УДК 504.03

Влияние городской среды на формирование экологической культуры студентов

Потехина Инна Юрьевна – преподаватель Нефтяного института – филиала Югорского государственного университета

Яценко Анастасия Владимировна – студентка Нефтяного института – филиала Югорского государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются: история развития экологии как науки, взаимодействие культуры человека и природы, что формирование основ экологической культуры предполагает в первую очередь усвоение экологических знаний, норм, законов; развитие умений, осознание себя частью природы, без которой невозможно существование человека, о том, что у студента, оканчивающего высшее учебное заведение, должны быть сформированы личностное отношение к природе, цели и мотивы взаимодействия с ней, умение выстраивать стратегию своей деятельности, исходя из экологической целесообразности. Поэтому сегодня система образования включает в себя экологическое образование и воспитание как важную составляющую.

Ключевые слова: экология, наука, культура, студенты, окружающая среда, классификация.

Экология сама по себе как самостоятельная наука довольно молодая. Она появилась на стыке девятнадцатого и двадцатого столетий. До этого экология считалась направлением в биологии и возникла в середине десятого столетия. 

Несмотря на то, что экология и её идеи известны уже давно, о ней писал ещё Аристотель в «Истории животных», где описал экологическую классификацию животных, тип движения, среду обитания и так далее, общественную известность экология получила в 1960-е, из-за растущего беспокойства об окружающей среде.

Но это всё экология как наука, а как культура она сформировалась сравнительно недавно (в последние десятилетия). В 1960-х годах философско-культурологические аспекты охраны природы находились на периферии гуманитарного познания, а начиная с середины 1960-х они обретают новую жизнь в многочисленных исследованиях в разных отраслях гуманитаристики.

В конце 20 века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой значительно увеличилось; причиной этому общественное переосмысление человеческой жизни деятельности, влияющей на окружающий мир.

На сегодняшний день огромное количество аспектов влияют на формирование экологической культуры не только студентов, но и тех, кто младше или старше их. Формирование основ экологической культуры предполагает в первую очередь усвоение экологических знаний, норм, законов; развитие умений, осознание себя частью природы, без которой невозможно существование человека.

Экологическое просвещение один из способов формирования основ экологической культуры. Это деятельность, при которой распространяют знания о природе, о взаимодействии человека и окружающей среды, о возможностях и потенциале природных ресурсов, а главное экологическое просвещение учит отказываться от излишеств, которые позволяет себе человек, не задумываясь о том какой эффект его поступки могут оказать на окружающий мир, учит рационально использовать природные ресурсы.

Так же на формирование экологической культуры влияет и городская среда. Город выполняет функцию формирования комфортных условий проживания граждан и создаётся атмосфера воспроизведения культурных традиций населения. Но есть и другая сторона данной картины.

Экологические проблемы города многоаспектны. Загрязнение окружающей среды, плохо качество воздуха, шум и большое скопление людей вызывают большое беспокойство среде обеспечить. Большая часть городского населения живёт в условиях, превышающих общий санитарно-гигиенический уровень шума, а это в свою очередь влияет на здоровье человека, его психическое состояние и на продолжительность жизни в целом.  А если говорить о скоплении людей? Это влияет и на гидрологию, качество воды и водных сред обитания.

В городах образуется огромное количество товаров, а в следствии и отходов. Это в свою очередь означает огромную потерю природных ресурсов в виде сырья и энергии. А город отличается большими затратами энергии, сырья и товаров.

Всё это и ещё очень множество факторов влияют на экологическое состояние города. Эти факторы так же формирует экологическую культуру. Они могут помочь увидеть то насколько расточительно отношение человека к природным ресурсам и безответственно к окружающей природе. 

Но экологическая проблема так же не только в городе и его деятельности. Проблемой так же являются люди и их отношение к этой ситуации. Экологическое неблагополучие большинством российских граждан оценивается лишь, как проблема мусорных свалок и загрязнения окружающей среды промышленными отходами. К тому же мало кто осознаёт роль экологической культуры в системе взаимодействия человека и природы. Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание, определяющее значение поступков индивидов, социальных групп, культуру общества в целом.

Думаю, уместно так же будет добавить, что люди склонны к повторению чужих поступков, особенно дурных. Это напоминает о «теории разбитых фонарей» стэнфордского психолога Филиппа Зимбардо. Он провёл эксперимент, в котором оставил две машины без номеров и с поднятыми капотами. Одна машина стояла в неблагоприятном районе, а другая в богатом городке. Всего за сутки от машины, что стояла в неблагоприятном районе почти ничего не осталось. Та машина, которая была в благоприятном районе простояла не тронутой неделю. Тогда Зимбародо нанёс по ней первый удар и уже через несколько часов жители превратили машину в груду металлолома.

Плохой пример заразителен. Тоже касается и ситуации с окружающим нас миром. В городах, где нет правил, контролирующих количество мусора на улицах, где детям ещё с первых классов не объясняют всю важность и необходимость заботы о природе, не может быть экологически стабильно. Люди просто не будут видеть смысла следить за чистотой и благополучием природы, если никто не будет соблюдать нормы экологической культуры. Но для того, чтобы соблюдать эти нормы, надо воспитывать в населении экологическое сознание, грамотность, давать необходимые знания и обучать экологической деятельности.

И желательно начинать обучать этому молодое поколение с первых классов и до окончания высших учебных заведений. Поскольку формирование экологической культуры сам по себе долгий и кропотливый процесс. Успешная реализация, которого возможна лишь, если ему уделить особое внимание. Формирование экологической культуры должно стать одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательной и высшей профессиональной школы. Формирование экологической культуры способствует изменению стиля жизни и мировоззрения молодежи; создает новый тип отношения к жизни — не потребительский, а созидательный, главной ценностью которого будет бережное отношение к природе, окружающей среде.

Особое внимание стоит уделить студентам, ведь студенчество, как специфическая молодежная группа, является наиболее активной и способной к изменениям в поведении и мировоззрении, привычках и образе жизни. Очевидно, что процесс формирования экологической культуры студенческой молодежи многогранен. На него воздействует множество социальных факторов, отражающих уровень развития общества, его общей культуры в целом, включая принятые в данном обществе нормы и правила взаимодействия с окружающей средой.

Наравне со знаниями, умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности, у студента, оканчивающего высшее учебное заведение, должны быть сформированы личностное отношение к природе, цели и мотивы взаимодействия с ней, умение выстраивать стратегию своей деятельности, исходя из экологической целесообразности. Поэтому сегодня система образования включает в себя экологическое образование и воспитание как важную составляющую.

И не смотря на всё это далеко не так часто студентам напоминают о необходимости бережного отношения с природой. Недопонимание проблем, касающихся воздействия человека на природу, вытекает из плохо сформированного экологического сознания. Лишь не многие понимают, что в их силах влиять на состояние природы, исправлять ситуацию с экологией, ведя соответствующий образ жизни, что экологическая культура очень важна для существования человечества.

И что бы создать поколение с сформированным экологическим сознанием, чтобы личность отличающейся гуманностью, обладающей экологическими знаниями, уважительно относящейся к ценности каждого человека и всего живого вокруг, умеющей любить, проявлять сострадание, быть отзывчивой и доброй необходимо создать чёткую систему воспитания всех этих качеств в человеке с первых лет его жизни и до полного формирования его взрослого «я».

Необходимо объяснять молодому поколению как важно беречь этот мир. Стараться быть для них достойным примером. Принимать законы, которые благополучно влияли бы на природу окружающего мира и строго следить за их соблюдением. Озеленять улицы городов, организовывать субботники для всех жителей, учить школьников и студентов сажать растения и ухаживать за ними ведь, когда ты создаешь, что-то своим трудом всегда есть желание, чтобы твой труд прожил как можно дольше.

Уже сейчас нынешнее поколение студентов начинает бережнее относиться к окружающей среде и больше задумываться об экологических проблемах. Их волнуют экологические проблемы, и многие из них принимают активное участие в попытках сохранить красоту окружающего мира.

Важно помнить, что среда, где мы живём очень сильно влияет на подрастающее поколение. То, как себя ведут старшие, их отношение друг к другу, к городу, к природе очень сильно влияет и помогает сформировывать видение этого мира. В этом то и заключается основная проблема многим людям в большинстве случаем нет дела ни до чего кроме собственного благополучия.

Население города – это социальная система, которую можно обозначить как городское местное сообщество, и все ее социальные, политические, экономические и культурные элементы не могут устойчиво развиваться в ситуации, когда среда, в которой они существуют, находится на грани разрушения.

Выход из экологически затруднительного положения, предполагает переосмысление отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе – формировании экологически позитивного отношения к природе.

Список литературы

  1. Андреева Т. А. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 184 с.
  2. Акимова Т. А. Экология. Человека – Экономика – Биота – Среда: учебник для студентов вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  3. Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества / Г. Е. Григорьева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – № 4 (27). – Т. 1. – С. 122-124. – URL: https://moluch.ru/archive/27/3004/ (дата обращения: 14.05.2022).
  4. Прохоров Б. Б. Социальная экология: Учебник для студ. вузов / Борис Борисович Прохоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 416 с.
  5. Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития. https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00514390_0.html.
  6. Быканова Н. А. Формирование экологической культуры городского населения в современных условиях: Региональный аспект. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekologicheskoi-kultury-gorodskogo-naseleniya-v-sovremennykh-usloviyakh-regional.
  7. Социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков. https://studbooks.net/626544/sotsiologiya/sotsialnaya_sreda_osnovnoy_faktor_vliyayuschiy_razvitie_vospitanie_podrostkov.

Интересная статья? Поделись ей с другими: