УДК 070

Влияние социальных институтов на процесс создания новостей

Ян Идань – студент Идэрского университета (Монголия).

Аннотация: Согласно теории привратника, социальные институты влияют на процесс создания новостей. Выделяют такие направления влияния, как экономические факторы, аудитория, политические факторы и фактор стратегических коммуникаторов. Это доказывает, что организации СМИ не существуют в вакууме, а взаимодействуют с различными другими институтами общества. Однако природа различных социальных институтов неодинакова во всем мире. Они формируются социальной системой, поэтому также важно изучать применение социальных институтов отдельно взятой социально-политической системе.

Ключевые слова: СМИ, новости, социальные институты, теория привратника, политика.

Анализ социальных институтов является важным фактором, объясняющим процесс создания новостей согласно теории привратника. Влияние на этом уровне основано на идее о том, что коммуникативные организации образуют институционализированное пространство, имеющее свою логику, правила и практики. Медиа-организации, однако, не существуют в политическом вакууме, а сосуществуют и взаимодействуют с другими социальными институтами внутри общества[1]. Эти взаимодействия могут принимать различные формы от взаимозависимости до принуждения или сговора. Таким образом, уровень анализа социальных институтов стремится концептуализировать многообразные институциональные отношения между СМИ и многими другими социальными институтами. В результате этот уровень содержит очень широкий и разнообразный набор потенциальных воздействий от экономических воздействий до вопросов государственного контроля и регулирования СМИ. Все эти влияния, однако, объединяет то, что их происхождение находится вне самой медиа-организации [2]. В данном исследовании дан обзор основных направлений влияния институтов на процесс создания новостей.

Первый набор факторов, влияющих на выпуск новостей на уровне анализа социальных институтов – это экономические факторы. Медиа-организации заинтересованы в получении прибыли и во многом зависят от нее. Таким образом, в большинстве плюралистических обществ средствам массовой информации приходится конкурировать за долю аудитории и внимание рекламодателей. В результате характеристики медиарынка могут оказывать влияние на освещение новостей. [2] Исследования показывают, например, что медиа-рынки с высоким уровнем конкуренции среди медиа-организаций демонстрируют в целом более высокую степень сенсационности, персонализации и конфликтности при выборе и подаче новостей.

В дополнение к экономическому влиянию на процесс управления также влияют факторы, связанные с аудиторией [3]. Журналистские исследования ХХ века, как правило, расходятся во мнениях относительно значимости аудитории для принятия решений [4]. Однако сегодня журналисты постоянно сталкиваются с обратной связью от аудитории, поскольку каждый может напрямую прокомментировать любую новость в Интернете. Таким образом, мнения, выраженные их аудиторией, могут повлиять на будущие процессы принятия журналистами решений в области новостей. [5]

Кроме того, политика также влияет на процесс создания новостей. Во-первых, законы о СМИ влияют на процесс производства новостей. Законы о СМИ, например, ограничивают владение несколькими СМИ и концентрацию СМИ, чтобы ограничить потенциальное влияние на общественное мнение и обеспечить общественное обсуждение. Законы о защите СМИ, с другой стороны, имеют более непосредственное влияние на производство новостей, поскольку они защищают журналистов, позволяя им при определенных обстоятельствах скрывать свои источники. Кроме того, общий уровень свободы прессы также оказывает влияние на процесс производства новостей.

Последним источником влияния на уровне социальных институтов являются стратегические коммуникаторы. Журналисты не узнают большинство событий из первых рук, особенно это касается международных новостей . В результате стратегические коммуникаторы влияют на процесс производства новостей, поскольку они могут «облегчать или ограничивать движение информации по каналам, которые они контролируют, тем самым влияя на введение сообщения в медиаканал или в часть канала» [3]. В целом исследования показывают, что стратегические коммуникаторы могут оказывать существенное влияние на освещение новостей. (Reich, 2010). Исследования показывают, что характеристики стратегических коммуникаторов влияют на их влияние на освещение новостей. Имеются веские доказательства, например, того, что журналисты более восприимчивы к сообщениям, исходящим от политической и экономической элиты, так называемым авторитетным голосам. [6]

В целом, это исследование основано на предположении, что социальные институты, особенно стратегическая коммуникация, оказывают существенное влияние на освещение новостей. Это доказывает, что организации СМИ не существуют в вакууме, а взаимодействуют с различными другими институтами общества. Однако природа и характеристики различных социальных институтов, а также медиа-организаций неодинаковы во всем мире. Скорее, они формируются социальной системой, из которой они возникли и в которой существуют. Поэтому также важно изучать применение социальных институтов отдельно взятой социально-политической системе.

Список литературы

  1. Castells M. Communication, power and counter-power in the network society // International Journal of Communication, 2007, 1(1) , p. 238-266
  2. Shoemaker P. J., Reese, S. D.. Mediating the message in the 21st century : a media sociology perspective (Third edition. ed.): New York (N.Y.) : Routledge, 2014.
  3. Shoemaker P. J., Vos T. Gatekeeping theory. New York, London: Routledge, 2009.
  4. Donohew L. Newspaper gatekeepers and forces in the news channel // Public Opinion Quarterly, 1967, 31(1), p. 61-68.
  5. Post S., Kepplinger H.M.. Self-censorship or provocation? Influences of hostile news commentary on journalists’ editorial decisions. Paper presented at the International Communication Association's 68th Annual Conference, Prague, 2018.
  6. Fröhlich R., Koch T. Politik - PR - Persuasion: Strukturen, Funktionen und Wirkungen politischer Öffentlichkeitsarbeit. Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden, 2015.

Интересная статья? Поделись ей с другими: