УДК 339.138
Цифровой маркетинг в формировании привлекательности Челябинской области
Саранина Александра Андреевна – магистрант программы «Проектный менеджмент в органах власти» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Аннотация. Одним из основных направлений маркетинга территорий является развитие в цифровом пространстве с целью повышения имиджа территорий и привлечения инвестиций. Тема цифрового маркетинга актуальна в связи с тем, роль цифровой экономики в современном мире стремительно растет. В статье рассматривается теория и практика использования маркетинга территорий как инструмента формирования туристической и инвестиционной привлекательности Челябинской области. Проведен анализ существующих цифровых маркетинговых продуктов.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, цифровизация управления, развитие территории, маркетинг региона, туристическая привлекательность, инвестиционная привлекательность.
Территориальный маркетинг важно использовать как основу для устойчивого социально-экономического развития региона в целях повышения конкурентоспособности территории в цифровом пространстве и повышения её привлекательности.
Изучение современного опыта управления регионами в Российской Федерации и за рубежом показывает, что сложилось множество форм цифровой коммуникации между органами управления и гражданами, к ним можно отнести: государственные и региональные порталы, официальные сайты органов власти, государственные интернет-платформы, а также личные страницы государственных деятелей в социальных сетях.
Цели, на которых базируется применение цифрового маркетинга:
- создание положительного и абсолютно уникального имиджа, привлекающего большое количество граждан с различными интересами;
- привлечение на территорию с помощью сети «Интернет» новых инвестиций;
- создание бренда товаров местных производителей, увеличение рынков сбыта территориальной продукции;
- формирование коммуникационной среды, привлекательной для потенциального сотрудничества с иностранными стейкхолдерами;
- развитие уникальной туристической инфраструктуры.
Территориальный маркетинг является инструментом управления, который изучает и, в определенной степени, создает уникальные характеристики территории, в рамках которой происходят маркетинговые изменения. Уникальный имидж и выявляемые или создаваемые особенности играют важную роль для внешних и внутренних стейкхолдеров.
Брендинг Челябинской области является одной из уникальных характеристик региона. Первая и весьма удачная попытка создания уникального образа приходится на 2012 год. Отдел специальных проектов Правительства Челябинской области выработал визуальный имидж региона, основанный на распространении информации о природных ресурсах региона. Созданный бренд просуществовал 10 лет и положительно повлиял на узнаваемость региона.
В 2022 году Агентством международного сотрудничества Челябинской области представлен новый бренд территории, который активно применяется в жизни и медиа-пространстве при оформлении туристических, региональных и международных мероприятий региона.
Главной задачей обновленного образа является изменение устоявшихся представлений о жесткости региона и преподнесение Челябинской области как привлекательного места для туристов. С этой же целью создан официальный туристический портал региона – chel.travel.
На портале расположена интерактивная карта области, отображающая информацию об основных достопримечательностях для туристов.
Портал включает в себя следующие разделы:
- маршруты для путешествий по Южному Уралу;
- основная информация для туристов: транспорт, сувениры, погода, туроператоры, заведения области с актуальным рейтингом;
- анонсы предстоящих мероприятий Челябинской области;
- полезная информация для путешественников с детьми или питомцами.
Что касается формирования инвестиционной привлекательности в цифровом пространстве, на базе центра «Мой бизнес» функционирует региональный портал «Челябинская область – вектор инвестиций». На 2023 год на сопровождении центра реализуется 95 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 136,1 млрд. рублей.
Портал функционирует для осуществления следующих целей:
- обеспечение взаимодействия между инвесторами и региональными органами через единую точку входа;
- помощь в создании проектных команд для поддержки и реализации инвестиционных идей;
- поддержание связи с иностранными субъектами инвестиционной деятельности;
- увеличение привлекательности Челябинской области для инвестиций;
- защита региональных интересов в проектах ГЧП.
Рассмотрим в таблице 1 самые дорогостоящие из осуществляемых в настоящее время инвестиционные проекты.
Таблица 1. Инвестиционные проекты Челябинской области
Проект |
Отрасль |
Муниципальное образование |
Срок реализации |
Объем финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Строительство теннисного Центра |
Туризм |
Челябинск |
2021-2024гг. |
1 млрд, руб |
Создание Фанпарка «Привилегия» |
Туризм |
Сосновский район |
2022-2024 гг. |
свыше 1,1 млрд руб. |
Строительство туристического комплекса «Серебряные ручьи» |
Туризм |
Миасский городской округ |
2021-2030 гг. |
2 млрд 519 млн руб. |
Диверсификация производства ЗАО «МЗПВ» |
Промышленность |
Магнитогорск |
2022-2030 гг. |
12 млрд. руб. |
Хвостовое хозяйство обогатительной фабрики №5 |
Промышленность |
Каслинский район |
2021-2030 гг. |
2 млрд. руб. |
Строительство футбольного манежа в г. Челябинске |
Спорт |
Челябинск |
2021-2025 гг. |
3,5 млрд.руб. |
Из исследования инвестиционных проектов можно сделать вывод, что большинство из них ориентированы на развитие туристической отрасли. А наиболее дорогостоящие проекты связаны с промышленным сектором.
Если говорить о продвижении местных товаров в интернет-среде, Правительством Челябинской области утверждена региональная программы поддержки и продвижения брендов Челябинской области на 2024-2026 годы. Органы исполнительной власти только приступили к ее реализации, поэтому ещё не представляется возможным знакомство с результатами. Рассмотрим перечень мероприятий программы в рамках цифрового маркетинга:
- не менее 30 местных предпринимателей ежегодно получат поддержку в продвижении на маркетплейсах;
- не менее 70 организаций ежегодно получат возможность развещения информации на виртуальной выставке Челябинской области chelexpo;
- будет оказано содействие как минимум десяти МСП в выходе на международный электронный рынок;
- получат помощь не менее 15 субъектов предпринимательства ежегодно в разработке уникального дизайна;
- не менее 15 субъектов ежегодно получат помощь в организации системы сбыта продукции, в том числе с помощью бизнес-навигатора.
Ещё одним инструментом цифрового маркетинга является краудсорсинг. Краудсорсинг представляет собой проведение онлайн-опросов населения с целью повышения вовлеченности граждан в принятие властных решений государственного, регионального и местного уровней. В Челябинской области данный инструмент реализуется на базе сервиса «Госуслуги. Решаем вместе», за год данный сервис экономит порядка 15 млрд. рублей бюджетных средств. По данным статистики, более 40% населения региона активно принимают участие в принятии решений.
Таким образом, Челябинская область постепенно переходит от классических инструментов реализации территориального маркетинга к цифровому взаимодействию со стейкхолдерами. Прогнозируется, что с каждым годом всё больше субъектов маркетинга будет привлечено к взаимодействию через сеть «Интернет». Цифровой маркетинг активно используется в качестве инструмента для успешного формирования территориальной привлекательности, как на федеральном уровне, так и на региональном и местном.
Список литературы
- О Региональной программе (плане мероприятий) поддержки и продвижения брендов Челябинской области на 2024-2026 годы: Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.10.2023 года N 986-рп. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/7400202310270012 – Текст: электронный.
- Харитонова О.В., Бугаева Т.Н. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования // Вестник Евразийской науки – 2020 – №2 – С.1-9.
- Официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области [электронный ресурс] URL: >https://mineconom.gov74.ru/ – Текст: электронный.
- Официальный сайт Центр «Мой бизнес» [электронный ресурс] URL: https://мойбизнес74.рф – Текст: электронный.
- Официальный сайт АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области» [электронный ресурс] URL: http://ica74.com/ – Текст: электронный.