УДК 34

Деликтная и квазиделиктная ответственность во французском, немецком и английском праве

Арбузников Вадим Сергеевич – студент магистратуры Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Соловьева Виктория Викторовна – доктор исторических наук, профессор Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются три основных модели деликтного права: французская, немецкая и английская. Актуальность темы обуславливается тем, что данные модели в той или иной мере оказали влияние на формирование деликтного права не только других европейских, но и целого ряда других стран.

Ключевые слова: деликт, деликтное право, деликтная ответственность, квазиделикт, модели (системы) деликтного права.

Деликтная ответственность является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Деление обязательств и ответственности на договорные (ex contractu – лат. «из договора», «в связи с договором», «на основании договора») и внедоговорные (ex delicta – лат. «вследствие вреда», «вследствие нарушения») зародилось еще в римском праве. И хотя сам термин «деликт» так и не был детально сформулирован римскими юристами, деликтная ответственность наступала, как правило, в случае причинения вреда или в случае иных неправомерных действий, образуя сочетание формы компенсации причиненного вреда и формы частного наказания.

Так же еще в римском праве сформировалось и понятие квазиделиктной ответственности, представляющую собой отдельную категорию ответственности «как бы из деликта», «как при деликтах», наступавшую при наличии обстоятельств, «которые не могли быть подведены под понятие деликта либо вследствие отсутствия необходимого элемента, либо вследствие осложнения моментами, выходящими за пределы деликта» [1]. Так, например, согласно перечню таких квазиделиктов, сформулированному в Институциях Юстиниана, к ним относились: ответственность судьи за неправосудное или неправильное (хотя бы вследствие своей неопытности) решение; ответственность за причинение вреда упавшими «поставленными и подвешенными» на подоконниках, карнизах и т.п. вещами; ответственность «за вылитое и выброшенное на улицу» (в случае если это причинило вред); ответственность владельцев кораблей, гостиниц и т.п. за повреждение или похищение вещей путешественников при причинении вреда работниками владельца [2. c. 338].

Деликтные (внедоговорные) обязательства и деликатная (внедоговорная) ответственность в романо-германской правовой системе (континентальном праве), в которую входят Франция и Германия, возникают из оснований, установленных законом. В английском праве допускается, что такие обязательства и такая ответственность могут возникать не только из установленных законом оснований, но из права. Вообще, несмотря на схожесть деликтных норм этих стран, между ними есть и различия, формировавшиеся под влиянием культурно-исторически и политико-правовых нюансов, а также особенностей формирования законодательной (правовой) базы, а главное – вследствие принципиальных различий в правовом регулировании между континентальной правовой системой и англосаксонской. Именно это позволяет цивилистам выделять в европейском деликтном праве три основные модели (или системы): французскую, германскую и английскую [3, c. 23].

Французское деликтное право базируется на сравнительно небольшом объеме статей Гражданского кодекса Франции (статьи 1240 – 1245-17) [4], уходящего корнями в известный Кодекс Наполеона и практически не изменившимися с его времени. Но именно нормы Кодекса Наполеона наряду с немецким Гражданским уложением (Гражданским кодексом Германии), составили основу развития частного права большинства стран континентального права.

Кроме норм Гражданского кодекса Франции, ответственность в некоторых конкретных случаях предусмотрена в отдельных законах за пределами Гражданского кодекса и в директивах Европейского Союза, таких, например, как Директива Совета 85/374/EEC 1985 года «О сближении законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся ответственности за дефектные изделия» [5] и др.

Основным принципом французского деликтного права является принцип вины, согласно которому ответственность за причиненный ущерб, как правило, несет лицо, причинившее его. Этот принцип изначально был заложен в нормах Кодекса Наполеона. В то же время в ответ на необходимость решения обострившейся в связи с развитием промышленности проблемы ущерба, причиненного продуктами, машинами и действиями агентов или сотрудников, как в законодательстве, так и в судебной практике, появились ответственность за вред, причиненный источниками повышенной опасности, и ответственность за вред, причиненных другими лицами. И сегодня деликтное право Франции устанавливает несколько режимов деликтной ответственности: ответственность за собственные действия причинителя вреда, ответственность за вред, причиненный вещами, а также ответственность за вред, причиненный чужими действиями.

Последние как раз и представляют собой квазиделиктными обязательствами, о которых упоминалось выше. Ярким примером является ответственность родителей за вред, причиненный их детьми. Первоначально такая ответственность родителей наступала в случае виновных действий их детей. «Однако в 2001 году Верховный суд (Cour de cassation) пересмотрел это правило и распространил его также и на случаи причинения вреда, в которых отсутствовало виновное поведение ребенка» [3, с. 352, 4].

Французское деликтное право в целом отличается направленностью на интересы лица или лиц, которым был причинен вред, и на препятствование социально нежелательному поведению. Полученный в результате такого нежелательного поведения ущерб в концепции французского деликтного права должен быть возмещен полностью, включая моральный вред и упущенную выгоду.

Немецкое деликтное право, как и французское, является правом кодифицированным и базируется на нормах Гражданского кодекса (Гражданского уложения) Германии. Однако в отличие от деликтного права Франции, немецкое деликтное право кодифицировано гораздо подробнее – ему посвящена целая глава (глава 27) Гражданского кодекса Германии. «Систематизированный, детально проработанный подход немецких цивилистов к предмету регулирования норм о деликтной ответственности… привели к закономерному итогу: появился фундаментальный нормативный правовой акт – закон, который известные авторитетные цивилисты определяют как «лучший кодекс в мире» [3, с. 301].

Эти нормы Гражданского кодекса Германии инкорпорировали целый ряд директив Европейского союза. Кроме того, как и во Франции, некоторые директивы Европейского союза действуют в Германии без инкорпорирования в местное законодательство.

Немецкое деликтное право прежде всего достаточно детально описывает объекты, которым может быть причинен вред, подлежащий возмещению. Всех их можно объединить в три категории: так называемые правовые интересы, то есть блага или интересы, охраняемые правовой системой (жизнь, тело, здоровье, свобода и собственность и др.); абсолютные права, то есть права на определенное правовое положение (право собственности и др.); права и интересы отдельных лиц и отдельных категорий, охраняемые специальными положениями (например, положениями об ответственности за качество продукции или защите прав потребителей).

Так же в три категории можно объединить и основания деликтной ответственности. Это, во-первых, ответственность за причинение вреда вследствие виновных действий причинителя. Во-вторых, ответственность за причинение вреда при отсутствии вины причинителя (при так называемой опровержимой презумпции ответственности). К третьей категории относится так называемая строгая или абсолютная ответственность.

Основной для немецкого деликтного права является ответственность за причинение вреда, вследствие виновных действий причинителя. Она наступает в том случае, если лицо непосредственно нарушает законный интерес или абсолютное право другого лица умышленно или по неосторожности (например, не проявив разумной предусмотрительности и заботливости).

Опровержимая презумпция ответственности – это принцип, согласно которому лицо несет ответственность, когда законный интерес или абсолютное право нарушается другим лицом. К этой категории относится, например, деликтная ответственность лица за вред, причиненный его агентом; ответственность родителей за действия их ребенка или других лиц за дествия лица, находящегося на их попечении. К ней же относится ответственность за вред, причиненных животными, а также за вред, который был причинен на территории имущества лица, привлекаемого к ответственности.

Строгая или абсолютная ответственность наступает в случае нарушения специальных правил (например, ответственность за вред, причиненный продукцией, экологические нарушения, ответственность вред, причиненный вследствие нарушения правил дорожного движения и т.п.), а также в случае, когда лицо, которому причинен вред, особенно уязвимо в силу особых обстоятельств (к такому виду относится, например, ответственность медицинских работников).

В рамках немецкого деликтного права подлежит компенсации не только вред, понесенный непосредственно потерпевшим, но и третьими лицами. Так, согласно параграфу 845 в случае смерти или причинения вреда здоровью какого-либо лица, причинитель вреда должен предоставить третьему лицу компенсацию за потерю услуг путем выплаты аннуитета, если пострадавшее лицо в силу закона было обязано оказывать третьему лицу услуги.

Немецкое деликтное право, как и французское, предусматривает, что возмещению подлежит не только имущественный ущерб, но и моральный вред.

В целом, несмотря на то что правовая система Германии относится к континентальной, немецкое деликтное право достаточно специфично и во многом ближе к английской модели деликтного права, чем к французской.

В отличие от континентальных правовых систем, которые довольно давно приняли открытую систему деликтов, английская система деликтного права, следуя деликтным традициям римского права, долгое время основывалась на принципе закрытого перечная номинальных деликтов. К ним, в частности, относились нарушение прав владения, противоправное применение силы против другого лица, противоправное присвоение имущества. Вторым принципиальным различием между английским деликтным правом и деликтным правом континентальных стран, включая Францию и Германию, является различие в самих правовых системах. В Англии, в которой сформировалась система общего права, основанная на прецеденте, деликтная ответственность развивалась на основе решений судей, рассматривающих частные споры.

Доктринально отличия между английской и континентальными моделями деликтной ответственности, проявляются также в применении или неприменении принципа генерального деликта. Так, во французском деликтном праве этот принцип лежит в основе правового регулирования деликтной ответственности, а английская модель деликтного права его отрицает.

Особенностью английского деликтного права является то, что деликтные обязательства и ответственной различаются в зависимости от вида деликта. То есть «для деликтной ответственности в английском праве характерен деликтный сепаратизм» [3, с. 101]

Деликтная ответственность в английском праве возникает вследствие умышленных действий и как результат неосторожности. Для наступления деликтной ответственности за действия, совершенные по неосторожности, необходимо установить так называемую «обязанность проявлять заботу» (duty of care). Эта концепция в английском праве является достаточно расплывчатым, широко трактуемым понятием, в связи с чем под него подпадают многие виды действий, и деликтная ответственность за вред, причиненный по неосторожности, достаточно распространена.

Основными средствами правовой защиты в английском деликтном праве является возмещение ущерба, то есть монетарная компенсация. Вообще средства правовой защиты, доступные в странах общего права, как правило, схожи и в основном основаны на судебном прецеденте, хотя встречаются и законодательно установленные меры деликтной ответственности. Остальные средства, такие как судебные запреты, принуждение к исполнению обязательств, самозащита (в английском деликтном праве допускается применение разумной силы в качестве самозащиты, например, для изгнания нарушителя прав владения), являются дополнительными мерами защиты, которые применяются при определенных условиях. Например, судебный запрет на определенные действия выносится в случае продолжающегося нарушения прав и интересов и при угрозе причинения вреда. Такой судебный запрет юридически обязывает нарушителя прекратить или сократить деятельность, причиняющую вред. Подкрепляется такой судебный запрет тем, что его нарушение может стать уголовным преступлением.

Как уже было отмечено, английское деликтное право исторически основано на прецеденте, однако для современного английского деликтного права характерно и наличие специальных законодательных актов, которые предусматривают деликтную ответственность в определенных случаях. Так, например, Закон о несчастных случаях со смертельным исходом [7] предусматривает возможность получения возмещения вреда семьей (супруги, иждивенцы) погибшего в результате деликтных действий другого лица. Так же законодательными актами дополняется английское деликтное право по некоторым видам строгих или абсолютных деликтов, а также специальных деликтов, в особенности наступающих вследствие причинения вреда источниками повышенной опасности или продукцией. В качестве примера можно привести Закон о ядерных установках 1965 года, [8] Закон о торговом судоходстве 1995 года [9]. Причем даже если в самом законе нет конкретных норм о формах и порядке ответственности, деликтная ответственность в таком случае базируется на судебном толковании норм таких законов.

Кроме непосредственно английских законов, как в случае с французским и немецким деликтным правом, английское деликтное право дополняется директивами Европейского Союза.

Следует отметить, что все три рассмотренных здесь модели деликтного права в последние десятилетия демонстрируют тенденцию к определенному сближению, прежде всего под воздействием общей тенденции к гармонизации и унификации деликтных норм Европейского Союза, а также под воздействием принятия целого ряда директив Европейского Союза, прямо или косвенно затрагивающих деликтную ответственность.

Список литературы

  1. Правовой центр «Логос» [электронный ресурс]. — URL: https://logos-pravo.ru/articles/kvazidelikt-eto-ponyatie-primery-kvazidelikty-v-rimskom-prave-i-prave-francii (дата обращения 20.01.2023).
  2. Томсинов В. А. Всеобщая история государства и права. Древний мир и средние века. — М.: Зерцало-М, 2011. — 640 с.
  3. Егорова М.А., Крылов В.Г., Романов А.К. Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве: учебное пособие / отв. ред. М.А. Егорова. — М.: Юстицинформ, 2017. — 376 с.
  4. Гражданский кодекс Франции, официальная публикация [электронный ресурс]. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/legitext000006070721/legiscta000032021486/#legiscta000032021486 (дата обращения 20.01.2023).
  5. Council Directive 85/374/EEC of 25 July 1985 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning liability for defective products. / Официальная публикация актов Европейского Союза [электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/txt/?uri=celex:31985l0374 (дата обращения01.2023).
  6. Гражданский кодекс Германии, официальная публикация [электронный ресурс]. — URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bgb/BJNR001950896.html (дата обращения 20.01.2023).
  7. Fatal Accidents Act, официальная публикация [электронный ресурс]. — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/30/contents (дата обращения 20.01.2023).
  8. Nuclear Installations Act, официальная публикация [электронный ресурс]. — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1965/57 (дата обращения 20.01.2023).
  9. Merchant Shipping Act, официальная публикация [электронный ресурс]. — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1995/21/contents (дата обращения 20.01.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: