УДК 366.54

Теоретические и практические проблемы реализации защиты прав потребителей

Чугункина Татьяна Игоревна – делопроизводитель кафедры Прав человека Российского государственного социального университета.

Кривова Анна Леонидовна – преподаватель кафедры Прав человека Российского государственного социального университета.

Афонин Михаил Викторович – заведеющий кафедрой Прав человека Российского государственного социального университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные проблемы защиты прав потребителей в условиях трансформации рынка товаров и услуг в Российской Федерации. Авторами также рассматривается пандемия COVID-19, как один из факторов, оказавших влияние на популяризацию дистанционных торговых площадок. Особое внимание уделяется существующим правовым механизмам контроля за соблюдением прав потребителя, сделан вывод о необходимости работы не только с поставщиками товаров и услуг и продавцами, но и о необходимости организации просветительских мероприятий, направленных на потребителя.

Ключевые слова: право, защита, законодательство, потребитель, Российская Федерация, ответственность.

Защита прав потребителей является одной из ключевых задач Российской Федерации, необходимость реализации которой прежде всего связывают со становлением рыночной экономики, а также развитием отношений между производителем, продавцом и потребителем, права которого не редко нарушаются.

Защита вышеуказанных прав граждан законодательно регулируется Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N° 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором определены объём прав потребителей, также основные механизмы их реализации.

Однако, из-за появления новых товаров, развития различных видов работ и услуг, глобальной популяризации дистанционного способа продаж (интернет-магазины, интернет-аукционы) становится актуальным вопрос о проблемах защиты прав потребителей.

Резкий рост покупателей на торговых площадках в сети интернет связан в первую очередь с пандемией COVOD-19. За период самоизоляции пользователи освоили сервисы доставки продуктов, средств первой необходимости и даже медикаментов, что в последствии у многих вошло в привычку. [4]

Ряд учёных отмечают, что низкий уровень эффективной реализации защиты прав потребителей обусловлен в первую очередь снижением надзора со стороны государственных и муниципальных органов власти. [5] B ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Правовой механизм контроля, который закреплён в Законе РФ «О защите прав потребителей», представляет систему средств гражданско-правовой защиты потребителя, которая включает в себя:

  • имущественную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца);
  • компенсацию вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги);
  • защиту прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) потребителям. [1]

Вышеперечисленные нормы регулируют отношения с участием потребителей и предпринимателей, которые осуществляют торговлю товарами, выполнение работ, оказание услуг. На сегодняшний день в России нет централизованной системы контроля за соблюдением прав потребителей.

В федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N° 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентируются плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые проводятся органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля не чаще чем один раз в три года. [3]

В условиях снижения надзорной функции государства, необходимо усилить судебную инстанцию. К сожалению, довольно часто судебные решения по удовлетворению иска потребителя не в полной мере возмещают истцу понесённый ущерб.

Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N° 2300-1 «О защите прав потребителей» является достаточно динамичным. С 1993 года он подвергался изменениям около 20 раз, что связана с постоянной модернизацией рынка товаров и услуг, и, как следствие, с постоянно возникающими новыми проблемами.

Ответственность за нарушение прав потребителей на приобретение качественных товаров закреплена в п. 1 ст. 18 Закона, согласно которому потребитель вправе потребовать:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);
  • расторжения договора купли-продажи. [1]

Следует также отметить, что споры, возникающие при дистанционной продаже товаров, как правило, не удаётся решить в досудебном порядке. Однако продавец продавший некачественный товар или предоставивший некачественную услугу, при данном типе сделки может всячески скрываться от потребителей, нарушая тем самым действующее в сфере защиты прав потребителей законодательство. [2]

Ярким примером нарушения прав потребителей на сегодняшний день являются различные ПАО, которые предоставляют услуги по приёму платежей. Зачастую в зоне риска оказываются пенсионеры, т.к. вышеуказанные организации представляют собой ларьки или платёжные терминалы в доступном для людей месте (метро, магазины и т.п.). После оплаты денежные средства поступают с нарушением срока или не поступают вовсе. В данном случае применяются положения ст. 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N° 2300-1 «О защите прав потребителей».

Ещё один пример - добровольно-принудительные услуги, которые касаются автомобилистов. При покупке полисов ОСАГО страховые компании навязывают ряд дополнительных услуг: страхование жизни, страхование имущества без которых компания не спешит предоставит заявленную услугу. Поскольку в России страхование жизни и имущества не входит в перечень обязательных услуг, потребитель вправе отказаться от них, а страховая компания в свою очередь должна оформить полис ОСАГО. Однако доказательством невыполнения страховой компанией своих обязательств является письменный отказ, который автомобилистам зачастую невозможно получить от страховщиков, в результате чего они уходят ни с чем.

В качестве последнего примера следует сказать о салонах красоты, которые навязчиво предлагают девушкам определённого (благоприятного для получения кредита) возраста пройти ряд процедур по уходу за кожей. Для подтверждения возраста клиента просят предоставить паспорт, после чего отправляют его к косметологу, а после процедур предлагают в подарок набор дорогой косметики, для получения которого необходимо поставить подпись у администратора салона. Довольный клиент через несколько дней получает по почте кредитный договор на несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей.

Анализируя всё вышеперечисленное, следует отметить, что развитие системы защиты прав потребителей имеет позитивный вектор. Однако существует ряд проблем, которые только предстоит решить. Без централизованного надзора, в условиях постоянно меняющегося рынка товаров и услуг потребитель рискует стать абсолютно незащищённым участником.

В заключении следует отметить, что в условиях постоянной модернизации и глобализации сфер торговли и оказания услуг, возникает необходимость повышения грамотности потребителей в вопросе защиты своих прав. Необходимо обеспечить возможность проводить семинары и лекции на базе Роспотребнадзора, что в последствии поможет потребителям не стать жертвами уловок мошенников.

Список литературы

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N° 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 02.07.2013).
  2. Постановление Правительства РФ от 27.092007 N 612406 утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (ред. от 04.10.2012)
  3. Круглова Н. Коммерческое право. - Litres, 2018.
  4. Микушева В. Ю. К вопросу о защите прав потребителей в сети интернет //Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и защита прав потребителей: региональные аспекты. – 2022. – С. 313-316.
  5. Савченко Е.Я. Некоторые проблемы защиты прав потребителей Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013, N° 12-2, С. 135-137.
  6. Селянин А.В. Защита прав потребителей. - М., 2006. 248 с.
  7. Сидорова Е.А. Актуальные проблемы защиты прав потребителей/ Гражданин и право, 2010, N° 4, С. 20-23.
  8. Симонян А. Л. Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Молодой ученый. 2018. No. 4. С. 154-156.
  9. Ситдикова Л. Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. М°. 2. С. 14-17.
  10. Тужилова-Орданская Е. М. Защита прав потребителя: проблемы и тенденции развития // Власть закона. 2012. Мо. 4. С. 69-75.

Интересная статья? Поделись ей с другими: