УДК 93

Эффективность и тактика применения советских танков в боях Великой Отечественной войны

Хабиров Тимур Айдарович – студент Казанского государственного энергетического университета.

Научный руководитель Гибадуллина Резеда Наилевна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию эффективности и тактики применения советских танков в боях Великой Отечественной войны. В работе рассматривается влияние танков на исход сражений, их роль в различных операциях и боевых действиях. Анализируются основные принципы применения танковых формаций, стратегия использования бронетехники советской армии.

Ключевые слова: танки, стратегия, советская армия, технология, Великая Отечественная война.

Танковые войска существуют немногим более ста лет, но за такой относительно короткий исторический срок прошли довольно насыщенный событиями и технологическими прорывами путь развития. Опыт их использования в военных конфликтах напрямую связан с главенствующими в разные периоды взглядами на стратегию ведения военных действий. С самого начала своего существования танковые соединения превратились в эффективное средство достижения превосходства в отдельных сражениях и операциях. Однако вплоть до Первой мировой войны военные специалисты не задумывались об огромных возможностях использования бронированной колесной и гусеничной техники [1]. Помимо брони, танки имеют внушительную огневую мощь, выступая действенной поддержкой для пехотных, мотострелковых и артиллерийских подразделений.

1

Рисунок 1. Атака танков Т-34 и пехоты во время Курской битвы (Источник: Н. С. Присекин «Курская битва»).

Для России переломным моментом в истории развития танковой техники стала Великая Отечественная война, поскольку танковые сражения имели немаловажное значение для приближения победы. Танковые сражения советской армии отличались собственной тактикой, которая складывалась из нескольких ключевых элементов:

  1. Советские танкисты использовали тактику массированного наступления, при которой большие группы танков одновременно прорывали оборону противника, создавая панику и хаос среди вражеских сил [1]. Это позволяло быстро продвигаться вглубь территории противника и отрезать его от коммуникаций. У немцев был свой ответ на такую стратегию. Небольшое количество Тигров 2 шли в первой атакующей волне, иногда на флангах, с поддержкой пулеметным огнем пехоты. При приближении тяжелые танки вступали в бой с открывшей огонь противотанковой артиллерией.
  2. Советскими танковыми войсками активно применялась тактика маневра, при которой они избегали прямых столкновений с противником и использовали свою мобильность для обхода и окружения вражеских сил. Это позволяло создавать блокады и ловушки для противника, делая его уязвимым для атаки. Например, такую тактику предпочитал дважды Герой Советского Союза майор Хохряков Семён Васильевич, который во время Проскуровско-Черновицкой операции, проводившейся на Украине, добился значительных успехов. Экипаж Хохрякова уничтожил в те дни: 4 противотанковых орудия, 6 самоходок, 10 пулемётов, 4 танка, 5 автомашин, 6 миномётов, более 100 солдат и офицеров. Под Проскуровым 18 марта 1944 года батальон захватил участок стратегически важной магистрали. Превосходящие силы противника предприняли целый ряд контратак, но не смогли выбить его с занимаемых рубежей. Когда в строю осталось лишь два танка и кончились снаряды, Хохряков отвёл их на другой берег реки, поставил в овраг и, сняв с башен пулемёты, устроил засаду. Он продержался до прибытия подкрепления и задержал отходящие подразделения германской армии, разгромленные подоспевшими силами красноармейцев. В этом бою наилучшим образом проявились качества Хохрякова как выдающегося командира и мастера танкового сражения в ситуации численного превосходства противника. Тогда он был тяжело ранен осколками вражеских снарядов в грудь, спину и обе руки, и лишь чудом спасён медиками. За боевые заслуги Хохряков С. В. был удостоен звания Героя Советского Союза [2].
  3. Третий элемент тактики ведения танковой битвы советскими войсками подразумевал плотное взаимодействие с авиацией, пехотой и артиллерией. Советские танкисты использовали свою огневую мощь для их поддержки, создавая необходимые условия для активных контратак других армейских подразделений. Несмотря на то, что артиллерию называли в те времена «богом войны» (следуя высказыванию И. Сталина), а мотострелковые войска составляли основу сухопутных войск, роль танковых войск в их поддержке была огромна. Неринг Вальтер писал: «Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника» [3].

К середине Великой Отечественной войны наши войска уже были оснащены достаточно мощным оружием, поражающим цели на земле и в воздухе: артиллерией, танками, минометными батареями, противотанковыми ракетами и ракетными зенитными комплексами; была хорошо налажена разведка и управление передвижением войск.

5 июля 1943 года - день начала знаменитого сражения под станцией Прохоровка, которое длилось больше двух недель, вплоть до 23 июля. В эти дни происходило наступление советской армии по всей Курской дуге, в том числе и в южной ее части, на белгородском направлении. Германские войска изо всех сил противостояли наступлению, строя линии обороны и создавая блокады для танковых подразделений. В период Курской битвы на первый план вышла тактика массированного наступления, когда большие танковые группы направлялись для прорыва обороны врага в самых стратегически важных местах. Кроме того, эти группы использовали маневренность и скорость для обхода блокад противника и атаки на него с флангов.

Со своей стороны, немецкие силы применяли тактику создания ловушек для советских танков, используя минные поля, засады и артиллерийские удары. Они также пытались создать блокады, чтобы замедлить или остановить советские танковые колонны.

Для того, чтобы ликвидировать немецкую группировку под станцией Прохоровка, наше командование направило в тот район 2 гвардейские армии: пятую танковую и пятую общевойсковую. В основном сражении принимало участие примерно полторы тысячи танков и бронемашин: около восьмисот – с нашей стороны и около семисот – с фашистской. Отдельные источники указывают немного меньшее число – около тысячи двухсот танков [4]. Некоторые ученые-историки наших дней полагают, что реально участвующих в сражении единиц тяжелой техники было еще меньше. Подобный взгляд аргументируется тем фактом, что бой шел на достаточно узкой территории (шириной от восьми до десяти километров), ограниченной рекой Псёл и насыпью железной дороги. Маловероятно, что значительное количество бронированных машин и танков могли вести активные действия на таком небольшом участке.

Самое крупное в истории танковое сражение 12 июля 1943 года началось с наступления советских танковых войск, которое попыталась прервать германская бронированная техника, представленная в основном недавно поступившими на вооружение «тиграми». «Тигры» были оснащены очень мощной пушкой, способной поражать русские Т-34 на дальности до двух километров. Советские танки не имели таких возможностей.

Однако положение германских войск дальнобойность их танков только затруднила - они стали бесполезными в ситуации ближнего боя в силу своей тяжеловесности и медлительности. Поскольку в данных условиях преимущество давала маневренность, советские танковые группы с более легкими Т-34 получили превосходство, выцеливая наиболее уязвимые точки тяжелых германских танков и поражая их. Танки противника подошли на очень близкое расстояние, и залпы нередко происходили буквально в упор, а поле сражения было полностью затянуто дымом. Будучи невидимыми друг для друга, танки нередко сталкивались, переворачиваясь и загораясь; в подобном хаосе было очень сложно точно найти цель [4].

2

Рисунок 2. Иллюстрация боя под станцией Прохоровка (Источник: П. А. Кривоногов «На Курской дуге»).

Советские танковые группы не смогли отбросить с этого рубежа германские войска, но последние вынужденно отказались от наступления, перейдя к оборонительным действиям, так как в сражении под Прохоровкой они оставили большую часть своей бронированной техники [3]. Наша армия потеряла в этом бою триста сорок танков и семнадцать самоходных орудий, из которых 194 танка были сгоревшими, то есть не подлежащими восстановлению, и 146 единиц бронированной техники – подбитыми, их ремонтировали и опять отправляли в бой. Сражения в этом районе продолжались вплоть до 16 июля, но уже без участия такого количества тяжелой техники. 17 июля советская армия перешла в наступление, что ознаменовало решающий перелом в Великой Отечественной войне [4].

Таким образом, танковое сражение близ станции Прохоровка явилось ярким примером успешного применения тактики массированного наступления больших танковых групп. Несмотря на это, Сталин, узнав о танковых потерях в сражении близ Прохоровки, первоначально хотел начать расследование, отдав под трибунал командующего 5-й гвардейской танковой армией Ротмистрова П. А., но увидев последствия сражения для гитлеровцев, вынужденных перейти к обороне, вынес другое решение.

Еще одно последствие танкового боя под Прохоровкой - в этом же, 1943 году, на танках Т-34 был увеличен размер башни под установку новой 85-миллиметровой мощной пушки, и, кроме того, 4 сентября 1943 года вышло постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС», положившее начало созданию тяжелой бронетехники типа ИС с соответствующими по мощности пушками, способными на значительных расстояниях поражать германские танки «Пантера» и «Тигр».

Рассмотренный опыт использования танковых войск в наступлении на Курской дуге остается актуальным и сегодня, способствуя углубленному пониманию принципов военной тактики и стратегии, и в целом дальнейшего развития искусства ведения войны. Исследования истории боевых действий подтверждают, что наступление - ведущий тип таких действий, и в ходе наступательных операций, начиная с Великой Отечественной войны, находят широкое применение тактические танковые группировки, с усилением мотопехотой, артиллерией, истребителями и вертолётами.

Так, тактика ведения танковых сражений нашей армией в войне 1941-1945 годов основывалась на массированных наступлениях, маневренности и плотном взаимодействии с другими родами войск. Благодаря такой тактике, советские танковые армии достигли значительных успехов в боях, сыгравших заметную роль в приближении победы над нацистами.

Анализируя реальный военный опыт использования танковых групп в наступательных действиях в период Великой Отечественной войны, мы приходим к заключению, что организационные формы танковых и механизированных подразделений РККА совершенствовались в сторону повышения маневренности, мобильности, огневой мощи и самостоятельности в бою, способствующей проведению автономных боевых операций в тылу или в глубине расположения вражеских войск [6]. Танковые командиры тех времен во время военной подготовки изучали опыт боевых действий танковых групп противника в начале Отечественной войны 1941-1945 годов, а в дальнейшем накапливали собственный успешный опыт использования крупных танковых соединений для эффективного и быстрого развития наступательных операций.

Список литературы

  1. Федосеев С. Танки как средство достижения Победы / Федосеев С. – М. Эксмо, 2010. – 400 с.
  2. Козин И. Семён Хохряков / Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973. – 78 с.
  3. Вальтер Неринг. Немецкие бронетанковые войска. Развитие военной техники и история боевых операций. 1916–1945. Центрполиграф, 2016. – 511 с.
  4. Валерий Замулин Прохоровское побоище. Правда о «Величайшем танковом сражении» / изд. Яуза, 2011. – 1086 с.
  5. Ротмистров П. А. Стальная гвардия. – М.: Воениздат, 1984. – С. 175, 176.
  6. Головченко Н. И., Малический Е. С. Развитие тактики применения советских танковых армий в наступательных операциях Великой Отечественной войны / Н. И. Головченко, Е. С. Малический // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования.. – 2023. – № 1. – С. 5-15.

Интересная статья? Поделись ей с другими: