УДК 327.821

Геополитическое измерение проблемы трансграничных рек на примере реки Меконг

Зайцев Владислав Олегович – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается текущее состояние проблемы, связанной с вопросом водного регулирования бассейна реки Меконга. Автором была проанализирована история сотрудничества между странами по решению экологической проблемы, возникшей на реке Меконг. Были подробно рассмотрены действия каждого из участников переговоров. Наибольший акцент был сделан на рассмотрении действий Китайской Народной Республики, которая является одним из основных выгодоприобретателей. Сделан вывод о том, что текущих форматов решения проблемы недостаточно. Более того, было сделано предположение о том, что Китай использует ситуацию, возникшую на Меконге как средство манипулирования теми странами, которые располагаются ниже по его течению.

Ключевые слова: трансграничные реки, вопросы водного регулирования, плотина, международное право, Комиссия по развитию реки Меконг.

Как всем известно, сегодня в мире существует проблема трансграничных рек. Главные причины связаны, в первую очередь, с отсутствием или непроработанностью нормативно-правового регулирования и распределением водостока между странами. С точки зрения геополитики можно сказать, что потенциал трансграничных рек может быть использован одними государствами как инструмент влияния на другие государства или быть предметом конфликта интересов между странами, через которые протекают эти реки.

Говоря непосредственно о географии данных конфликтов, нужно отметить, что особенно широкий размах проблема приобрела в Азии, а именно в тех странах, которые граничат с Китаем, поскольку многие реки берут начало на его территории. Среди них проблему реки Меконг стоит выделить отдельно.

Почему именно проблема реки Меконг занимает особое место?

Для начала нужно дать небольшую справку. Во-первых, это самая крупная река Юго-Восточной Азии, протекающая по территории 6 государств (Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама) и имеющая длину около 4500 километров и являющаяся 11-й по величине рекой мира [1, с. 143]. В то же самое время Меконг имеет большее разнообразие рыб, чем любая другая река на Земле, где водится 4 из 10 крупнейших в мире пресноводных рыб [2]. Всё это делает район Меконга одним из самых густонаселённых районов в Юго-Восточной Азии. В одном только Вьетнаме по берегам Меконга проживает примерно 5 часть его населения или 20 млн. человек [3, c. 209]. Дельта Меконга является одним из главных сельскохозяйственных районов Вьетнама, где выращивается свыше половины всего вьетнамского риса, по экспорту которого Вьетнам занимает лидирующие роли в мире.

Однако сегодня роль Меконга как житницы находится под серьёзной угрозой. Дельта Меконга подвергается сильному засолению, участившимся наводнениям, сменяемым засухами, а также снижению биоразнообразия.

Основной же причиной является активное строительство дамб на всем его протяжении. Сегодня наибольшее количество дамб и гидроэлектростанций находится в верхнем и среднем течении Меконга.

Наибольшая роль в строительстве отводится Китаю. Возводить дамбы в верхнем течении Меконга (китайское название Ланьцанцзян) Китай начал в 1986 году. На сегодняшний день только на главном течении насчитывается порядка 26 ГЭС и 11 крупных дамб. По подсчетам некоторых исследователей, Китай может контролировать 10% всего стока Меконга, а в цифрах это 147 миллиардов кубометров воды.  

Для решения проблемы Меконга Экономическим советом ООН для стран Азии и Дальнего Востока ещё в 1957 году был создан Комитет по координации комплексного развития нижнего бассейна Меконга («Меконгский комитет»), который занимался вопросами совместного использования воды из реки [4, c. 77]. Помимо этого, в рамках ООН был проработан ещё и международно-правовой механизм. В 1997 году была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. В тексте самой Конвенции было прописано разумное использования водных ресурсов трансграничных водотоков, обязательство государств сотрудничать и регулировать все возникающие споры.

Региональные механизмы сегодня представлены, главным образом, созданной ещё в 1995 году Комиссии по реке Меконг (КРМ) на основе подписанного в тайском Чианграе Соглашения о сотрудничестве во имя устойчивого развития бассейна реки Меконг. В настоящее время можно сказать, что данная инициатива осуществляет деятельность в нескольких крупнейших направлениях, одними из которых являются: программа «План бассейнового развития», «Климатическая адаптационная инициатива», программа по контролю за засухами

Основной проблемой данных соглашений и форматов сотрудничества является их рекомендательный характер и неучастие в них Китая. Во-первых, Китай не является участником Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 года. Более того, в ходе процедуры голосования он проголосовал против. Во-вторых, Китай не является полноправным участником региональных инициатив. В случае с Комиссией по развитию Меконга он является лишь страной-наблюдателем. Конечно, определённые результаты это всё же дало. В 2002 году Китай подписал с Комиссией Соглашение о предоставлении гидрологической информации реки Меконг в течение сезона наводнения, а в 2020 году было подписано новое соглашение о круглогодичной гидрологической информации реки Меконг [5, c. 189].

Однако если смотреть в целом, подписаний Китаем подобных соглашений является лишь частью его мягкой дипломатии, в основе которой лежит концепция защиты национальных интересов, опора на двусторонние переговоры и соглашения, где основной акцент делается на процедурные и технические аспекты сотрудничества. Более того, следует отметить, что по многим текущим форматам сотрудничества Китай выступал непосредственным инициатором день. Например, стоит отметить предложенный Китаем на 17-м саммите Китай-АСЕАН механизм сотрудничества Ланьцанцзян-Меконг, который действует и поныне [5, c. 190].  В 2016 году в Санье была подписана Декларация о сотрудничестве по Меконгу, в основу которой были положены обмен техническими данными, экономическое и социальное развитие, а также было уделено внимание проблемам политики и безопасности. Центр сотрудничества с целью укрепления всестороннего сотрудничества по обмену техническими данными, борьбе с засухой и наводнениями в отношении использования водных ресурсов реки Меконг.

Поэтому подводя итог деятельности Китая, можно сказать, что его участие само по себе является довольно ограниченным, поскольку затрагивает лишь обмен гидрологической информацией о состоянии реки, а сути проблемы это не решает. Китай продолжает строить ГЭС и дамбы на Меконге, во многом следуя политике «свершившихся фактов».

В этом хотелось бы провести некую параллель между ситуацией с рекой Меконг и другой проблемой, которая является одной из ключевых для Юго-Восточной Азии и для Вьетнама, в частности. Это проблема Южно-Китайского моря.

С нашей точки зрения, две проблемы взаимосвязаны. Во-первых, и в отношении Меконга, и в отношении Южно-Китайского моря Китай прибегает к одной и той же тактике, которая нами уже упоминалась. Это тактика свершившихся фактов. Во-вторых, в обоих случаях Китай не связывает себя никакими обязательными для исполнения договорами, а ограничивается лишь соглашениями декларативного характера. В-третьих, помимо Китая, другой страной, которая также вовлечена в оба конфликта, является Вьетнам.

Однако кейс Меконга для Вьетнама носит более экзистенциальный характер, чем проблема Южно-Китайского моря. По берегам дельты Меконга во Вьетнаме живет 20 миллионов человек, Меконг является житницей Вьетнама. И любые проблемы, а особенно экологическая проблема, вызванная строительством дамб в верхнем течении, является угрозой не только для экономического развития Вьетнама, но, в первую очередь, для его политической стабильности. И в Китае про это прекрасно знают.

Какой же вывод можно сделать из этого всего? Проблема Меконга для Вьетнама приобретает все более серьёзные масштабы. Китай же может использовать своё доминирующее экономическое положение и контроль над верхним течением, как способ оказания политического давления на Ханой по вопросам Южно-Китайского моря. Говоря же в общем, контроль над Меконгом является ключом к контролю над большинством стран Индокитайского полуострова.

Список литературы

  1. Нгуен Куок Хунг. Отношения Вьетнама с Лаосом и Камбоджей: путь к объединению для коллективного решения крупных проблем стран Индокитая [Электронный ресурс] // РППЭ. 2016. № 10 (72). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-vietnama-s-laosom-i-kambodzhey-put-k-obedineniyu-dlya-kollektivnogo-resheniya-krupnyh-problem-stran-indokitaya.
  2. Шабалина Г. С. Региональное и международное сотрудничество по развитию региона Большого Меконга в 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2012. № 19. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-i-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-po-razvitiyu-regiona-bolshogo-mekonga-v-2009-2011-gg.
  3. Рязанцев С.В., Лукьянец А.С. Последствия демографических и климатических изменений для Вьетнама и его миграционных потоков [Электронный ресурс] / С.В. Рязанцев, А.С. Лукьянец // Вьетнамские исследования. 2015. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-demograficheskih-i-klimaticheskih-izmeneniy-dlya-vietnama-i-ego-migratsionnyh-potokov
  4. Иващенко А.С. Проблема дефицита водных ресурсов в странах Южной и Юго-Восточной Азии (конец XX- начало XXI вв.) // Вестник науки. –№ 16 (40). – С. 72-79.
  5. Нгуен Тхи Ким Ань. Позиция Китайской Народной Республики в отношении использования трансграничной реки Меконг: международно-правовой анализ // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. Т.23. – № 3. – 2021. – С. 183-199.

Интересная статья? Поделись ей с другими: