УДК 32

История российской публичной дипломатии в XXI в. и ее современное состояние

Цзи Яньчи – студент Китайского нефтяного университета (Китай, Циндао).

Аннотация: Публичная дипломатия в цифровую информационную эпоху является важнейшей частью современной внешней политики государств. С начала XXI в. Россия начала пересматривать свои подходы к публичной дипломатии. Ее инструментами стали телеканал RT и медиа-агентство Sputnik. В данной статье дается обзор эволюции подходов к публичной дипломатии в новейшей истории России.

Ключевые слова: публичная дипломатия, Россия, Russia Today, Sputnik, мягкая сила, внешняя политика.

С тех пор как Владимир Путин впервые стал президентом в 2000 году, подходы России к публичной дипломатии и информационной безопасности переплелись. Термин «информационная безопасность», впервые упомянутый вскользь в Военной доктрине 2000 года, позднее в том же году был расширен в стратегической доктрине. Описывая технические аспекты «информационной безопасности» как целостность данных, документ также предостерегает от любой зависимости России от иностранных информационных объектов. Выявлена угроза манипулирования информацией, в том числе «дезинформации», в связи с «разработкой рядом государств концепций информационной войны» и их потенциалом вытеснения российской информации с национальных и мировых информационных рынков [1]. Такие опасения публичной дипломатии проявились в 2005 году, когда в России была создана международная телекомпания Russia Today (переименованная в RT в 2009 году), а девять лет спустя — в 2014 году, когда была основана радиостанция и мультимедийное агентство Sputnik. Со временем различные события — как стратегические, так и политические — по-разному сформировали тон и продвижение продукции этих сетей. Однако важно отметить, что с момента своего создания RT и Sputnik были частью стратегического ответа России на предполагаемые угрозы «информационной безопасности» в эпоху политической и медийной неопределенности.

Как следует из первоначального названия RT, Russia Today, сеть изначально задумывалась как инструмент российской «мягкой силы» в традиционном смысле [2], задачей которого было позитивное представление России во внешнем мире. Его культурное содержание было попыткой вовлечь Россию в дебаты с широкой общественностью на международной арене, и не ожидалось, что оно будет существенно отличаться от аналогичных инициатив других государств. Однако к 2008 г. эффективное управление российским представительством в стране и за рубежом явно переформулировалось как атрибут информационной безопасности Концепции внешней политики России. На практике это проявилось во время войны между Россией и Грузией в августе 2008 года, когда культурная продукция Russia Today все чаще заменялась комментариями, которые предлагали альтернативное повествование о российских действиях в Грузии, отличное от того, которое доминировало в зарубежных СМИ.

 В 2009 году последовал комплексный ребрендинг сети под новым названием «RT». Новый слоган RT призывал зрителей «больше задавать вопросы» об окружающем их мире и своих предположениях о нем. Главный редактор сети Маргарита Симоньян обосновала ребрендинг расширением аудитории за пределы тех, кто интересуется Россией, и заполнением пробела на медиарынке, созданного тенденцией западных международных вещателей освещать одни и те же сюжеты в одинаковых способами [3]. В этом телеканал был похож на другие «новые» международные вещательные компании, предлагающие глобальные новости с контргегемонистской точки зрения, такие как «Телесур», «Аль-Джазира» и «Пресс ТВ». Президент Владимир Путин сформулировал эту новую миссию в стратегических терминах, направленных на разрушение «англо-саксонской монополии на… глобальные информационные потоки» [4]. Открыто говоря о том, что поддерживаемая Россией сеть будет в какой-то степени отражать взгляды ее главного спонсора, логика RT заключалась в том, что российская точка зрения на мировые дела столь же легитимна, как и любая другая; что истина — это вопрос точки зрения, которую западные телеканалы по определению могут передать лишь частично, и что зрители должны быть ознакомлены со всеми возможными правдами, чтобы составить собственное мнение. [5]

Со временем языковое вещание RT расширилось и стало включать передачи на английском, испанском, немецком, арабском и французском языках. Он расширил и свой контент, отдавая приоритет историям, о которых не сообщалось или которые в значительной степени занижались в основных средствах массовой информации [6]. В тот же период повышенная обеспокоенность России по поводу взаимосвязи между общественным восприятием и целями внешней политики стала доминировать в российском стратегическом мышлении об «информационном противостоянии» как в военной, так и в доктрине внешней политики, в которой рассматривалось то, как эффективное представительство России за рубежом могло бы смягчить политические, экономические и социальные угрозы государственной безопасности.

Генерал Валерий Герасимов предупредил, что пропаганда и подрывная деятельность могут дестабилизировать государства вплоть до иностранной военной интервенции или гражданской войны, намекая на провокации Запада за Арабской весной и постсоветскими цветными революциями. Очевидно, что эти военные действия придали еще большую актуальность задаче представления российской точки зрения зарубежной публике, и в 2014 году было запущено новое издание Sputnik для консолидации операций международных СМИ, которые ранее были разделены между другими агентствами. Девиз Sputnik — «Говорить о то, о чем другие молчат».

Анализ новостей Sputnik имеет такой же (хотя и более экстремальный) вопросительный тон, что и веб-контент RT, но расширяет рабочие языки российской публичной дипломатии, создавая веб-контент на более чем 30 языках - на всех языках вещания каналах RT, а также китайском, португальском, турецком, сербском и польском. Оцифрованный формат этого многоязычного радиоконтента, включая его доступность в виде подкастов, и значительный акцент на социально-культурных программах делают радио Sputnik доступным и удобным. В августе 2016 года Sputnik открыл цифровой центр в Эдинбурге, Шотландия, который стал его новой штаб-квартирой в Великобритании. С 2017 года Sputnik также предлагает более традиционное радио для англоязычной аудитории с FM- и AM-станциями в Вашингтоне, округ Колумбия, что способствовало вовлечению местных слушателей за счет смешанного радио- и телевизионного опыта, объединяющего прямые телефонные звонки и добавление прямых трансляций для некоторых шоу. По состоянию на январь 2020 года Sputnik расширил охват своего эфира, получив доступ к трем радиостанциям в районе Канзас-Сити. [7]

Последующая эволюция российской государственной стратегии, а также самопровозглашенный статус RT и Sputnik как оппозиционеров глобального вещания в совокупности сформировали политические и научные дебаты вокруг стратегических целей российской публичной дипломатии. Кроме того, эти дебаты объясняют сохранение конфликта с западными институтами истеблишмента: российские политические, военные и медийные элиты опасаются со стороны Запада именно тех информационных операций, которых Запад опасается со стороны России.

Список литературы

  1. Ministry of Foreign Affairs. National security concept of the Russian Federation. 2000 https://www.mid.ru/en/foreign_policy/official_docume nts/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589768. (дата обращения 01.02.2023).
  2. Roxburgh A.. The strongman: Vladimir Putin and the struggle for Russia. B. Tauris. 2012.
  3. Seddon M. Lunch with the FT: Kremlin media star Margarita Simonyan. Financial Times. 2016. https://www.ft.com/content/7987e5c2-54b0- 11e6-9664-e0bdc13c3bef. (дата обращения 01.02.2023).
  4. Putin, V. V. Visit to ‘Russia Today’ television channel. Kremlin 2013. http:// en.kremlin.ru/events/president/news/18319 (дата обращения 01.02.2023).
  5. Audinet M. RT, Russia’s voice to the world. Le Monde Diplomatique. 2017 https://mondediplo.com/2017/04/08RT. (дата обращения 01.02.2023).
  6. Kramer A. E. . Russian Cable Station Plays to U.S. The New York Times. RT.2010 https://www.nytimes.com/2010/08/23/business/media/23russiatoday.html?pagewanted=1&_r=2. (дата обращения 01.02.2023).
  7. MacFarquhar N. Playing on Kansas City Radio: Russian propaganda. New York Times. 2020. https://www.nytimes.com/2020/02/13/us/ russian-propaganda-radio.html. (дата обращения 01.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: