующего механизма, устанавливающего определенную модальность, которая характерна для текста.

Список литературы

  1. Иерусалимова М.М. Фотоиллюстрации в новостных материалах интернет-СМИ // Медиасреда, 2020. - №1. - С.32-37.
  2. Свитич А.Л. Некоторые аспекты изучения графической иллюстрации как элемента медиатекста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2014. - №4. - С.54-64.
  3. Синьхуа // русскоязычная версия официального сайта [Электронный ресурс] URL: https://russian.news.cn/index.htm (дата обращения: 24.04.2024).
  4. Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп: электрон. журн. 2014. Вып. 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru /node/1654 (дата обращения: 24.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: