УДК 331.104.2

Развитие soft skills в условиях цифровой трансформации экономики

Терелецкова Елена Валентиновна – кандидат социологических наук, доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования Уфимского университета науки и технологий.

Якупов Ринат Валиевич – студент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В представленной статье рассматриваются перспективы развитие Soft skills в условиях цифровой трансформации экономики. Анализируется понятие Soft skills в интерпретации различных ученых. Авторы выделяют востребованные «гибкие» навыки в условиях цифровизации. Рассматриваются гибкие навыки, наиболее востребованные в современных реалиях. 

Ключевые слова: soft-skills, цифровая экономика, искусственный интеллект, эмоциональный интеллект.

В настоящее время происходит стремительное развитие различных цифровых технологий, которые изменяют многие аспекты человеческой жизни, при этом остаются такие, в которых заменить человека не предоставляется возможным. Поэтому начинает повышаться значение особенности развития личности с точки зрения ее гибких навыков, которые принято называть soft skills.

Современные условия работы характеризуются повышенным уровнем стресса, борьба с негативным влиянием которого предполагает способности в области тайм-менеджмента, гибкости в поведении и умении подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Такие свойства личности способствуют развитию склонности к постоянному обучению и повышенной мобильности специалистов.

Представленный выше навыки принято называть soft skills. Термин «soft skills» в дословном переводе с английского означает «мягкие навыки». Указанные навыки невозможно измерить количественно. Они по сути являются универсальными компетенциями и представляют собой комплекс личных качеств и отражение накопленного жизненного опыта каждого отдельного человека. Soft skills играют важную роль в построении взаимоотношений в социуме. При этом в процессе общения окружающими мягкие навыки отдельного человека воспринимаются как проявления симпатии.

Вместе с soft skills существуют и так называемые hard skills, которые осваиваются в процессе обучения определенной профессии. Следует отметить, что главным отличием soft skills от hard skills выступает то, что они медленнее осваиваются, поскольку являются отражением жизненного опыта человека.

Особое значение мягкие навыки приобретают в тех профессиях, где большую роль играет непосредственное взаимодействие с клиентом. При этом важное значение начинают приобретать такие умения, как:

  • уверенность в себе и способность привлечь внимание
  • умение изъясняться грамотно и красиво;
  • способность расположить собеседника, выслушать его и т.д. [1].

С развитием технологий традиционные знания и навыки быстро устаревают. В связи с этим начинают цениться не те, кто много чему научился, а те, кто характеризуется способностью с постоянному обучению, умеет подстраиваться под происходящие изменения и решать нестандартные рабочие задачи. Таким образом, soft skills с каждым годом начинают приобретать все более важное значение [4].

Современный тип экономики принято называть цифровой. Впервые ее концепцию сформулировал американский информатик Николас Негропонте в 1995 году. Терелецкова Е.В. и Ягафарова И.М., отмечают, что «цифровая экономика в соответствии с Программой развития цифровой экономики Российской Федерации до 2035 года, принятой Правительством Российской Федерации летом 2017 года, представлена тремя уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом: рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов; платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики; среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность» [8, с. 84].

Цифровая трансформация всех сфер становится настолько актуальной темой, что государства начинают делать шаги в направлении регулирования происходящих изменений. Например, в России принята «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы». В данном документе, в том числе, приведено определение цифровой экономики. Согласно Стратегии, цифровая экономика представляет собой новый вид хозяйственной деятельности, которая связана с цифровыми данными и работой с ними. В результате производственный процесс в цифровом пространстве – это обработка информационных потоков в цифровом виде, а также дальнейшее использование полученных по итогам обработки данных. Основным преимуществом нового вида производства признается увеличение эффективности более традиционных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг, если они применяют цифровые решения [6].

Таким образом, цифровизация представляет собой трансформацию информации в цифровую форму, которое должно способствовать уменьшению издержек, возникновению новых возможностей и т. д. [3].

Можно предположить, что изменение цифровых технологий приводит к постоянному увеличению требований к специалистам, которые должны владеть как минимум двумя видами грамотности:

  • компьютерной грамотностью, которая связана с ориентированием в цифровом пространстве с помощью современных гаджетов;
  • цифровой грамотностью, которая связана с основами программирования и алгоритмизации для эффективного управления современными компьютерными средствами [5]. «Особое внимание уделяется ценностной ориентации и формированию системы компетенций специалистов в рамках действующей образовательной среды» [9, с. 134].

При этом особое значение начинают приобретать именно soft skills, как личностные качества, характеризующие мировоззрение специалиста. Можно сказать, что мягкие навыки выступают как база умений и навыков, благодаря которым специалист быстро вливается в работу, связанную с цифровым пространством.

В настоящее время многие исследователи изучают особенности работы человека в цифровой среде. Например, О. А. Правдина и А. А. Рассказова считают, что «высокая производительность труда специалиста в цифровом обществе зависит от его soft skills» [2].

Такого же мнения придерживаются исследователи из Гарварда и Стэнфорда, которые определить, что профессиональный успех на 75-75% зависит от soft skills, а на 25-15% – от hard skills.

Можно сказать, что в условиях цифровой экономики мягкие навыки приобретают важное значение, как способность формировать социальные и профессиональные сетевые коммуникации, склонность к постоянному обучению и совершенствованию и т.д.

Разные исследователи пытаются предугадать какие именно soft skills будут наиболее ценными в ближайшем будущем. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, исследователями Бостонской консалтинговой группы была сформулирована «Целевая модель компетенций-2025». Данная модель содержит 3 кластера со списком главных навыков и компетенций, которые, по мнению исследователей, являются ключевыми для работы в цифровом пространстве XXI века. При этом два кластера в целевой модели компетенций 2025 посвящены soft skills. Это обусловливают тем, что процесс цифровизации изменяет требования рынка труда на переход к более универсальным компетенциям, которые становятся наиболее актуальными при повсеместном использовании цифровых технологий. Поэтому согласно представленной модели главными soft skills будут следующие:

  • способности к решению нестандартных проблем и задач, при этом желательно, чтобы само решение было нетривиальным, а подход к нему отличался творческим подходом;
  • стремление к саморазвитию, а также склонность к непрерывному обучению;
  • навыки самостоятельного принятия решений и принятия ответственности за них;
  • нацеленность на достижение результатов, что включает повышенную самомотивацию;
  • навыки построения межличностных деловых коммуникаций, при этом важное значение приобретают способности «находить общий язык» с разными людьми;
  • развитый эмоциональный интеллект и т.д. [7]

Согласно прогнозам Бостонской консалтинговой группы к 2025 году конкурентоспособность специалистов будет складываться преимущественно развитием их мягких навыков, а не hard skills [2].

Среди этих навыков наиболее востребованы следующие, представленные на рисунке 1.

Рисунок6

Рисунок 1. Наиболее востребованные навыки soft skills в условиях цифровой экономики

Социальная сеть, которая занимается поиском и установкой деловых контактов в США, – LinkedIn в 2020 году провела свое исследование, которое показало, что работодатели отдают предпочтение следующим мягким навыкам у кандидатов:

– креативность, когда предпочтение отдается тем, кто творчески и нестандартно подходит к решению задач;

– способность к убеждению, когда наиболее ценятся те, кто способен привести убедительное обоснование предлагаемым решениям и идеям;

– умение взаимодействовать, поскольку более эффективна в достижении результатов такая команда, которая может в долгосрочной перспективе качественно работать;

– способность к адаптации к изменениям;

– эмоциональный интеллект, под которым обычно понимают способность воспринимать и адекватно реагировать на проявление эмоций, как собственных, так и других.

Таким образом, в настоящее время в условиях цифрового пространства успешному специалисту следует обладать способностью к адаптации и умением подстраиваться под происходящие изменения, а также обладать гибкостью и готовностью менять направление своей деятельности. При этом он должен уметь работать в «авральном» режиме и иметь склонность к постоянному и непрерывному обучению новым навыкам и рабочим компетенциям [5].

По прогнозам аналитиков Всемирного экономического форума, в ближайшее время более значимыми будут следующие навыки, представленные на рисунке 2 [2].

Рисунок7

Рисунок 2. Значимые soft skills по мнению аналитиков Всемирного экономического форума

Таким образом, представленная информация позволяет заключить, что в условиях продолжающейся цифровизации развитие Soft-skills станет одним из приоритетных требований со стороны работодателей к сотрудникам, поскольку трудные с технической точки зрения задания смогут решать технологии искусственного интеллекта, в то время как для человеческого интеллекта останется решение задач, связанных с творческим подходом, стратегическим видением, проявлениями эмпатии и эмоционального интеллекта, а также с умениями работать в коллективе и навыками бесконфликтного общения с различными людьми (коллегами, руководителями, клиентами).

Список литературы

  1. Дульская Д.А., Цыганок П.А., Бальев Д.М., Рубцова М.О. Soft-skills («мягкие способности») как востребованная компетентность специалиста // Сборник материалов Всероссийской конференции «Здоровье человека, семьи, общества. Социодинамическая парадигма в психиатрии, наркологии, психотерапии и психологии». – 2021. – С. 171-172.
  2. Правдина О.А., Рассказова А.А. Soft skills как фундаментальная основа включения в процесс цифровизации // Материалы всероссийской научной конференции «Цифровая экономика и рынок труда будущего». – 2019. – С. 40-44.
  3. Ратковская И. А. Soft skills: формирование специалистов для цифровой экономики // Материалы Международной научной конференции «Ганза: деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития». – 2020. – С. 207-218.
  4. Сурчалова П. Как развивать soft skills у персонала // ООО «Эквио». – 2022. [Электронный ресурс] URL: https://e-queo.com/blog/expertnie-stati/kak-razvivat-soft-skills-u-personala/ (дата обращения: 08.01.2024).
  5. Черекбашева Д.Ш. Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике // Молодой ученый. – 2021. – № 14 (356). – С. 101-102. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/356/79602/ (дата обращения: 08.01.2024).
  6. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] URL: https://ivo.garant.ru/#/document/71670570/paragraph/1:0
  7. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е., Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http://imagesrc.bcg.com/Images/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (дата обращения: 22.12.23).
  8. Терелецкова, Е. В. Вопросы подготовки кадров в условиях становления цифровой среды современной экономики / Е. В. Терелецкова, И. М. Ягафарова // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. – № 1(139). – С. 82-85.
  9. Ягафарова, И. М. Формирование кадрового потенциала в новых экономических реалиях / И. М. Ягафарова, Е. В. Терелецкова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 4, № 3. – С. 133-136.