УДК 34

Догма права, история и теория права, философия права как структурные компоненты юридического знания

Арбузников Вадим Сергеевич – студент магистратуры Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Соловьева Виктория Викторовна – доктор исторических наук, профессор Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье анализируется сущность и взаимосвязь структурных компонентов юридического знания. Актуальность данной темы состоит в том, что именно при освоении всех компонентов юридического знания в совокупности можно получить полное представление о праве, его развитии и месте в системе современных общественных отношений.

Ключевые слова: юридическое знание, система права, теория государства, теория права, история права, догма права, философия права.

Юридическое знание представляет собой сложно-структурированную, многогранную систему, призванную не только сохранять, но воспроизводить и развивать это знание. И, как любая система, юридическое знание состоит из ряда компонентов. Данная статья имеет целью рассмотрение некоторых из них. Юридическое знание по природе своей относится к числу социально-гуманитарных, так как в качестве основного объекта здесь выступают общественные институты – государство и право. Поэтому все основные, структурные компоненты юридического знания в той или иной мере связаны с государством, правом или и с тем, и с другим.

Догма права. Догма права представляет собой важный компонент юридического знания и одно из направлений развития юридической науки. Она заключается в изучении, комментировании, систематизации и толковании норм действующего права [1]. В то же время понятие «догма права» имеет еще одно значение: действующие на определенный момент в государстве нормы права в их совокупности, то есть позитивное право [3].

Следует заметить, что данному понятию иногда придавался и придается несколько негативный оттенок, связанный с понятием самой «догмы»: догма (от греч. dogma – мнение, учение, постановление) представляет собой положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах [1]. Рассматриваемая в этом ракурсе, догма права трактуется как совокупность норм, не подлежащих критике и характеризующаяся формально-логическим толкованием. Такое значение догме права, в частности, приписывалось в советской юридическое литературе нормам права в зарубежных капиталистических странах и их толкованию зарубежными юристами и судебными органами (см., например, Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы, общественных отношений, с. 151). Однако такая трактовка не может рассматриваться как обоснованная. Еще С.С. Алексеев указывал на ошибочность такой трактовки. Он указывал на то, что понятие «догма права» означает, что позитивное право, существующее в отдельно взятом обществе в конкретный момент – это данность, не зависящая от отношения к нему граждан и подлежащая толкованию и применению именно как есть (см., например, Алексеев С.С. Право – Азбука, Теория, Философия, Опыт комплексного исследования, с. 169). И в этом плане догма предстает как «наиболее точная формулировка многообразного поля смыслов, четкий ответ, даваемый «здесь и сейчас» [4, c. 20].

Догма права – это порождение общественное, она конструируется на базе существующих в обществе представлений о праве и его роли в регулировании общественных отношений, на понимании соотношения должного и возможного в общественных отношениях, принуждения и свободы. Поэтому догма права не может носить универсальный характер и зависит от существующей в конкретной стране правовой системы, а также от уровня правовой культуры в этой стране. Однако при этом догма права не затрагивает общественные последствия действия существующих норм права, в отличие, например, от социологии права – догма относится к внутренним структурным связям между правовыми нормами.

В то же время догма права – это статическое явление и связано не только с определенным обществом или государством, но и с конкретным моментом во времени. Она относится к совокупности правовых норм, существующей в определенный момент в данном государстве. Если речь идет о рассмотрении изменения правовых норма во времени, то это относится к другому компоненту юридического знания – истории права.

К формам выражения догмы права можно отнести понятия, принципы, конструкции, а также методология (способы и средства толкования позитивного права). И именно эти формы закладывают базу юридического анализа, создают базовый категории и алгоритмы построения отраслевых юридических наук, а также формируют определенный инструментарий и технологии для практической деятельности юристов.

Выше уже приводилось два примера соотношения некоторых из компонентов юридического знания, таких как догма права, социология права и история права. В принципе юридическое знание существует не в вакууме – между ним и другими сферами и отраслями знания существуют множество разнообразных связей и отношений. Изучение этих связей и отношений относится к еще одному компоненту юридического знания – теории государства и права.

Разумеется, эти связи и отношения исследуются не только в рамках теории государства и права, но и в других отраслях научного знания, юридического и неюридического. Так, В. С. Нерсесянц подчеркивал, что «существенную часть юридико-теоретических знаний, представленных в юридической науке, составляют теоретические положения о праве и государстве, накопленные и разрабатываемые в рамках исторических, отраслевых и специальных юридических дисциплин» [5, c. 17]. Что выделяет на этом фоне именно теорию государства и права, так это то, что теория государства и права – это система знаний именно юридических, «знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явления» [6, c.18]. Другими словами, теорию государства и права, и его раздел – теорию права отличает то, что они формируют юридические знания, но знания не обо всех, а о наиболее общих закономерностях функционирования государства и права или только права. Этот компонент юридического знания относится не к какой-либо одной юридический отрасли или сфере, а именно к общим явлениям и закономерностям; не к особенностям какой-либо конкретной правовой системы, одного государства, а к государству и праву в целом.

Сущность данного компонента юридического знания заключается в особенностях понятия «теория», которая: «во-первых, всегда есть определенная система научных знаний; во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью; в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений; в-четвертых, объясняет и оценивает реальную государственно-правовую действительность, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей» [7, с. 12].

Многие ученые, занимающиеся развитием теории государства и права рассматривают понятие теории государства и права посредством выделения отдельных аспектов общественных отношений, которые изучаются в рамках этой теории. Так, например, М.Н. Марченко выделил следующие аспекты:

  • общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;
  • взаимосвязь государства и права;
  • характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права;
  • место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;
  • право, правосознание, законность, конституционность; законодательный процесс;
  • правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. [7, с. 12]

Как видно из перечисленного, теория охватывает именно наиболее общие моменты, характерные для любого государства и любой системы права.

Теория государства и права – единая юридическая наука. Это объединение двух изучаемых общественных явлений в одной науке и дисциплине связано с тем, что они очень тесно связаны друг с другом. Так, например, именно государственные органы издают нормативные акты, вводя в жизнь нормы права, а также осуществляют правоприменительную практику. В то же время сами государственные органы действуют в рамках и на основе ряда правовых норм, которые определяют их структуру, функции, права и обязанности и т.д. В то же время можно выделить два раздела отрасли. Теория права как таковая представляет собой систему «обобщенных теоретико-методологических знаний о правовой действительности» [8, с. 13]. То есть, в принципе теория права может рассматриваться и как относительно обособленная наука и дисциплина, и как обособленный компонент юридического знания. В любом случае, еще стоит еще раз подчеркнуть, что эта этот компонент юридического знания затрагивает общие, обобщенные, устойчивые закономерности возникновения, развития и функционирования права, характерные для него в целом, а не только для конкретной отрасли права или для конкретной правовой системы, а также сущность права, ее структуру, элементы, принципы и институты.

Подобно теории, история государства и права так же представляет собой единую науку и дисциплину, которую в принципе можно разделить на две условно обособленных: историю государства и историю права.

Разумеется, история вообще не может не изучать становление и развитие государств и, отчасти, правовых институтов, хотя бы наиболее примечательных и важных для исторического развития той или иной страны. Однако именно история государства и права непосредственно и на более глубоком уровне детализации занимается изучением становления государств и правовых систем, а также развития отдельных правовых отраслей и правовых институтов.

История государства и права и ее подраздел – история права, безусловно, являются не менее важным компонентом юридического знания, чем теория и догма права. Это объясняется тем, что полное понимание существующих государств, существующих правовых систем, отраслей, институтов невозможно без исследования истории их становления и развития. Тем более без учета истории права невозможно обеспечить дальнейшее развитие права. Именно изучая и, что очень важно, обобщая опыт прошлого, история права может помочь избежать ошибок при принятии и изменении правовых норм в будущем, а также совершенствовать правоприменительную практику. Именно это позволяет отнести к основной цели изучения истории государства и права не только «получение знаний об основных этапах развития государства и права отдельных стран в хронологической последовательности и с учетом конкретных исторических особенностей, о специфике развития национальных правовых систем, их правовых институтов и норм», но и «формирование юридического понятийного аппарата и навыков юридического мышления» [9, с. 4]. Кроме того, история права не только способствует формированию у тех, кто осваивает этот компонент юридического знания, историческо-правового сознания, но и способствует развитию правовой культуры в целом, а у юристов – навыки исторического анализа и прогнозирования, которые могут им понадобиться в их дальнейшей практической деятельности.

Философия права представляет собой одновременно и раздел философии и компонент юридического знания. Право всегда интересовало не только юристов и государственных деятелей, но и философов, но как отдельная научная дисциплина философия права считается самой молодой и, пожалуй, спорной, так как не все ученые относят философию права к сфере юридического знания, оставляя ей место только в рамках философии. Тот же подход существовал и существует среди философов. Тот же Гегель в своей работе «Философия права» рассматривал ее как часть философии, а не как отдельную дисциплину в составе юридического знания [10, c. 60]. И наоборот, существует мнение, что философия права относится именно к юридическому знанию, а не к философии как таковой. Л.А. Морозова отмечает, что «в научной литературе идет спор о том, составляет ли философия права часть философии или право обладает собственной философией, следовательно, правоведение имеет своей составной частью философию права» [7, с. 21].

Она же отмечает, что «в настоящее время многие юристы считают, что философия права образует методологическую основу общей теории государства и права и вместе с тем служит базой для различных подходов к правопониманию» [7, с. 21]. А известный ученый-правовед Г.Ф. Шершеневич высказывал иное мнение: «философия права, составляя часть философии вообще, не должна отличаться от целого ни по своим задачам, ни по своим методам. Отличие ее не качественное, а только количественное: среди юридических наук философия права призвана играть в миниатюре ту же роль, какая выпала на долю философии в отношении всего человеческого знания, указывая на исторически сложившееся разобщение между философией и правоведением [11, с. 8-9].

Философия права изучает право через призму всеобщих закономерностей материального и духовного мира, социума и мышления. Что выделяет философию права в ряду различных разделов философии и переводит ее в разряд компонентов юридического знания? По Гегелю «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление» [10, с. 59]. В.С. Нерсесянц дает следующее общее определение «предмет философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) – это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве» [11, c. 2].

В отличие от юридических наук исследование права в рамках философии права осуществляется в определенном ракурсе, отличном от теории права. Основной акцент в исследовании ставится на изучение гуманитарных оснований права, рассматриваемых с точки зрения общечеловеческих ценностей, включая естественные права человека, свободу воли, этичность правовых норм, равенство перед законом и т.д. Кроме того, философия права рассматривает правовые нормы в связи с другим видом общественных норм – норм морали. Эти вопросы в рамках других правовых наук практически не затрагиваются.

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/57634/ (дата обращения: 21.01.2023.
  2. Явич Л.С., Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы, общественных отношений. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. – 207 с.
  3. Алексеев С.С. Право – Азбука, Теория, Философия, Опыт комплексного исследования. – М.: Издательство «СТАТУТ», 1999. – 712 c.
  4. Глухарева Л.И. Догма права и догматичность юридического мышления // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2013. – № 19 (120). – С. 19-26.
  5. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учеб. для вузов. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
  6. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 521 с.
  7. Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. для вузов. 4-е издание. – М.: Litres, 2011. – 700 с.
  8. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т. Т. I. – М.: Юридическая литература, 1981. – 360 с.
  9. История государства и права зарубежных стран: учебно-методическое пособие / сост. В. И. Лайтман; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2015. – 52 c.
  10. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
  11. Шершеневич Г.Ф. История философии права. 2-е изд. – СПб., 1907. – 593 с.
  12. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. 2-е, изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 848 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: