УДК 33

Современные методы и методики, применяемые в управлении цепями поставок

Андрей Евгеньевич Плахин – доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства Уральского государственного экономического университета.

Павел Андреевич Сенников – аспирант Уральского государственного экономического университета.

Аннотация: в научной статье представлены результаты исследования характеристики методов и методик, используемых в практике менеджмента российских организаций при управлении цепями поставок. Рассмотрены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются компании при проектировании и управлении цепями поставок. Проведен обзор цифровых технологий, которые могут использоваться в целях совершенствования менеджмента цепей поставок организаций.

Ключевые слова: методы управления; цепи поставок; управление цепями поставок; технологии управления; логистическая деятельность.

В 2022 г. против российских компаний были введены экономические и торговые санкции странами Запада, которые привели к нарушению устойчивости цепей поставок в России. В результате, большинство компаний России были вынуждены проводить оптимизацию неэффективных цепей поставок и проектировать новые, чтобы обеспечить решение двух ключевых задач: организации успешного сбыта и реализации продукции; формирования оптимальных условий закупок товарно – материальных ценностей [3].

Управление цепями поставок выступает искусством контроля за движением товаров от места происхождения до места потребления. Сам процесс управления цепями поставок является очень сложной задачей, требующей от организаций баланса между стоимостью, эффективностью и удовлетворенностью клиентов. Однако, период санкций процесс поддержания баланса между данными показателями усложняется в разы, требуя от менеджмента использования современных методов и методик, позволяющих быстро совершенствовать процесс управления цепями поставок.

На текущий момент, в управлении цепями поставок российских компаний, можно выделить основные проблемные зоны, которые формируют трудности логистической деятельности [3]:

  • инфраструктурные ограничения (транспортные системы и объекты логистической инфраструктуры устаревшие, а основные фонды логистических компаний морально и физически изношены, что приводит к увеличению стоимости транспортно – логистических услуг;
  • цифровые технологии в логистике (современные организации все активнее используют IT – решения при совершенствовании менеджмента цепей поставок, однако их активность все еще на невысоком уровне, к тому же, большая часть технологий, программного обеспечения и оборудования – импортируется);
  • дефицит квалифицированных специалистов в области логистики (обучение в данной сфере часто не соответствует реальным потребностям рынка, что ведет к трудностям в подборе кадров; у компаний остается незакрытым потребность в соответствующих специалистах, из-за чего снижается менеджмент бизнес-процессов логистической деятельности).

По причине влияния вышеперечисленных проблем, отечественные компании вынуждены постоянно модернизировать свои управленческие стратегии, в рамках чего существующие цепи поставок преобразуются и начинают работать в бесперебойном режиме.

В таблице 1 рассмотрим уровень затрат на модернизацию цепочек поставок в коммерческих организациях России и зарубежья, на 2023 год.

Таблица 1. Уровень затрат на модернизацию цепочек поставок в коммерческих организациях России и зарубежья, на 2023 год [4].

Тип бизнеса

Россия, % от всех затрат

США и ЕС, % от всех затрат

Малый

20

11

Средний

18

9

Крупный

15

7

Основываясь на данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что показатель уровня затрат на модернизацию цепочек поставок в коммерческих организациях РФ значительно выше, чем аналогичный показатель в зарубежных странах. Данный факт можно объяснить тем, что отечественные цепочки поставок претерпевают значительную модернизацию в связи с введением экономических санкций против отечественных компаний.

В связи с введением экономических санкций в отношении РФ и с высоким уровнем затрат на модернизацию цепочек поставок, появляется необходимость использования нетрадиционных методов управления цепями поставок посредством внедрения современной практики. Ее основой является применение цифровых технологий, которые позволяют совершенствовать бизнес – процессы логистической деятельности.

1

Рисунок 1. Объем рынка транспортно-логистических услуг в России, в трлн руб. [5]

Основываясь на данных представленных на рисунке 1, можно сказать, что несмотря на ожидания стран, вводивших торгово – экономические санкции, логистический рынок Российской Федерации продемонстрировал положительную тенденцию роста и увеличения. С 2021 по 2023 гг. общий объем рынка транспортно – логистических услуг увеличился с 3,451 трлн руб. до 4,08 трлн руб. [5]

В рамках управления цепями поставок традиционными являются такие современные методы и методики, как [3]:

  • ECR – согласно данному методу, абсолютно все контрагенты цепочки поставок действуют в интересах потребителя, который, в свою очередь, играет ключевую роль в цепочке поставок;
  • VMI – согласно данному методу, поставщик должен поддерживать страховой запас продукции на своих складских помещениях;
  • CRP – согласно данному методу управления цепями поставок, товарооборот между контрагентами должен непрерывно функционировать на постоянной основе;
  • ABC – согласно данной модели управления, в рамках цепочки поставок создается матрица, в которой ресурсы ранжируются по степени важности;
  • JIT – согласно принципу управления «точно в срок» все затраты оптимизируются с целью рационального использовать ресурсов от поставки до поставки с возможностью использования ресурсов сторонних организаций.

Также при определении наиболее перспективных информационных технологий в развитии системы менеджмента цепей поставок российских организаций, можно проанализировать практическое использование следующих разработок и инновационных решений, как [1]:

  • технология блокчейн. Данная IT – технология используется в управлении цепочками поставок в качестве инструмента, который позволяет обеспечивать прозрачность операций с грузами на протяжении всей цепи поставок, снижает риски возникающие в процессе управления цепями поставок, позволяет быстро перейти на электронный документооборот в рамках цепочки поставок;
  • интернет – вещей. В рамках данной технологии, в цепях поставок внедряется использование RFID – меток, датчиков температуры, влажности и освещенности, системы глобального позиционирования (GPS), которые относятся к данной категории цифровых технологий;
  • WMS – это информационная система управления складскими помещениями организации, где многие процессы автоматизируются через цифровизацию. Преимуществами данной информационной системы являются ее возможности по сокращению финансовых расходов и времени проведения работ на складе до 20-30 % от общих затрат;
  • радиочастотная идентификация (технология RFID), суть которой заключается в маркировке груза, при помощи использования радиоволн для записи и считывания информации, хранящейся на метках, прикрепленных к товару. Благодаря использованию данной цифровой технологии повышается безопасность каждой единицы товарно-материальных ценностей, находящихся на складе предприятия;
  • роботизированные дроны, задача которых считывать информацию при помощи технологии RFID. Данные технологии используются при работе с малогабаритными грузами при их перемещении в складском помещении предприятия.

Также, современная практика управления цепочками поставок характеризуется все более активным использованием новейших технологий при проектировании устойчивых цепочек поставок.

На рисунке 2 изобразим основные технологии, применяемые в управлении цепями поставок.

2

Рисунок 2. Основные технологии в управлении цепями поставок [2]

Использование цифровых технологий, информационных систем и IT-решений позволяет оптимизировать процесс управления цепями поставок, а также обеспечить решение задач по оптимизации логистических процессов.

В результате научного исследования, можно прийти к выводу, что современные методы и методики, применяемые в управлении цепями поставок российских организаций тесно связаны с внедрением цифровых технологий и современных научных решений. Благодаря внедрению данных технологий и решений в систему управления цепями поставок происходит их комплексное совершенствование, ведь они позволяют оптимизировать транспортно – логистические расходы, а также потребность в человеческих ресурсах, что, в свою очередь, приводит к снижению рисков, связанных с влиянием человеческого фактора.

Список литературы

  1. Волкова А.А., Никитин Ю.А., Плотников В.А. Эволюция цифровых технологий, используемых в логистике // Управленческое консультирование. 2022. № 1. С. 76 – 83.
  2. Коротеева Д.В., Смыслова О.Ю. Информационные технологии в управлении компанией: возможности и перспективы развития // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2022. № 1. С. 351 – 353.
  3. Смирнова Е.А., Зуев А.В. Модели и методы управления цепями поставок // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2022. № 2. С. 95 – 100.
  4. Щеголева Т.В., Жердев С.С. Логистические принципы развития бизнес-процессов высокотехнологичных предприятий в условиях цифровой трансформации // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 1 (26). С. 40 – 48.
  5. Объем рынка транспортно – логистических услуг в денежном выражении за последние годы увеличился. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11675/ (дата обращения: 05.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: