УДК 004

Стратегии цифровой трансформация и социально-экономического развития региона – возможно ли сближение

Ефимова Наталья Юрьевна – студент магистратуры Институт государственной службы и управления в Кургане – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе цифровой трансформации регионов, оценки ее эффективности и формирования стратегий цифровой трансформации регионов. В ходе проводимого анализа отмечается, что стратегия цифровой трансформации региона должна быть непосредственно связана со стратегией социально-экономического развития региона, а также учитывать реальные проблемы региона и иметь целью решение насущных управленческих задач и повышение качества жизни жителей региона. В результате предлагается вариант сближения стратегии цифровой трансформации региона и стратегии социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: цифровая трансформация регионов, стратегия цифровой трансформации, оценка эффективности цифровой трансформации.

Цифровая трансформация (далее ЦТ) – комплексный процесс, при котором «отдельные элементы целого должны меняться синхронно в одном направлении», при этом «необходимо учитывать барьеры на пути трансформации и различный уровень цифровой зрелости» [1].

Цифровая трансформация предполагает изменение процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновения групп подпроцессов, сокращению ресурсов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств.

Цифровая трансформация подразумевает интеграцию цифровых технологий и решений в каждый аспект жизни граждан. Она требует и технологических, и культурных изменений, так как в процессе изменений должны быть переосмыслены принципы, лежащие в основе обычных житейских операций и взаимодействий граждан с государством. Цифровые решения должны способствовать оптимизации деятельности самих госорганов и обязательно ведут к трансформации процессов оказания государственных услуг, в т.ч. и на региональном уровне.

Цифровая трансформация является сложным длительным процессом изменений разных уровней общественных отношений – экономического, политического, социального. Для управления ЦТ отраслей и регионов разрабатываются отраслевые и региональные стратегии ЦТ.

Конечная задача ЦТ региона – повышение качества жизни граждан в конкретном регионе, для которых реализуются национальные проекты, и таким образом, цели ЦТ должны быть синхронизированы на общегосударственном и региональном уровне. А стратегия ЦТ региона должна согласовываться с другими стратегическими документами региона и национальными целями, проектами и пр.

В Стратегии ЦТ определяется цель ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления региона.

Социально-экономическое развитие (далее – СЭР) региона – это улучшение качественных и количественных показателей условий жизни населения в конкретном регионе.

На уровне регионов принимаются [2] следующие стратегические документы:

  • стратегия социально-экономического развития субъекта;
  • прогноз СЭР субъекта на долгосрочный период;
  • бюджетный прогноз субъекта на долгосрочный период;
  • прогноз СЭР на среднесрочный период;
  • план мероприятий по реализации стратегии СЭР субъекта;
  • государственные программы субъекта РФ;
  • схема территориального планирования двух и более субъектов, схема территориального планирования субъекта.

Социально-экономическое развитие (далее – СЭР) региона – это улучшение качественных и количественных показателей условий жизни населения в конкретном регионе.

СЭР осуществляется регионами на основании стратегий СЭР, которые разрабатываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 г №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с учетом Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 г. №132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации». Стратегии разрабатываются с учетом Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г.», стратегических ориентиров и целей СЭР страны и ее регионов, которые обозначены в стратегических документах РФ.

В середине 2022 года на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» представителями РАНХиГС были сделаны основные выводы по стратегическому управлению ЦТ регионов в текущей ситуации:

  • стратегии ЦТ регионов частично взаимосвязаны с целями социально-экономического развития регионов;
  • процессы ЦТ направлены на большинство сфер деятельности регионов;
  • стратегии ЦТ регионов не позволяют оценить обоснованность заявленных показателей результативности;
  • в стратегиях ЦТ регионов не предусмотрены сценарии изменения внешней среды;
  • в стратегиях ЦТ регионов недостаточно уделено внимание формированию условий (нормативное регулирование, кадры, данные, исследования и разработки, инфраструктура, доверие и безопасность) для ЦТ.

ЦТ региона должна способствовать СЭР региона. Показатель «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений» можно принять за меру эффективности ЦТ региона, но с условием, что приведенные в указанных отраслях цифровые изменения привели к улучшению показателей СЭР. Что достижимо, только если происходит грамотная трансформация процессов данных отраслей с использованием ИТ, которая повышает эффективность этих отраслей, улучшает СЭР региона.

Можно выделить два подхода к управлению ЦТ региона. Один из них просматривается в текущих региональных стратегиях ЦТ – автоматизация всего, что возможно, т.е. включение в стратегию максимально возможного количества федеральных ИС, которые в любом случае нужно внедрять в регионе. В этом случае управление ЦТ сводится к оценке того, какие ГИС уже внедрены, какие внедряются, и какие еще должны быть внедрены. Т.к. это обязанность «сверху», и частично за счет федеральных средств, то и польза от них будет одинаковая во всех регионах. ФГИС существуют независимо от желания региона, работа в них регламентирована нормативной документацией, на счет их функционирования и применения всегда имеются законодательные акты. Региональные ИС создаются для того, чтобы автоматизировать некоторую сферу деятельности, и из них информацию автоматизировано передавать в отраслевую федеральную ГИС. С каждой сферой в отношении региона нужно разбираться отдельно. Для этого в органах власти должны быть сотрудники или отдел аналитики, которые формируют потребность в автоматизации, разрабатывают техническое задание и участвуют в процессе разработки или внедрения ИС. В регионах таких аналитиков зачастую нет. Именно этим обусловлена разница в ЦТ регионов и, например, города Москвы, где постоянно ведется работа над улучшением необходимых гражданам информационных систем и есть средства на их развитие. Поэтому высокие показатели ЦТ региона не означают улучшения жизни граждан в этом регионе.

Второй подход к управлению ЦТ региона – постепенный анализ процессов СЭР региона, в т.ч. показателей, по которым может быть проведена оценка процесса СЭР региона, и определение мест, где процесс СЭР может быть усилен, оптимизирован, улучшен за счет применения информационных технологий. Для определенных процессов и отраслей уже существуют региональные ИС, которые при этом подходе могут быть также использованы для получения необходимых показателей. Однако эти показатели должны быть переданы куда-то, чтобы их могли применять для оценки текущей ситуации в регионе, а такой аналитической системы в регионах как раз и нет. Примером такой системы вполне могут быть ситуационные центры. Однако для их эффективности требуется постепенная проработка всех процессов СЭР со сведением необходимых для анализа данных в единую систему. Тогда результатом ЦТ региона будет автоматизация СЭР региона в комплексе, с возможностью использовать накопленные данные для принятия управленческих решений. А управление ЦТ при этом подходе будет сводиться к поддержанию актуальности собираемых региональных данных из отраслевых ИС в единую систему, поддержание работоспособности всего этого процесса.

В данном подходе оценка эффективности ЦТ региона может осуществляться в зависимости от доли автоматизации процессов СЭР, декомпозированных на мероприятия или проекты, от общего количества мероприятий. При этом ИС, которые не отвечают стратегии СЭР, могут считаться избыточными и не требуются для повышения качества жизни граждан. Некоторые мероприятия или проекты могут быть проанализированы и на основании анализа оказаться не подлежащими автоматизации (когда автоматизация процесса невозможна, или не приведет к оптимизации процесса). Иные мероприятия осуществляются на федеральном уровне с участием региона, и информация по их результатам может находиться в федеральных реестрах, системах, доступ к которым может быть легко получен, или которые могут быть легко интегрированы в систему реализации стратегии региона.

При наличии системы реализации стратегии региона вторым показателем эффективности ЦТ может служить качественность данных в системе и применение ее для принятия оперативных управленческих решений.

Еще одним показателем эффективности ЦТ региона может служить улучшение показателей СЭР региона в отношении автоматизированных процессов СЭР. Если показатель СЭР растет, то ЦТ в отрасли была эффективна.

При формировании стратегии ЦТ, приближенной к СЭР региона, рекомендуется использовать вводные данные, которыми могут являться текущие процессы СЭР региона, цели, задачи, мероприятия и статистические показатели, представленные в стратегии СЭР региона.

Для формирования стратегии, связанной с реальной ситуацией в регионе, начинать разработку такой стратегии необходимо с построения модели ЦТ региона, которая базируется на дереве целей и показателей, связанных с достижением этих целей, представленных в стратегии СЭР региона.

Например, при необходимости достичь заявленных региональной стратегией СЭР показателей в области промышленности, при разработке стратегии ЦТ должна быть осуществлена декомпозиция процесса управления промышленностью в регионе до конкретных мероприятий или проектов,  анализ уже существующих в отрасли ИС, варианты их интеграции в другие действующие ИС региона, определение необходимых и достаточных (не избыточных) ИС, содержащих необходимые для оценки ситуации статистические и динамические показатели, а также то, когда, куда и каким образом эти показатели должны быть переданы для возможности эффективного управления промышленностью региона.

ЦТ региона может и должна отвечать практической потребности региона в изменениях. ЦТ региона можно и нужно максимально приближать к СЭР региона, а стратегию и управление ЦТ выстраивать в соответствии со стратегией СЭР региона и отраслевыми процессами СЭР региона. ЦТ региона может способствовать достижению целей СЭР через автоматизацию различных сфер деятельности региона, задачи по развитию которых актуальны для региона в соответствии со стратегией СЭР. При корректной автоматизации действительно важных для региона отраслей цифровая трансформация может способствовать эффективности СЭР региона и упрощать достижение показателей СЭР.

Определение отраслей СЭР, которые могут быть автоматизированы, нетривиальная задача, требующая отдельных исследований аналитиков, инженеров или наличие специального подразделения. Региональные ИС должны постоянно генерировать достаточное количество актуальных сведений о процессах СЭР и показатели, необходимые для оценки эффективности развития региона.

Список литературы

  1. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е.  Г.  Потаповой, П.  М. Потеева, М. С. Шклярук.  – М.: РАНХиГС, 2021. – 184 с.
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Интересная статья? Поделись ей с другими: