УДК 93/94

Место личного примера в формировании личности обучающихся (по материалам биографии А.Ф. Пивнева)

Кузьминова Ольга Александровна – магистрант Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина

Научный руководитель Котлярова Ольга Александровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина

Аннотация: в статье представлен анализ деятельности А.Ф. Пивнева в контексте трудовой деятельности в городской школе. Описан вклад А.Ф. Пивнева в развитие школы, а также района. Данный пример может послужить примером в воспитательном процессе подрастающего поколения.

Ключевые слова: учитель, школа, личность, обучение, мораль, ценности.

Школа играет важную роль в системе формирования личности. Она предоставляет учащимся не только знания и навыки, но и учит социализации, развитию личностных качеств и взаимодействию с другими людьми. Школа также предоставляет возможность для саморазвития и самосовершенствования личности. Она способствует формированию личностных ценностей, мировоззрения, этики и морали. В школьной среде происходит взаимное взаимодействие между учениками и педагогами, а также учащимися внутри класса. Это создает возможности для развития самосознания, самоконтроля, адаптации в коллективе и уважения к различиям между людьми.

В целом, школа в системе формирования личности играет важную роль в становлении индивидуальности и социализации ученика. Она предоставляет базу для образования и развития, а также помогает формировать ценности, навыки и качества, которые необходимы для достижения успеха в жизни.

Директор является одним из ключевых фигурантов системы школьного образования. Он осуществляет высшее руководство и управление школой, координируя работу преподавателей и персонала, а также обеспечивая качество образования и соблюдение правил и процедур. роль директора в системе школьного образования заключается в обеспечении эффективного функционирования школы, достижении высоких результатов обучения и создании безопасной и поддерживающей образовательной среды для учеников и педагогов. Не менее важным фактором успешной деятельности является личный пример руководителя [2]. Так, например, Алексей Федорович Пивнев на сегодняшней день является частым объектом воспоминаний учителей, чья педагогическая карьера составляет 30-40 лет. Умение вдохновить и поддерживать сотрудников, а также стимулировать их к развитию и достижению поставленных целей – не все навыки Алексея Федоровича. Свою популярность он приобрел после того, как вернулся с фронта.

В среднюю школу № 3 был назначен летом 1971 года директором школы, где работал до 1998 года [3]. Это человек добрый, спокойный, уравновешенный, обладал большой выдержкой, никогда не повышал голос ни на кого, будь то ученик, учитель или родитель, считался с мнением учителей, принимал во внимание предложения родителей. При нем в школе работал сплоченный коллектив учителей, учащиеся отличались дисциплинированностью.

По определению сослуживцев Алексей Федорович был «головой и руками» школы, он поставил школу на ноги [5]. Это хороший хозяйственник, руководитель, учитель, человек, который умел находить общий язык с каждым, будь то ученик, учитель или руководитель организации предприятия, шеф школы. Он хорошо знал нужды школы. В это время в школах вводится трудовое обучение: для девочек – мед. сестра, швея, а для мальчиков среднего звена – столярное дело, старшего возраста – автодело. Машина в школе была только грузовая, старая. Чтобы вести обучение вождению автомобиля машина должна была всегда быть исправной. Благодаря умелому руководству директора часы вождения автомобиля проводились согласно графику в полном объеме. Учащиеся школы успешно сдавали экзамены в ГАИ и получали водительские удостоверения. В школе проводились дни здоровья, «Зарницы». Ежегодно в период летних каникул для старшеклассников работал лагерь труда и отдыха, а младших и средних классах – школьный лагерь «Солнышко». Проводились экскурсии на школьном транспорте в Киев, Полтаву, Волгоград, Москву, Прохоровское поле (Курская дуга), в музей Первой конной армии, Холки. Организовывались поездки к Азовскому морю и для учащихся, и для коллектива учителей [3].

Школа принимала активное участие во всех смотрах, конкурсах, спартакиадах, олимпиадах районного и областного масштаба, постоянно занимала призовые места. При нем был построен своими силами тир, лучший в районе, где проводились со старшеклассниками мальчиками занятия по военной подготовке, а также районные соревнования. Был построен автокласс, столярная мастерская, оборудован кабинет по домоводству, оборудована спортивная площадка. В первые годы работы Алексея Федоровича школа отапливалась от своей котельной. Сложно было найти хороших кочегаров. Бывало так, что кочегар выходил из строя (заболел) и чтобы не вывести отопление из строя, директор с инструкторами по вождению автомобиля всю ночь «кочегарили» до прихода смены.

Формирование личности подрастающего поколения является сложным и многогранным процессом, который зависит от многих факторов, таких как семья, образование, социальная среда и технологии. Одним из основных факторов формирования личности является семья. Семейные ценности, отношения между родителями и детьми, родительская поддержка и воспитание играют важную роль в формировании самооценки, ценностных ориентаций и социальных навыков.

Еще одним важным фактором является образование. Образовательная система, содержание учебных программ, методы преподавания и уровень педагогического мастерства учителей влияют на развитие интеллектуальных способностей, навыков критического мышления, творческого потенциала и профессиональных ориентаций подростков.

Социальная среда, в которой растет подрастающее поколение, также играет важную роль в формировании их личности. Культура, традиции, социальные нормы и стереотипы, доступные возможности и ограничения, общественные институты и группы влияют на ценности, социальные роли и самоидентификацию подростков.

Сильная личность играет важную роль в образовательном процессе, поскольку она может стать источником вдохновения, мотивации и поддержки для учащихся. Вот несколько способов, которыми сильная личность может оказать положительное влияние на образование. В целом, сильная личность играет важную роль в формировании подрастающего поколения, обеспечивая им необходимую поддержку, мотивацию и пример для следования. Она помогает молодым людям стать уверенными, нравственно сильными, успешными и самостоятельными.

Список литературы

  1. Иванов Л.П. Теоретические аспекты содержания образования на развитие личности подростка на примере гуманитарных дисциплин / Л.П.Иванов // The Scientific Heritage. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-soderzhaniya-obrazovaniya-na-razvitie-lichnosti-podrostka-na-primere-gumanitarnyh-distsiplin (дата обращения: 03.01.2024)
  2. Ларионова О. Компетентность - основа контекстного обучения / О. Ларионова // Высш. образование в России. – 2005. – № 10. – С. 118-122.
  3. Мартынов А.Ф. Белгородский край в истории СССР / А.Ф.Мартынов. – М.И. Карагодин, Ю.И.Гончаренко, А.П. Чиченко, П.М. Беляев, М.Д. Фатьянов. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 1982. – 143 с.
  4. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути решения // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 2. – С. 28-32.
  5. Шаповалов В.А. Война глазами фронтовиков-белгородцев / В.А. Шаповалов. – Белгород, 2005. – 517 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: