УДК 159.9.07

Взаимосвязь уровня осознанности и эмоциональной устойчивости, как одной из ключевых компетенций психолога

Тащиева Любовь Геннадьевна – магистрант Московского института психоанализа.

Аннотация: В статье рассматривается феномен эмоциональной устойчивости, как одной из ключевых компетенций психолога нынешнего, насыщенного стрессовыми событиями времени, а также значимость осознанности в работе психолога. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня эмоциональной устойчивости и осознанности. Описана программа психологического сопровождения развития осознанности. Эффективность программы психологического сопровождения отражена в итогах повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах после прохождения программы.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, осознанность, психологи, программа развития осознанности.

Высокая социальная значимость психолога в процессе сохранения психологического здоровья общества обуславливает особое внимание к этой профессии.

Психолог нынешнего времени призван решать сложные профессиональные задачи, требующие определенного уровня его собственного как профессионального, так и личностного развития.

В силу эмоциогенности данной профессии, одним из важнейших качеств личностного развития психолога, является эмоциональная устойчивость.

Актуальность изучения вопроса эмоциональной устойчивости обусловлена также и спецификой происходящих событий, которая напрямую связана с факторами, вызывающими возникновение таких состояний, как эмоциональная напряженность, стресс, переутомление, депрессия, апатия, и так далее.

Эмоциональную устойчивость в самом простом виде можно представить, как способность человека управлять своими эмоциями и противостоять жизненным трудностям для того, чтобы сохранять свое уравновешенное, благополучное состояние [5]. Данный навык необходим любому человеку. Психологи не являются исключением, особенно если учесть, что их деятельность связана с эмоциями и переживаниями клиентов, которые не могут не затрагивать специалиста, что в случае низкого уровня эмоциональной устойчивости может привести к эмоциональному выгоранию. Развивать способность быть эмоционально устойчивым психологу необходимо, чтобы успешно, результативно взаимодействовать с людьми, выдерживать психологические и физические нагрузки в труде, адекватно реагировать на жизненные ситуации, возможные препятствия и трудности, быстрее восстанавливаться после негативных событий или периодов жизненных испытаний.

О важности эмоциональной устойчивости как профессионально важном качестве психолога говорили А.Ф. Бондаренко, Р. Кэттелл, Е.В. Пименова. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество личности специалиста, способствующее как профессиональному и личностному развитию, так и успешной профессиональной адаптации, рассматривается также в работах А.А. Деркача, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцевой, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и др.

На фоне происходящих в обществе социально-экономических изменений, изменений в личности современного человека, все более значимой также становится задача формирования у личности способности к осознанному пониманию происходящего с ним и дальнейшему конструированию своего жизненного пути.

Понятие «осознанности» (mindfulness) появилось в философии дзен-буддизма. Оно подразумевает подчеркнутую ориентацию на настоящий момент.

На нынешнем этапе развития майндфулнесс-подход существенно отдалился от своих восточных истоков, сохранив, пожалуй, только этическую составляющую. Прагматичный и рациональный, он органично вписался в контекст современной психотерапии, практической психологии, организационного консультирования и даже нейробиологии [4].

Российский «Центр ментального тренинга в стиле mindfulness» даёт несколько возможных определений термина «майндфулнесс»:

  • это внимание, сознательно направленное на существующее в настоящий момент положение вещей, лишенное какой бы то ни было оценки.
  • это безоценочная осведомленность как результат сознательного направления внимания на текущий развертывающийся опыт.
  • это осведомленность о настоящем моменте с его принятием.
  • это саморегулирование внимания на текущем опыте таким образом, чтобы можно было усилить распознавание психических событий, которые имеют место в данный момент [4].

В своей книге «Осознанность: ошеломляющие исследования сознания» Э. Лангер пишет, что она «уверена, что прямым или косвенным виновником едва ли не всех наших проблем – личных, межличностных, профессиональных и социальных – является неосознанность» [2, с.29]. Согласно её теории «неосознанность вызвана неукоснительным соблюдением устаревших категорий» [2, с.82], а «осознанность предполагает постоянное порождение новых» [2, с.82]. «Как только мы осознанно воспринимаем точки зрения, отличающиеся от нашей, то начинаем понимать, что существует столько точек зрения, сколько наблюдателей» [2, с.85].

Для исследования взаимосвязи эмоциональной устойчивости и осознанности был определен диагностический инструментарий исследования, представленный в таблице 1.

Таблица 1. Диагностический инструментарий.

Критерий

Методики

Эмоциональная устойчивость

Шкала нейротизма личностного опросника Г. Айзенка

Эмоциональный интеллект как основа эмоциональной устойчивости

Опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина

Степень осознанности в повседневной жизни (общий уровень)

Шкала оценки осознанности и внимательности (MAAS, авторы Кирк Браун, Ричард Райян, адаптация А.М. Голубев)

Компонентный состав осознанности: наблюдение, описание, осознанность действий, безоценочность, нереагирование.

Пятифакторный опросник осознанности в адаптации Н. М. Юмартова, Н. В. Гришина

Уровень жизнестойкости через три сравнительно автономных компонента – вовлеченность, контроль, принятие риска

Тест жизнестойкости по методике С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева

В исследовании приняли участие 60 практикующих психологов. 83,33% (50 человек) из них оказывают психологические услуги в гештальт-терапии, 6,67% (4 человека) в области психоанализа, 5% (3 человека) в когнитивно-поведенческой психотерапии, остальные в области коучинга, мультимодального подхода и логотерапии. Все участники – женщины в возрасте от 28 лет до 52 лет.

Эмоциональная устойчивость в рамках данного исследования оценивалась при помощи шкалы нейротизма личностного опросника Г. Айзенка. В исследуемой группе психологов среднее значение по данной шкале составило 11,10 баллов, что соответствует больше низкому и среднему уровню нейротизма.

Нормативные показатели эмоциональной устойчивости выявлены у 34% исследуемых психологов, ещё 48% имеют потенциальную и сформированную конкордантность, что свойственно эмоционально стабильным людям, максимально устойчивым к внешним воздействиям.

Среди исследуемой группы не выявлено как сверхконкордантов (0-2 балла по результатам теста), так и сверхдискордантов (23-24 балла по результатам теста).

Осознанность оценивалась с помощью двух методик : Шкалы оценки осознанности и внимательности (MAAS) и пятифакторного опросника осознанности. 

Согласно исследованию в большинстве своём у психологов наблюдается средний уровень осознанности.

Осознанность – это сложносоставная характеристика организации психической деятельности, поэтому особый интерес представляет выраженность её компонентов. У большинства психологов преобладает повышенный уровень безоценочности, что в рамках профессии является качеством повышающем эффективность работы. При этом практически у половины респондентов наблюдается низкий уровень нереагирования. Это говорит о тенденции погружаться в свои мысли и эмоции, и ограничении возможности сознательного выбора реакции независимо от эмоциональной оценки ситуации.

Стоит отметить, что этот аспект осознанности является самым проблематичным с точки зрения его оценки у людей, не имеющих практик медитации, поскольку вопросы шкалы могут ими пониматься неоднозначно. В связи с этим в рамках эксперимента и при разработке программы было обращено отдельное внимание на формирование у участников подобного опыта.

Проведенные диагностики позволили подтвердить гипотезу о взаимосвязи общего показателя осознанности по пятифакторной модели со шкалой нейротизма в личностном опроснике Г. Айзенка.

При этом подобная взаимосвязь нейротизма и осознанности по шкале MAAS не выявлена, что объясняется несколько отличными конструктами осознанности в используемых опросниках.

Стоит отметить, что у исследуемой группы психологов, не выявлены корреляционные связи нейротизма с эмоциональным интеллектом напрямую. При этом, выявлены корреляционные связи между отдельными шкалами в модели эмоционального интеллекта, а именно отвечающими за управление эмоциями (ВУ и УЭ) и осознанностью, что позволяет сделать вывод о том, что повышение уровня осознанности, способствуют развитию навыков управления эмоциями, и наоборот, что может положительно влиять на эмоциональную устойчивость.

Стоит также отметить, что жизнестойкость, среди всех исследуемых показателей имеет наибольшее количество корреляционных связей с каждым из них (таблица 2).

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа (Ро-Спирмена, двухсторонняя).

2

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

В ходе исследования была разработана программа психологического сопровождения, с применением коуч-технологий, направленная на повышение уровня осознанности личности. Программа состояла из 8 групповых коуч-сессий, регулярность 1 раз в неделю. Сессии проходили с применением практик формальной и неформальной медитации, практик осознанного дыхания, сканирований тела, упражнений на уменьшение автоматизации поведения. Программа также предполагала ежедневные личные практики участников экспериментальной группы на протяжении 8 недель с ведением дневников практик.

Программа проводилась в экспериментальной группе из 30 человек. На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы статистически не различались по показателю осознанности и нейротизма, что доказано при помощи коэффициента Манна Уитни.

По окончании программы можно отметить, что средний уровень осознанности в контрольной группе незначительно снизился, а уровень нейротизма незначительно увеличился. При этом в экспериментальной группе зафиксировано увеличение среднего значения осознанности по группе на 8 баллов, и снижение нейротизма на 2 балла (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Средние показатели осознанности и нейротизма в группах.

Учитывая, что до эксперимента статистических различий между группами не выявлено, а после него группы имеют статистически значимые различия можно предположить, что сдвиги в экспериментальной группе связаны с реализацией программы в данной группе, что было доказано при помощи Т-критерия Вилкоксона.

Список литературы

  1. Ганатилейк, Р. Как включить осознанность: техники эффективных практик и медитаций в современном мире / Рохан Ганатилейк; [перевод с англ. С. А. Матвеева]. – М.: Эксмо, 2019. – 318 с.
  2. Лангер, Э. Осознанность: [ошеломляющие исследования сознания / Элен Лангер; [пер. с англ. М. Табенкина]. – М.: ООО «Издательство Э, 2019. – 237 с.
  3. Рогачева, Т.В. Современные подходы к понятию «Психологическая устойчивость» / Т.В. Рогачёва // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2011. – №1. – C. 75-84.
  4. Что такое майндфулнесс [Электронный ресурс] – Центр ментального тренинга в стиле mindfulness (https://mnfs.ru/about/). Проверено: 01.10.2022.
  5. Эмоциональная устойчивость педагога: методические рекомендации / Составитель: канд. психол. н. Ефимова И. В. – Севастополь, ГАОУ ПО ИРО, 2021 – 18 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: