УДК 159.9

Особенности коммуникативной сферы медицинских работников

Абдуллаева Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Был проведен анализ профессионально-значимых качеств медицинского работника, среди которых важными являются эмпатия и коммуникативная компетентность врача. Данные индивидуально-психологические показатели влияют в целом на эффективное лечебное взаимодействие в диаде «Врач-пациент».

Ключевые слова: эмпатия, медицинские работники, экстраверсия, психологическое сопровождение, врачебная деятельность, профессионально важные качества медицинского работника, коммуникативная компетентность.

Деятельность медицинских работников напрямую имеет свою специфику и относится к сфере взаимодействия «Человек-человек» [3-4]. Данный вид профессии подразумевается постоянное социальное взаимодействие, причем не только с остальным медицинским персоналом, а, в первую очередь, с больными. Это, безусловно, влияет на психологическое здоровье медицинских работников, которые в большей степени подвержены эмоциональному выгорания, высокому уровню стресса и т.д. [5] Снижение уровня эмпатических способностей влияет на эффективность лечебного взаимодействия [2].

Под коммуникативной компетентностью медицинского работников понимается уровень сформированности личного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, прежде всего больными. Данные индивидуально-психологические показатели влияют в целом на эффективное лечебное взаимодействие в диаде «Врач-пациент».

Чижкова М.Б. [5] отмечает значимость и роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности медицинских работников. Также было обнаружено, что уровень эмпатии у женщин-ординаторов достоверно выше в сравнении с мужчинами-ординаторами [3]. В исследовании Ващенко И.С., Рыкалиной Е.Б. выявлено, что по мере знакомства с профессией, переутомлением и учебной загруженностью уровень эмпатических способностей снижается как у студентов, так клинических ординаторов. Юргелас И.В., Жданов А.И., Юргелас Ю.Н., О.С. Копытина [6] считают, что уровень эмпатии у будущих медицинских работников, в частности, низкий уровень эмпатии неблагоприятно влияет на профессиональную деятельность медицинского работника. В диссертационном исследовании Богачевой О.Ю. установлено, что для врачей терапевтического профиля эмпатия является важным профессиональным качеством, которое влияет на эффективность профессиональной деятельности.

 В исследовании Томиловой М.И., Харьковой О.А. [4] отмечают, что необходимы знания клинических ординаторов о коммуникативных навыках, которые требуются врачу на этапах «сбора информации» и «завершения консультации». Гулакова Е.А., Бросалин Д.А., Зоря А.И. [1] также отмечают, что обучение будущих медицинских работников в симуляционных условиях является важной составляющей оптимизации качества медицинской помощи.

Таким образом, изучение коммуникативной сферы медицинских работников является важной сферой, поскольку коммуникативные навыки влияют на лечебное взаимодействие в диаде «Врач-пациент».

Список литературы

  1. Гулакова Е.А., Бросалин Д.А., Зоря А.И. Формирование коммуникативной компетентности врача-ординатора в симуляционных условиях // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033777 (дата обращения: 01.2023).
  2. Костина Л.А., Кубекова А.С. Алекситимия как фактор риска социально-психологической дезадаптации студентов медицинского вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 4-1. С. 56-62.
  3. Сергеева М.А., Смахтина Т.А., Шагина И.Р., Кубекова А.С. Психологические особенности аутоагрессивного поведения у студентов медицинского вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 5. С. 79-93.
  4. Томилова М.И. Представления ординаторов о коммуникативных навыках врача /М.И. Томилова, О.А. Харькова // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-ordinatorov-o-kommunikativnyh-navykah-vracha (дата обращения: 17.12.2022).
  5. Чижкова М.Б. Коммуникативная компетентность врача и её формирование в представлениях ординаторов: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29727 (дата обращения: 17.12.2022).
  6. Юргелас И.В. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей / И.В. Юргелас, А.И. Жданов, Ю.Н. Юргелас, О.С. Копытина // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 177-184; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35235 (дата обращения: 17.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: