УДК 342.7

Право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека и его ограничение в конституциях отдельных стран СНГ

Куликова Юлия Альбертовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Управления Российского государственного аграрного заочного университета.

Аннотация. Право на жизнь – одно из главных личных прав человека. И оно должно гарантироваться и соблюдаться в любом демократическом государстве. В статье рассмотрен вопрос применения смертной казни как исключительной меры наказания в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан на конституционном уровне. Намечены тенденции и перспективы решения этого вопроса в настоящее время и в будущем.

Ключевые слова: право на жизнь, смертная казнь, конституция, Совет Европы, Казахстан, Беларусь, Российская Федерация, Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Жизнь человека представляет собой наивысшую ценность. Неотъемлемое право каждого индивида, охраняемое конституционными нормами – право на жизнь. Главный его смысл в том, что человек не должен и не может быть предумышленно лишен жизни. В конституциях современных демократических государств это право присутствует как непременный атрибут, гарантирующий независимость, свободу и неприкосновенность личности. В конституциях советского времени право на жизнь не было зафиксировано в отдельной статье, фактически являясь частью и опцией права на личную неприкосновенность. В конституциях РСФСР и СССР в первую очередь были отражены политические, социальные, экономические, а потом уже личные свободы и права советских граждан. Только в Конституции РФ 1993 года во второй главе право на жизнь зафиксировано в числе самых первых, главных, естественных прав личности. И это, несомненно, большое достижение в законодательной области, свидетельствующее, что высшей ценностью демократического государства, которым объявляет себя российское государство, является индивид, его самоопределение и права.

Несмотря на это, смертная казнь, определяемая как исключительная особая мера наказания, существует во многих странах мира. Обратимся к конституционному законодательству трех государств: Российской Федерации, Казахстана и Республики Беларусь, проведем сравнительный анализ отношения к этому вопросу и проследим перспективы возможного развития.

В статье 20-й второй главы Конституции Российской Федерации говорится, что смертная казнь «может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…» [3].

В статье 24-й Конституции Республики Беларусь отражено очень четко: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда» [2].

В статье 15-й Конституции Казахстана говорится: «Каждый имеет право на жизнь. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается» [1].

Вступив в Совет Европы в 1996 году, уже в следующем году Россия подписала, но не ратифицировала «знаменитый» Протокол номер 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [4], налагающий запрет на смертную казнь. Эта норма постепенно (не сразу) стала применяться на всей территории страны, по сути был введен мораторий на применение смертной казни. Этот процесс прошел несколько основных вех, когда в 1999 г. Конституционный Суд РФ признал не соответствующей конституционному праву возможность выносить смертные приговоры без судов присяжных, а в 2009 г. принял решение, вследствие которого суды любого уровня не могут выносить приговоры об исполнении смертной казни. В результате последних событий 15 марта 2022 г. Россия была исключена из состава Совета Европы. Президент РФ в начале января текущего года внес в ГосДуму Федерального Собрания РФ законопроект о денонсировании международных договоров между нашей страной и Советом Европы, в число которых попала и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, впервые принятая еще в 1950 г. Это означает, что теперь соблюдение требований европейской Конвенции будет необязательно. Как следствие, вполне вероятно снятие моратория, не позволяющего применять смертную казнь.

Республика Беларусь не состоит в Совете Европы, но рассматривается в качестве кандидата. При этом Беларусь – единственное государство среди бывших союзных республик, где смертные приговоры выносятся и по сей день. Их количество является закрытой информацией, цифры и факты по этому вопросу найти довольно трудно. Из доступных источников можно вынести лишь то, что существует тенденция к сокращению числа смертных приговоров, но они все равно выносятся, способ осуществления – расстрел, в основном за участие в террористической деятельности, приносящее ущерб безопасности и обороноспособности страны.

В Республике Казахстан в первоначальном варианте Конституции, в 15-й статье упоминалась смертная казнь в качестве меры наказания за деяния, квалифицируемые как особо тяжкие, с предоставлением права приговоренному подавать ходатайство о помиловании. Однако с 2004 по 2020 годы казнь не применялась по причине введения Казахстаном моратория (страна поддержала мораторий ООН), а затем, в 2020 году в Конституции прямо прописали запрет смертной казни, которая теперь не применяется как исключительный способ наказания и на практике заменяется на пожизненное заключение. У Казахстана статус наблюдателя в Совете Европы, хотя сотрудничество между ними ведется по многим направлениям. Полагаем, что у этого государства есть все шансы стать полноправным членом Совета Европы в ближайшем будущем.

Каковы перспективы и тенденции решения вопроса о смертной казни в рассмотренных государствах?

В РФ возврат смертной казни в правовое поле вполне реален в силу последних событий: выхода из Совета Европы и денонсирования ряда международных договоров. Подобные предложения поступают от многих общественных деятелей и политиков, что вызывает серьезные опасения. Хочется надеяться на взвешенное, мудрое и правильное правовое разрешение данного вопроса со стороны законодателей и главы государства.

Обращаясь к Белоруссии, предполагаем, что в ближайшее время, учитывая международную обстановку и позицию самого президента этого государства, в этом вопросе глобально ничего не поменяется, и Республика Беларусь все также не будет отказываться от применения смертной казни.

Из всех перечисленных государств более благополучная и разумная обстановка по вопросу неприменения смертной казни видится именно в Республике Казахстан, где она жестко запрещена на конституционном уровне.

Список литературы

  1. Конституция Республики Казахстан. 30.08.1995. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Электронный ресурс. Режим доступа. https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution.
  2. Конституция Республики Беларусь. 15.03.1994. Официальный сайт Президента Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа. https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution.
  3. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993. Москва. Проспект. 2022. 64с.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950. Электронный ресурс. Информационно-правовой портал Гарант.ру Режим доступа. https://base.garant.ru/2540800/#friends.

Интересная статья? Поделись ей с другими: