УДК 811.161.1

Историзмы в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»

Жухарева Анастасия Сергеевна – студентка Калужского государственного университета им К.Э. Циолковского

Аннотация: В работе рассмотрены историзмы в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» и разработаны упражнения, способствующие полному пониманию историзмов обучающимися.

Ключевые слова: Историзмы, «Ревизор», русский язык, Гоголь, устаревшие слова

В настоящее время комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» является одним из наиболее изучаемых произведений классической русской литературы, которое в своем содержании затрагивает вечные проблемы отношений в обществе. Особый интерес вызывает применение историзмов в данном произведении.

Перед тем, как перейти к анализу историзмов в комедии "Ревизор", необходимо определить, что такое историзмы. Историзмы — это устаревшие слова, называющие исчезнувшие предметы и явления объективной действительности. По значению историзмы можно разделить на несколько семантических групп: названия, связанные с административным устройством государства (приказ, уезд, волость и т.д.); слова, отображающие социальный уклад общества (царь, боярин, граф, дворянин и т.д.); названия должностей и лиц по роду занятий (городничий, постельничий и т.д.); названия старинных единиц измерения (сажень, аршин и т.д.); названия денежных единиц (алтын, полушка, гривенник и т.д.); названия предметов вооружения (забрало, палица, кольчуга и т.д.); названия военных (стрелец, канонир, поручик и т.д.); названия старинной одежды (шушун, зипун, кафтан и т.д.).

Этот принцип положен в основу и нашей классификации историзмов, выбранных из текста Н. В. Гоголя «Ревизор», в составе которых, как будет видно далее, представлены 6 крупных лексических групп.

  1. Историзмы семьи и быта. «Недурной наружности, в партикулярном платье.» (штатское платье, в отличие от военного, форменного, не имеющее знаков различия). «Арестантам не выдавали провизии!» (пищевые продукты). «Больным велено габерсуп давать.» (овсяная похлёбка). «Он тебе на мундир дал два аршина.» (военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём).
  2. Историзмы административного устройства государства. «осмотреть всю губернию и особенно наш уезд.» (губерния- основная административно-территориальная единица в России с начала XVIII в. и в СССР до районирования; уезд- административно-территориальная единица, находящаяся на втором уровне по иерархии после губернии.).
  3. Историзмы социального уклада общества. «на каждую бестию купца.» (торговец). «Как я счастлив, сударыня.» (форма вежливого обращения к женщине из привилегированных слоёв общества). «Ну что, скажи: к твоему барину слишком, я думаю, много ездит графов и князей.» (барин-человек из высших сословий, господин; граф- дворянский титул; князь- почетный титул, передававшийся по наследству в некоторых дворянских родах (с XVIII в. также давался по указу императора).
  4. Историзмы названия должностей и лиц по роду занятий. «А то ведь елистратишка простой.» (коллежский регистратор-низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах). «Городничий указывает.» (должность в Российской империи. Городничий был главой административно-полицейской власти уездного города с 1775 по 1862 год). «Хотели было даже меня коллежским асессором сделать.» (гражданский чин 8-го класса в Табели о рангах).
  5. Историзмы названия старинных единиц измерения и денежных единиц. «Он тебе на мундир дал два аршина.» (старорусская единица измерения длины равная 0,7112 м). «По три пуда воску» (устаревшая единица измерения массы русской системы мер. С 1899 года один пуд равен 16,3805 кг). «Потерявшись и роняя на по ассигнации.» (денежные знаки Российской империи, имевшие хождение с 1769 по 1 января 1849 года).
  6. Историзмы «дорожные» - связанные с передвижением по обширным просторам России. «И подорожная прописана в Саратов.» (документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство). «Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке.» (питейное заведение). «Я думаю, после столицы вояжировка вам показалась очень неприятною.» (путешествие).

Историзмы в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор", несомненно, представляют собой важный элемент, оказывающий значительное влияние на восприятие произведения современными читателями. Эти исторические элементы помогают создать аутентичность и реалистичность, погружая читателя в обстановку и атмосферу конкретной исторической эпохи. Они добавляют глубину и многогранность сюжета, что придает произведению дополнительные культурные, социальные и исторические измерения.

Исследование историзмов в "Ревизоре" позволяет лучше понять творчество Гоголя как писателя и его вклад в развитие русской литературы. Анализ исторических аспектов работы Гоголя помогает читателям более полно осознать глубину его художественного мастерства, а также понять, каким образом он использует исторические детали для создания богатого и проникновенного художественного опыта.

Нами были разработаны упражнения, направленные на отработку и закрепление теоретического материала.

  1. Найдите в отрывке историзмы и напишите эссе, в котором изучите исторические корни историзмов, его значение для понимания эпохи, в которой происходит сюжет, а также его влияние на то, как оно воспринимается в современном обществе:

«Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так хочется, как еще никогда не хотелось. Разве из платья что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме. Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?» А лакей входит (вытягиваясь и представляя лакея): «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?» Они, пентюхи, и не знают, что такое значит «прикажете принять». К ним если приедет какой-нибудь гусь помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь: «Сударыня, как я...» (Потирает руки и подшаркивает ножкой.) Тьфу! (плюет) даже тошнит, так есть хочется.»

  1. Прочитайте действия 3 и 4 и составьте собственный словарь историзмов, в котором будут историзмы с их значением и контекстом употребления.
  2. Сравните употребление этих историзмов тогда и сейчас. Как значения и восприятие этих слов изменились со временем?

«Я знаю тебя: ты там кумаешься да крадешь в ботфорты серебряные ложечки.»; «Как я счастлив, сударыня, что имею в своём роде удовольствие вас видеть.»; «Его высокоблагородному светскому господину финансову от купца Абдулина…»; «Ну что, скажи: к твоему барину слишком, я думаю, много ездит графов и князей»; «Знаете ли, что он женится на моей дочери, что я сам буду вельможа, что я в самую Сибирь законопачу?»

  1. Придумайте диалоги или монологи, используя историзмы из «Ревизора». (Потом с учениками необходимо обсудить какие аспекты манеры речи и поведения изменяются в зависимости от исторического контекста).

Эти упражнения помогут студентам лучше понять историчность произведения, в частности, использование историзмов, их значимость в литературе, влияние на культурное наследие, а также получить лучшее представление о культурном контексте той эпохи.

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. «Ревизор»
  2. Клюев М.А. Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя и ее историко-литературный контекст. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2008г. № 1.
  3. Погребенник В.Н. Историография Великой реформы: традиции и инновации в отечественной исторической науке. // Россия XXI. 1995г. № 4.
  4. Шиповская Т.С. Гоголь и его время. Москва: Художественная литература, 1981г.
  5. Д.Н. Шмелёв «Современный русский язык», М.: Просвещение, 1977г.
  6. М.И. Фомин «Современный русский язык. Лексикология», М.: Высшая школа, 1978г.
  7. А.Е. Базанова, Н.В.Рыжкова «Русская литература 19 и 20 веков», М.: Юристъ,1997г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: