УДК 32
История российской публичной дипломатии в XXI в. и ее современное состояние
Цзи Яньчи – студент Китайского нефтяного университета (Китай, Циндао).
Аннотация: Публичная дипломатия в цифровую информационную эпоху является важнейшей частью современной внешней политики государств. С начала XXI в. Россия начала пересматривать свои подходы к публичной дипломатии. Ее инструментами стали телеканал RT и медиа-агентство Sputnik. В данной статье дается обзор эволюции подходов к публичной дипломатии в новейшей истории России.
Ключевые слова: публичная дипломатия, Россия, Russia Today, Sputnik, мягкая сила, внешняя политика.
С тех пор как Владимир Путин впервые стал президентом в 2000 году, подходы России к публичной дипломатии и информационной безопасности переплелись. Термин «информационная безопасность», впервые упомянутый вскользь в Военной доктрине 2000 года, позднее в том же году был расширен в стратегической доктрине. Описывая технические аспекты «информационной безопасности» как целостность данных, документ также предостерегает от любой зависимости России от иностранных информационных объектов. Выявлена угроза манипулирования информацией, в том числе «дезинформации», в связи с «разработкой рядом государств концепций информационной войны» и их потенциалом вытеснения российской информации с национальных и мировых информационных рынков [1]. Такие опасения публичной дипломатии проявились в 2005 году, когда в России была создана международная телекомпания Russia Today (переименованная в RT в 2009 году), а девять лет спустя — в 2014 году, когда была основана радиостанция и мультимедийное агентство Sputnik. Со временем различные события — как стратегические, так и политические — по-разному сформировали тон и продвижение продукции этих сетей. Однако важно отметить, что с момента своего создания RT и Sputnik были частью стратегического ответа России на предполагаемые угрозы «информационной безопасности» в эпоху политической и медийной неопределенности.
Как следует из первоначального названия RT, Russia Today, сеть изначально задумывалась как инструмент российской «мягкой силы» в традиционном смысле [2], задачей которого было позитивное представление России во внешнем мире. Его культурное содержание было попыткой вовлечь Россию в дебаты с широкой общественностью на международной арене, и не ожидалось, что оно будет существенно отличаться от аналогичных инициатив других государств. Однако к 2008 г. эффективное управление российским представительством в стране и за рубежом явно переформулировалось как атрибут информационной безопасности Концепции внешней политики России. На практике это проявилось во время войны между Россией и Грузией в августе 2008 года, когда культурная продукция Russia Today все чаще заменялась комментариями, которые предлагали альтернативное повествование о российских действиях в Грузии, отличное от того, которое доминировало в зарубежных СМИ.
В 2009 году последовал комплексный ребрендинг сети под новым названием «RT». Новый слоган RT призывал зрителей «больше задавать вопросы» об окружающем их мире и своих предположениях о нем. Главный редактор сети Маргарита Симоньян обосновала ребрендинг расширением аудитории за пределы тех, кто интересуется Россией, и заполнением пробела на медиарынке, созданного тенденцией западных международных вещателей освещать одни и те же сюжеты в одинаковых способами [3]. В этом телеканал был похож на другие «новые» международные вещательные компании, предлагающие глобальные новости с контргегемонистской точки зрения, такие как «Телесур», «Аль-Джазира» и «Пресс ТВ». Президент Владимир Путин сформулировал эту новую миссию в стратегических терминах, направленных на разрушение «англо-саксонской монополии на… глобальные информационные потоки» [4]. Открыто говоря о том, что поддерживаемая Россией сеть будет в какой-то степени отражать взгляды ее главного спонсора, логика RT заключалась в том, что российская точка зрения на мировые дела столь же легитимна, как и любая другая; что истина — это вопрос точки зрения, которую западные телеканалы по определению могут передать лишь частично, и что зрители должны быть ознакомлены со всеми возможными правдами, чтобы составить собственное мнение. [5]
Со временем языковое вещание RT расширилось и стало включать передачи на английском, испанском, немецком, арабском и французском языках. Он расширил и свой контент, отдавая приоритет историям, о которых не сообщалось или которые в значительной степени занижались в основных средствах массовой информации [6]. В тот же период повышенная обеспокоенность России по поводу взаимосвязи между общественным восприятием и целями внешней политики стала доминировать в российском стратегическом мышлении об «информационном противостоянии» как в военной, так и в доктрине внешней политики, в которой рассматривалось то, как эффективное представительство России за рубежом могло бы смягчить политические, экономические и социальные угрозы государственной безопасности.
Генерал Валерий Герасимов предупредил, что пропаганда и подрывная деятельность могут дестабилизировать государства вплоть до иностранной военной интервенции или гражданской войны, намекая на провокации Запада за Арабской весной и постсоветскими цветными революциями. Очевидно, что эти военные действия придали еще большую актуальность задаче представления российской точки зрения зарубежной публике, и в 2014 году было запущено новое издание Sputnik для консолидации операций международных СМИ, которые ранее были разделены между другими агентствами. Девиз Sputnik — «Говорить о то, о чем другие молчат».
Анализ новостей Sputnik имеет такой же (хотя и более экстремальный) вопросительный тон, что и веб-контент RT, но расширяет рабочие языки российской публичной дипломатии, создавая веб-контент на более чем 30 языках - на всех языках вещания каналах RT, а также китайском, португальском, турецком, сербском и польском. Оцифрованный формат этого многоязычного радиоконтента, включая его доступность в виде подкастов, и значительный акцент на социально-культурных программах делают радио Sputnik доступным и удобным. В августе 2016 года Sputnik открыл цифровой центр в Эдинбурге, Шотландия, который стал его новой штаб-квартирой в Великобритании. С 2017 года Sputnik также предлагает более традиционное радио для англоязычной аудитории с FM- и AM-станциями в Вашингтоне, округ Колумбия, что способствовало вовлечению местных слушателей за счет смешанного радио- и телевизионного опыта, объединяющего прямые телефонные звонки и добавление прямых трансляций для некоторых шоу. По состоянию на январь 2020 года Sputnik расширил охват своего эфира, получив доступ к трем радиостанциям в районе Канзас-Сити. [7]
Последующая эволюция российской государственной стратегии, а также самопровозглашенный статус RT и Sputnik как оппозиционеров глобального вещания в совокупности сформировали политические и научные дебаты вокруг стратегических целей российской публичной дипломатии. Кроме того, эти дебаты объясняют сохранение конфликта с западными институтами истеблишмента: российские политические, военные и медийные элиты опасаются со стороны Запада именно тех информационных операций, которых Запад опасается со стороны России.
Список литературы
- Ministry of Foreign Affairs. National security concept of the Russian Federation. 2000 https://www.mid.ru/en/foreign_policy/official_docume nts/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589768. (дата обращения 01.02.2023).
- Roxburgh A.. The strongman: Vladimir Putin and the struggle for Russia. B. Tauris. 2012.
- Seddon M. Lunch with the FT: Kremlin media star Margarita Simonyan. Financial Times. 2016. https://www.ft.com/content/7987e5c2-54b0- 11e6-9664-e0bdc13c3bef. (дата обращения 01.02.2023).
- Putin, V. V. Visit to ‘Russia Today’ television channel. Kremlin 2013. http:// en.kremlin.ru/events/president/news/18319 (дата обращения 01.02.2023).
- Audinet M. RT, Russia’s voice to the world. Le Monde Diplomatique. 2017 https://mondediplo.com/2017/04/08RT. (дата обращения 01.02.2023).
- Kramer A. E. . Russian Cable Station Plays to U.S. The New York Times. RT.2010 https://www.nytimes.com/2010/08/23/business/media/23russiatoday.html?pagewanted=1&_r=2. (дата обращения 01.02.2023).
- MacFarquhar N. Playing on Kansas City Radio: Russian propaganda. New York Times. 2020. https://www.nytimes.com/2020/02/13/us/ russian-propaganda-radio.html. (дата обращения 01.02.2023).