УДК 159.9

Особенности ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

Абдуллаева Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: В статье проведен анализ особенностей ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности – это воспитание отношения к ней.

Ключевые слова: младший школьный возраст, ценностные ориентации, ценности, культура личности, нравственная активность.

Во многих педагогических и психологических исследованиях, которые направлены на изучение ценностных ориентаций детей школьного возраста доказано, что именно в данном возрасте происходит формирование ценностей, а также основная направленность в деятельности личности. Именно в младшем школьном возрасте формируются личностные ценности, формируется эмоциональное освоение, которое постепенно в закрепляется в трудовой и игровой деятельности, напрямую связанно с мотивационной сферой [3].

В школьном возрасте происходит формирование ведущих индивидуально-психологических особенностей личности. При этом все различные социальные феномены начинают приобретать упорядоченный характер и находит отражение в сознательной и бессознательной сфере школьников. Ценностные ориентации играют ведущую роль на развитие социально значимых взаимоотношений для младшего и старшего школьного возраста, ценностные ориентации формируют нравственность личности, формируют профессиональную направленность личности, его профессиональную идентичность [4].

Поэтому важно формирование педагогически направленных функций, которые ориентированы на нравственную деятельность и ценностные ориентации школьников, при их тесной связи.

Следует отметить, что младший школьный возраст – это период активного умственного и интеллектуального формирования. Интеллект детерминируют формирование всех других мнестических функций и других когнитивных познавательных процессов, а также их осознание. Именно учебная деятельность подразумевает значительные интеллектуальные нагрузки и функции.

В психологической науке были определены ведущие возрастные детерминанты для детей в младшем школьном возрасте:

  1. Именно у детей младшего школьного возраста наблюдается значительное увеличение объемов головного мозга – от 90 % веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 % в 10 лет.
  2. Во-вторых, происходят значительные изменения нервной системы ребенка. Формируются новые нейронные связи нервных клеток, происходит совершенствование полушарий в головном мозге. Уже к семи или восьми годам у ребенка сформирована нервная ткань, которая соединяет полушария головного мозга, данная ткань направлена на их эффективное взаимодействие [1, 2].

Развитие ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте играет огромную роль, поскольку ценности, которые сформированы на данном возрастном этапе детерминируют наши установки и поведение, в целом ценности предопределяют дальнейшую жизнь личности.

Этап формирования культуры индивида охарактеризован, прежде всего, тем, как личность относится к этому, поэтому, безусловно, культура личности – это воспитание отношения к культуре. Таким образом, для эффективного учебно-воспитательной деятельности важно то отношение, которое основывается на внутренних потребностях – мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях.

Список литературы

  1. Бондарев А.А., Миляева Л.М., Сергеева М.А., Кубекова А.С. Особенности переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145). С. 259-266.
  2. Давыдова Л.Н., Мячина В.А., Толстых О.С. Особенности ценностных ориентаций младших школьников // МНКО. 2021. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 14.01.2023).
  3. Даций М.С., Костина Л.А., Сергеева М.А., Кубекова А.С. Гендерные особенности представлений студентов о распределении ролей в семье // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1 (144). С. 281-289.
  4. Кильдюшова П.Е., Валеева Р.А. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321 (дата обращения: 10.01.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: