УДК 94.37

Эстетика принципата: зрелища в контексте пропаганды Октавиана Августа

Тарасова Любовь Валерьевна – Кандидат исторических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Герасимов Никита Игоревич – студент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Аннотация: Статья посвящена празднествам, учреждённым при Августе и проводимым в Риме. Рассматриваются торжества, связанные с датами и событиями личной жизни и политической карьеры Октавиана в контексте становления принципата и пропаганды его официальной идеологии. Авторы приходят к выводам, что в период принципата Октавиана Августа в Риме появились новые публичные празднества – Ludi Actiaci или Ludi Pontificales, Ludi Natalicii, Ludi Volcanalici, Ludi Martiales, Ludi Decennales, Ludi Augustales, Ludi Saeculares. Торжества были важным инструментом выражения официальной идеологии, которая обеспечивала общественную поддержку деятельности принципата. В определённом смысле многочисленные ludiс участием Августа подготовили его посмертное обожествление.

Ключевые слова: Октавиан Август, принципат, политическая пропаганда, зрелища, гладиаторские игры, театральные представления, гонки на колесницах.

Во время правления Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.) возникает и развивается новая для Римского государства форма организации власти – принципат, для укрепления которого император и его администрация активно использовали пропаганду, осуществляемую посредством литературы, архитектуры, скульптуры, изображений на монетах. Нельзя отрицать, что и в республиканскую эпоху отдельными политиками проводились разнообразные агитационные акции, но именно при Августе «политической пропаганде начинает придаваться чрезвычайно важное значение, и она впервые приобретает черты государственного предприятия» [3, с. 210]. Особое место среди инструментов официальной пропаганды, занимали ludi (игры, празднества, торжества), обращённые к самой широкой аудитории.

Публичные игры – ludi – являлись весьма значимым элементом жизни римского общества, посредством которых решались как религиозные, так и политические задачи. С одной стороны, ludi были выражением веры римлян в своих божеств, с другой – способствовали сплочению римской civitas и укреплению государственности. Всего насчитывается более сорока различных ludi, проводившихся с разной степенью регулярности, а некоторые – только единожды по особому случаю [7, p. 331]. Большинство из игр были учреждены в эпоху Республики, хотя некоторые из наиболее интересных появились в период Империи и связаны с именем первого принцепса – Октавиана Августа.

Данная статья посвящена празднествам, учреждённым при Августе и проводимым в Риме. Авторами рассматриваются торжества, связанные с датами и событиями личной жизни и политической карьеры Октавиана в контексте становления принципата и пропаганды его официальной идеологии.

Первоначально ludi организовались различными коллегиями жрецов, но по мере того, как игры становились все более ориентированными на государство, их организация перешла к консулам, затем к эдилам и, наконец, при Августе, к преторам. Ludi были государственными праздниками, во время которых работать не полагалось, и период Империи более 135 дней можно было провести либо в театре, либо в цирке. Большинство ludi проходили в течение нескольких дней и могли включать в себя: жертвоприношения (ludi votivi), театральные представления (ludi scaenici), травлю диких животных (venatio), парад (pompa circensis), гонки на колесницах в Большом цирке (ludi сircenses), изредка – гладиаторские игры [6, р. 66].

К началу принципата Августа ежегодно проводились многочисленные публичные игры, наиболее значимыми из которых были: Ludi Megalenses(4–10 апреля), Ludi Ceriales(12–19 апреля), Ludi Florales(28 апреля–3 мая), Ludi Piscatorii(7 июня), Ludi Apollinares(6–13 июля), Ludi Romani (4–19 сентября), Ludi Plebeii (4–17 ноября)и другие [7, p. 331–332]. В дополнение к ним Октавиан сделал ежегоднымиLudi Victoriae Caesaris , проведённые Юлием Цезарем 20–30 июля 46 года до н.э. в память победы над Помпеем при Фарсале в 48 г. до н.э. (Plin. HN. VII.94; Suet. Iul. 30.4; Plut. Caes. 39.10–47; Dio XLI. 51–63) Такие мероприятия помогали обеспечивать преемственность имперского правления, придавая ощутимую связь принципата Августа с прежней славой Цезаря, его приёмного родителя.

В 28 году до н.э., будучи консулом совместно с Марком Випсанией Агриппой, Октавиан Август учредил игры в ознаменование победы при Акции, которая была обеспечена вмешательством Аполлона (Dio LIII. ind.; Fast. Venus. 254 f.). Следует особо отметить, что Аполлон, выступавший в качестве покровителя Октавиана, занял особое место в идеологии и образах нового режима. (Suet. Aug. 70 Val. Max. I. 5. 7; Vell. Pat. II. 81. 3; Dio XLIX. 15. 5; RRC. 494/22 –23 34) [8, р. 188–189, 215–219, 297–299]. В том же году на Палатине был воздвигнут великолепный храм, посвященный этому божеству. Храм непосредственно примыкал к дому принцепса, а связь Августа с богом подчёркивалась и тем фактом, что «перед его дворцом выставлялись лавры» (Dio LIII. 16.4 / здесь и далее перевод Кассия Диона А.В. Махлаюка), а внутренние стены его дома, особенно в комнате Масок, были богато украшены аполлоническими и театральными образами [11, p. 280, plate III].

Если в 28 г. до н.э. расходы на проведение игр (Ludi Actiaci или Ludi Pontificales) были оплачены из личных средств принцепса, то впоследствии ludi повторялись каждые четыре или пять лет при жизни Августа, организовывались консулами и поочерёдно важнейшими жреческими коллегиями – понтификов, авгуров, септемвиров и квиндецемвиров. В рамках Ludi Actiaci проводилось множество мероприятий, изредка даже гладиаторские бои (Dio LI. 19.2; LIII. 1.4–5; RGDA 9.1).

Р. Сайм ещё 30-х годах XX века отметил талант первого принцепса в деле организации зрелищ и пропаганды своих идей: «…как шоумен, никто не мог соперничать с Августом в материальных ресурсах, мастерстве организации и чувстве драматизма. ... Каждый праздник был поводом для повышения лояльности людей и преподнесения подходящего урока» [10, р. 468–469]. И таких праздников, связанных с важными вехами на жизненном пути Октавина Августа было немало.

Кроме регулярно проводимых Ludi Actiaci, Октавиан ежегодно отмечал даты первого получения imperium (7 января 43 г. до н.э.) и победы над Секстом Помпеем при Навлохе на Сицилии (3 сентября 36 г. до н.э.) (Dio XLIX. 15.1; App. BC V.130).

Время от времени проводилось общественное празднование дня рождения принцепса – 23 сентября (Ludi Natalicii). Впервые эти игры были объявлены декретом в 30 году до н.э. (Dio LI. 19.2). В 20 г. до н.э. Ludi Natalicii, как сообщает Кассий Дион, были инициированы эдилами и включали «цирковые игры и травли диких животных» (LIV. 8.5). В дальнейшем такие празднества проводились преторами (Dio LIV. 26.2, 30.5, 34.1–2, LV. 6.6). – В 13 г. до н.э. были организованы конные состязания, звериные травли и пир на Капитолии для сената и императора (Dio LIV. 26.2), в 11 г. до н.э. были устроены «исключительно роскошные игры» (Dio LIV. 34.1). Ежегодными они стали в 8 году до н.э. (Dio LV. 6.6). На последних играх, проводившихся при жизни Августа в 13 г. н.э. случился инцидент, когда, во время гонок на колесницах в цирке, какой-то безумец уселся в «кресло, посвящённое Юлию Цезарю, и, взяв его венок, водрузил его себе на голову» (Dio LVI. 29.1). Кассий Дион отмечает, что этот случай встревожил всех, поскольку казался «неким предзнаменованием для Августа», что и подтвердилось (LVI . 29.1–2). Принцепс умер в следующем году, в день своего первого консульства – 19 августа, случившегося пятьдесят семь лет назад. Перед смертью он спросил друзей: «хорошо ли он сыграл комедию жизни?» и добавил «Коль хорошо сыграли мы, похлопайте / И проводите добрым нас напутствием» (Suet. Aug. 99.1 / пер. М.Л. Гаспарова). Осмелимся предположить, что Август осознавал себя творцом как зрелищ, так и истории.

23 августа 20 г. до н.э. в храме Вулкана состоялись Ludi Volcanalici, организованные в ознаменование возвращения Парфией штандартов легионеров, которые были утрачены Крассом в битве при Каррах в 53 году (Dio XL. 27; LIV. 8.1–3). Игры символизировали триумф внешней политики Октавиана. Несмотря на то, что это был скорее дипломатический успех, чем военный, Дион отмечает, что Август принял знамёна так, «как будто бы одержал над парфянином победу в войне и очень гордился этим своим достижением» (LIV. 8.2). Игры, как и другие элементы официальной пропаганды, включая современную Августу поэзию (Hor. Carm. IV. 15.6–8; Prop. IV. 6.79–84; Ovid. Fast. V. 580–594; Trist. 2.227–228), призваны были сформировать соответствующее общественное мнение.

В дальнейшем римские знамёна, полученные от парфян, хранились в храме Марса Мстителя (Mars Ultor), освящённом во 2 г. до н.э. – 12 мая (Ovid. Fast. V. 545–598) или 1 августа (Dio LX. 5.3). Этот храм Август использовал, в частности, «для прославления своих дипломатических побед, представленных как военные» [2, с. 163]. Марс – не только бог войны, но родоначальник и хранитель Рима [4, с. 119–120], и его храм занял важное место на форуме Августа [1, с. 610–612]. Посвящение храма Марсу сопровождалось «великолепными гладиаторскими играми и навмахиями», посредством которых, как писал Веллей Патеркул, Август «ослепил воображение и зрение римского народа» (Vell. Pat. II. 100.2 / пер. А.И. Немировского). Ludi Martiales проводились каждый год (Dio LX. 5.3; RGDA 22.2). Храм и игры стали также символом отмщения за убийство Юлия Цезаря (отсюда и Mars Ultor), которые очередной раз напоминали римскому обществу о божественной связи Августа с Цезарем и подчёркивали преемственность власти дома Юлиев [2, с. 169].

С Октавиана Августа берут своё начало Ludi Decennales, в рамках которых праздновалась 10-летняя годовщина правления принцепса, начиная с 27 года до н.э. Ludi Decennales являлись демонстрацией имперской силы и династической жизнеспособности, лишний раз напоминая об успехах императоров и их щедрости по отношению к своим подданным [7, р. 332]. Этой практике, как отмечает Дион, следовали последующие императоры вплоть до его собственных дней, хотя «…и назначались не на ограниченный срок, а сразу пожизненно» (LIII.16.2–3).

Со временем появился ещё один периодический государственный праздник – Августалии (12 октября), отмечающий благополучное возвращение Октавиана из Сирии в 19 году до н.э. (Dio LIV.10.3; 34.1–2; LVI. 46.4). Ludi Augustales стали ежегодным после смерти Августа в 14 году н.э. (Dio LVI. 46.4; RGDA 11; Tac. Ann. 1.15). Название игр Augustalia созвучно с праздниками в честь богов – Сатурналии, Ювеналии, Цереалии, Нептуалии и т.д. Негласно подразумевалось, что Август должен был быть обожествлён, и, таким образом, празднование Augustalia знаменует собой значимое событие в формировании культа римских императоров [9, р. 288–289].

Важной вехой в истории принципата Августа стали Ludi Saeculares, проведённые 1–3 июня 17 г. до н.э. Они получили своё название от слова saeculum – век, и означали некий мистический рубеж начала нового века, новой эпохи как для Рима, так и всего мира. Ludi Saecularesпроводились редко, что придавало им особую значимость: в них невозможно было участвовать дважды [1, с. 468]. Содержание и внешняя атрибутика праздника тщательно продумывались. Они были призваны обеспечить визуально впечатляющую и эмоционально привлекательную картину достижений режима Августа, особо подчёркивая его роль в вступлении Рима в новую эпоху мира, процветания и счастья. Кроме отвлечения от житейских проблем, Ludi Saecularesзаставляли задуматься жителей о прошлом, настоящем и будущем Рима. Празднества как бы синхронизировали правление Октавиана Августа с космическими циклами [1, с. 468–469].

Кульминацией торжеств стало исполнение «Carmen Saeculare» Горация. В этом Гимне новому столетию образы, темы и обращение к конкретным богам и богиням в точности соответствовали тематике праздника. Затем была еще неделя спектаклей на латыни в деревянном театре на берегу Тибра, греческих музыкальных представлений в театре Помпея, греческих пьес в другом театре и, наконец, охоты и представления в цирке (CIL VI 4. 2. 32323). – Празднества длились около десяти дней – три основных и семь дополнительных [1, с. 468, прим. 283].

Ludi Saecularesбыли наиболее подробным и тщательно проработанным примером синтеза августовской пропаганды и зрелищности, известным нам (CIL VI 4. 2. 32323). Однако и во множестве других случаев развивающиеся политические и идеологические концепции, лежащие в основе политики принципата, передавались через разнообразные художественные средства – празднества, скульптуру, типы монетной чеканки и т.д. Эта «эстетизация политики» в конечном счете сначала обусловила, а затем и определила то, как римский народ думал, воспринимал и представлял себе своих правителей и государство [5, р. 162]. В конечном счёте, задачаludi и других средств коммуникации власти с обществом сводилась к максировке процессов трансформации республики в монархию и складывания авторитарной власти.

В 22 году до н.э. Август предусмотрительно передал преторам ответственность за те государственные праздники, которыми традиционно руководили эдилы, в то же время «приказав выдавать им средства из государственной казны, запретил при этом кому-либо [из них] расходовать на [проведение] этих праздников из собственных денег больше другого, а также [предписал], чтобы они не устраивали гладиаторские игры бои без особого постановления сената и чаще двух раз в год и не [выводили на арену] более ста двадцати человек» (Dio LIV. 2.3–4). Эти ограничения гарантировали, что великолепие допустимых развлечений, предлагаемых другими, не затмит организованные Августом праздники [5, р. 160].

Как видно из источников, вводимые ограничения не касались самого принцепса. – В своих «Деяниях» Октавиан отмечает, что в восьми гладиаторских играх, которые он устраивал от себя, сыновей и внуков, в совокупности участвовали около 10 000 человек (RGDA 22.1). И Светоний с восхищением пишет о том, что «…в отношении зрелищ он превзошёл всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие» (Suet. Aug. 43.1).

При этом Август понимал, что празднества, организованные властями, должны нравиться народу, а скудный бюджет может этому помешать и снизить презентабельность режима. Поэтому, уже в 18 году до н.э., согласно Диону, принцепс «разрешил преторам при желании [дополнительно] расходовать на торжественные игры втрое больше тех сумм, что выдавались им из казны» (LIV. 17.4).В данном контексте примечательна фраза некоего Пилада, популярного исполнителя пантомимы, и относящаяся к тому же году: «Это ведь тебе на руку Цезарь, что народ тратит время на нас» (Dio LIV. 17.5). Эта цитата, передаваемая Дионом, наводит на мысль, что представления действительно отвлекали граждан от реальной политики, и Август должен быть благодарен за то, что люди концентрировались на пантомимах, а не на более важных вопросах.

Таким образом, в период принципата Октавиана Августа в Риме появилось много новых публичных празднеств, связанных с событиями как личной жизни, так и политической карьеры принцепса – Ludi Actiaci или Ludi Pontificales, Ludi Natalicii, Ludi Volcanalici, Ludi Martiales, Ludi Decennales, Ludi Augustales, Ludi Saeculares. Ludiбыли важным инструментом выражения официальной идеологии, которая оправдывала, придавала смысл и обеспечивала общественную поддержку деятельности принципата. И, конечно, сам Август был «звездой» представлений, которые начинались с ритуального воздаяния ему почестей. В определённом смысле многочисленные торжества с участием Октавиана и в его честь, подготовили посмертное обожествление основателя принципата.

Список литературы

  1. Межерицкий Я.Ю. «Восстановленная республика» императора Августа. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 992 с.
  2. Таривериева С.Э. Храм Марса на форуме Августа: Bis Ultor // В тени Мнемозины: коммеморативные практики в обществах прошлого. Сборник научных трудов / Под ред. А.Н. Маслова, А.В. Махлаюка. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. – С.160–172.
  3. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. – М.: Наука, 1969. – 324 с.
  4. Штаерман Е.М. Марс // Мифы народов мира: Энцикл. в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – Т. 2 : К–Я. – С. 119–120.
  5. Beacham R. The Emperor as Impresario: Producing the Pageantry of Power // The Cambridge Companion to the Age of Augustus / Ed. by K. Galinsky. – Cambridge: Cambridge University Press, 2005. – P. 151–174.
  6. Beard M., North J.A., Price S. Religions of Rome: Vol. I. A History. – Cambridge: Cambridge University Press, 1998. – Pp. xxiv + 454.
  7. Bunson M. Encyclopedia of Roman Empire. – New York: Facts on File, 2002. – Pp. xviii + 636.
  8. Galinsky K. Augustan Culture : an interpretive introduction. – Princeton: Princeton University Press, 1996. – Pp. xi + 474.
  9. Scheid J. To Honour the Princeps and Venerate the Gods: Public Cult, Neighbourhood Cults, and Imperial Cult in Augustan Rome / Transl. by J. Edmondson // Augustus. Edinburgh Readings on the Ancient World / Ed. by J. Edmondson – Edinburgh: Edinburgh University Press. 2009. – P. 275–300.
  10. Syme R. The Roman Revolution. – Oxford: Clarendon Press, 1939. – Рр. xi + 568.
  11. The Cambridge Companion to the Age of Augustus / Ed. by K. Galinsky. – Cambridge: Cambridge University Press, 2005. – Рр. xviii + 407.

Интересная статья? Поделись ей с другими: