УДК 791.43-2

Репрезентация образов прошлого в современном российском историческом кинематографе

Пепеляева Алена Андреевна – студент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: Статья исследует влияние киноискусства на формирование образов прошлого и их восприятие массовой аудиторией, сосредотачиваясь на историческом игровом кино. Отмечается, что, несмотря на увеличение интереса к фильмам как источнику исторической информации, киноискусство не всегда стремится создать «альтернативную историю». Статья анализирует понятие «образ прошлого» в гуманитарном контексте и его воздействие через исторические фильмы.

Ключевые слова: репрезентация, художественный образ, исторический образ, история, кинематограф, отечественное кино, историческое прошлое, игровое кино.

В современной российской кинематографии отводится значительное место репрезентации образов прошлого, являясь ключевым элементом формирования коллективного исторического сознания. Исторические кинокартины не только воссоздают события и эпохи, но и строят образы прошлого, влияя на восприятие зрителей и оказывая воздействие на общественные представления. В данной статье мы проведем анализ репрезентации образов прошлого в современном российском историческом кинематографе, выявляя особенности и влияние этого процесса на формирование культурных и исторических норм в современном обществе. Освещение этой темы позволит более глубоко понять, каким образом кинематограф, как художественное средство, содействует формированию и переосмыслению образов прошлого в современном российском контексте. В последнее десятилетие интерес широкой публики к фильмам как источникам информации о истории стран и народов значительно возрос [2, с. 116].

Современные кинофильмы, особенно исторические, стали неотъемлемой частью культурного ландшафта, привлекая особое внимание молодого поколения. Эта предпочтительность связана с тем, что кинематограф предоставляет молодежи удобную и доступную форму познания прошлого [7, с. 742; 8]. Визуальные образы, динамичные сюжеты и звуковые эффекты делают исторические события более живыми и привлекательными для молодых зрителей.

Однако, важно осознавать, что несмотря на визуальное обилие и зрелищность, кинофильмы не всегда являются абсолютно достоверным источником информации о прошлом. Хотя фильмы могут воспроизводить образы и события, они часто подвержены художественным изменениям и литературным лицензиям в целях создания интересного и увлекательного сюжета. Это может привести к искажению исторических фактов, а также к формированию в зрителях неверных представлений о конкретных периодах и явлениях прошлого.

Следовательно, важно подходить к просмотру исторических фильмов с критическим взглядом и использовать их скорее, как источник вдохновения и развлечения, нежели как полностью достоверное историческое изложение [1, с. 8]. Развивая интерес к истории через кино, молодежь также должна стремиться к более глубокому изучению исторических источников, чтобы формировать более полное и точное представление о прошлом.

Понятие «образ прошлого» используется для обозначения представлений о ключевых исторических событиях в общественном сознании. Структура исторического образа, как абстрактно-символьной модели прошлого, включает базовые элементы, такие как имя и форма (текстовая, иконографическая, аудиовизуальная). Образы отражают свое время и изменяются вместе с обществом, при этом в понимании этого самого общества, образ, воссоздаваемый в сознании, воспринимается как действительность [12].

Литература по изучению образов прошлого позволяет глубже понять особенности восприятия истории. Образы могут нести научную или ненаучную информацию и становятся основой для мифа [6, с. 130]. Тесная связь между историческим образом и мифом является ключевым аспектом общественного исторического сознания. Образы прошлого, превращаясь в мифы, играют важную роль в обществе, объясняя и оправдывая текущие события, выполняя мировоззренческие функции и поддерживая идеологию и религию – две основные силы в борьбе за душу и сознание человека.

Художественный фильм может быть рассмотрен как источник исторической информации в различных аспектах. Во-первых, он может служить средством восстановления фактической исторической действительности. Во-вторых, он может применяться для создания образов прошлого, выступая в качестве историографического источника, который представляет научные и общественные представления о прошлом [2, с. 114]. Реконструированный образ прошлого выступает в роли посредника между прошлым и настоящим, репрезентируя идеализированные черты, связанные с нравственными и социокультурными ценностями и оценками. Исторические фильмы, как произведения художественного творчества, активно участвуют в формировании образов прошлого и оказывают воздействие на общественное восприятие через историческую науку, образование и СМИ [2, с. 115]. Образы прошлого тесно связаны с социальными представлениями о конкретных исторических периодах и подвержены изменениям в связи с исторической памятью, убеждениями и идеологией. Смена идеологических установок влияет на восприятие исторических явлений и событий, создавая сложности в определении критериев соответствия образа культурно-исторической действительности [3, с. 63; 1, с. 33; 11; 4, с. 38].

Историческое кино, ставшее в XX веке одним из наиболее влиятельных и массовых средств репрезентации прошлого, вносит существенный вклад в разработку проблематики репрезентации истории в современных научных исследованиях. В области современной исторической науки активно развивается направление, связанное с изучением истории исторического сознания, исторической культуры и памяти. Особенно важное место в анализе исторического сознания новейшего времени занимает изучение исторических кинофильмов. Многие дискуссии вокруг фильмов сосредотачиваются на спорах о достоверности сюжетных поворотов, воссозданных характерах, деталях быта и так далее.

В различных странах и в научных традициях трактовка исторического фильма и самого понятия истории может существенно различаться. Это разнообразие приводит к тому, что кинематографические произведения, относящиеся к историческому жанру, разнятся по содержанию и форме. Кроме того, восприятие исторического фильма изменяется со временем. Одним из ключевых аспектов становится соотношение истории-реальности и истории-текста в историческом фильме. Представленная в фильме история-текст воспринимается зрителем как историческая реальность, и аудиовизуальные произведения оказывают сильное воздействие на историческую память. Исторические фильмы оказывают более сильное воздействие, чем произведения других жанров, поскольку они напрямую обращаются к реальным событиям.

На рубеже XX‒XXI веков в области кинопроизводства наметился сдвиг в представлении образа прошлого, с отходом от архивно-документального метода. Вместо этого стал акцентироваться на свободной интерпретации историко-бытовых деталей, иногда даже с их «осовремениванием». Такая тенденция зависит от идейно-тематической основы и жанра фильма. В дискуссиях между историками, археологами-реконструкторами и режиссерами-продюсерами возникают вопросы о точности и объективности воссоздания прошлого в кино- и телепроектах. В историческом кино часто подчеркивается необходимость идеальной достоверности из-за широкой доступности фильмов в интернете. Тем не менее, эксперты в области искусствоведения и истории признают, что в историческом игровом фильме допустимы отклонения от фактов, если они служат эстетической и идеологической правдой истории [10].

Критерием успешного воссоздания образа прошлого на экране также является передача ментальности реконструируемого времени. Этот критерий отражен в сценарной концепции фильма и в реконструкции образа жизни, межличностных отношений и мотивации персонажей [9]. Подчеркивается различие между художественным подходом к идее и мировоззрению прошлого в историческом фильме и идеалистическим подходом в исторических науках. Создателям фильма предстоит сложная задача: понять идеи, определявшие исторические действия, и передать их содержание с использованием художественных средств, создавая эстетическую и идеологическую правду истории [10].

Часто такое соответствие проявляется в кинопроизводствах, основанных на литературных произведениях, отражающих культурно-исторические реалии, близкие авторам, или в биографических фильмах, стремящихся выразить цельный образ реальной исторической личности и передать ее влияние на исторические события [9]. Однако некоторые фильмы подвергаются критике из-за нарушений в реконструкции быта, костюмов и событий, а также из-за несоответствия исторической мотивации персонажей [9]. Термин «псевдоисторический фильм» применяется к работам, допускающим некорректную интерпретацию исторических событий или включающим вымышленные элементы в реальные исторические сюжеты [8]. Популярность исторических фильмов, несмотря на их иногда недостаточную точность в воссоздании прошлого, подчеркивает необходимость обсуждения и установления «общих стандартов в понимании историко-культурного контекста» [10].

Так, сегодня многие люди строят свои представления о прошлом, преимущественно опираясь на исторические фильмы и другие произведения экранных искусств. С момента своего появления кинематограф остается мощным средством воздействия на сознание и психическую сферу человека. Результаты опросов свидетельствуют о том, что среди источников знаний о истории России кинофильмы уступают по популярности только учебникам (школьным или вузовским курсам истории). Среди аудиовизуальных источников, таких как кино, радио, телевидение и др., кинематограф занимает лидирующее положение. Изучение влияния кинематографа как фактора формирования общественного сознания представляется неотъемлемым в исследованиях новейшей истории и современности.

Список литературы

  1. Огнев К.К. Реалии истории в художественной системе фильма: Основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.03 2003.
  2. Глебова И.И. Травматическое прошлое и национальная политическая культура // Политическая наука. 2006. № 3. C. 114–139.
  3. Лысова Н.А. Визуализация образа советской эпохи в аудиовизуальных произведениях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2 (28). C. 61–66.
  4. Мариевская Н.Е. Время в кино / Мариевская Н.Е., Москва: Прогресс-Традиция, 2015. 334 c.
  5. Сложеникина Н.С. К проблеме художественной правды и истины в искусстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. C. 118–123.
  6. Халитова С.Е. К вопросу о соотношении понятий концепт и образ // Вестник КазНУ. Серия филологическая. 2010. № 6 (130). C. 130–134.
  7. Худякова Е.В., Путилова Е.В. «Воплощенная» история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности // Вестник Башкирского университета. 2014. № 2 (19). C. 742–745.
  8. Шамин С.М. Советский и российский кинематограф о европейцах в русской истории: Древняя Русь и Россия раннего Нового времени (памяти С.С. Секиринского) [Электронный ресурс]. URL: http://rosmir.iriran.ru/current.php?id=53 (дата обращения: 14.01.2024).
  9. Образ прошлого в кинематографе («исторические фильмы») // Поиск условного равновесия с небольшой погрешностью [Электронный ресурс]. URL: https://asterod.livejournal.com/14929.html (дата обращения: 14.01.2024).
  10. Итоги видеоконференции «Историческое кино: мера правды и вымысла» – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/news/itogi-videokonferentsii-istoricheskoe-kino-mera-pravdy-i-vymysla/ (дата обращения: 14.01.2024).
  11. Исторический фильм // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: https://cinema.academic.ru/3095/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC (дата обращения: 14.01.2024).
  12. Современный философский словарь (1998). ОБРАЗ [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/modern/articles/250/obraz.htm (дата обращения: 14.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: