УДК 070

Влияние новостей на внешнюю политику государства

Се Юйсинь – студент Северо-Восточного университета лесного хозяйства (Китай, Харбин).

Аннотация: Новости и СМИ играют важную роль в общественной жизни, включая политику, в том числе и на внешнюю политику. Влияние медиа на внешнюю политику не однозначно. С одной стороны, медиа могут устанавливать политическую повестку. С другой стороны, политические элиты могут определять тон и характер освещения политики в медиа. Наиболее известной в этой сфере является теория эффекта CNN, которая наиболее подробно изучена в этой статье. В статье отмечается, что эффект CNN может зависеть от уровня сплоченности политических элит.

Ключевые слова: медиа, внешняя политика, эффект CNN, политические элиты, повестка дня, новости.

Новости и СМИ играют важную роль в общественной жизни, включая политику. Они могут оказывать влияние на общество на различных уровнях - от формирования мнения и предпочтений индивидуумов до влияния на действия и решения политиков. Новости могут влиять на политику, информируя общество о происходящих событиях и дебатах, а также предоставляя анализ и контекст. Они могут также влиять на общественное мнение и влиять на поведение избирателей и политиков. В данной статье рассматриваются особенности возможного потенциального влияния новостей на внешнюю политику.

Исследование влияния СМИ на внешнюю политику показывает, что поведение политиков иногда определяется предположением, что СМИ оказывают влияние на свою аудиторию [1]. В результате политические акторы и другие стратегические коммуникаторы могут скорректировать свое поведение в соответствии с повесткой дня или рамками, установленными СМИ. Тем не менее, поскольку политика национальной безопасности является стратегическим вопросом, она часто обсуждается в элитных кругах власти, а решения, как правило, принимаются за закрытыми дверями. В результате часто упоминаемое политическое влияние журналистов часто оказывается иллюзией [2].

Тем не менее, есть некоторые свидетельства того, что условная повестка дня определяет влияние повестки дня СМИ на политическую повестку дня. Например, предполагают, что влияние СМИ на политическую повестку дня может быть особенно сильным, если освещение события в новостях схоже в различных источниках [3]. Кроме того, характер затронутого вопроса также оказывает влияние на существование и силу эффектов формирования повестки дня. Политики, например, могли не выработать четкой позиции по новым и меняющимся проблемам, что потенциально может привести к более сильному влиянию освещения в новостях [3].

Это отражает результаты исследования широко обсуждаемого эффекта CNN. В основе эффекта CNN лежит идея о том, что во время конфликтов средства массовой информации иногда имеют возможность влиять на внешнюю политику [4]. В частности, Ливингстон предлагает три варианта эффекта CNN [5]. Во-первых, он предлагает, чтобы посредством круглосуточного прямого эфира СМИ выступали в качестве катализатора политических процессов. Это означает, что благодаря мгновенным сообщениям освещение в новостях может оказать давление на политиков, чтобы они предложили быстрое решение, ускоряя процессы принятия политических решений. Однако в то же время политики также могут извлечь выгоду из ускорения новостного цикла, мгновенно распространяя сообщения среди населения или даже использовать медиа для передачи дипломатических сигналов в режиме реального времени иностранным лидерам [4]. Во-вторых, СМИ могут препятствовать внешней политике двумя разными способами. С одной стороны, СМИ могут угрожать оперативной безопасности во время военных интервенций, освещая конфликты в режиме реального времени. С другой стороны, эмоциональное освещение в новостях может подорвать общественную поддержку данного конфликта. Наконец, время от времени средства массовой информации могут выступать в качестве установщиков повестки дня, влияя на политическую повестку дня посредством «эмоционального, убедительного освещения зверств или гуманитарных кризисов» [5]. Этот подход к эффекту CNN имеет самые сильные политические последствия, поскольку предполагает, что СМИ могут время от времени оказывать давление на правительство, чтобы оно вмешалось в конфликт [6]. Исследования эффекта CNN, особенно с точки зрения СМИ как определяющих политическую повестку дня, вызвали далеко идущие дебаты и существенную критику. Здесь ученые в основном предполагают, что вместо того, чтобы управлять внешней политикой, СМИ отражают либо внешнеполитические решения, либо дебаты элиты.

В результате критики эффекта CNN предполагают, что освещение конфликтов в новостях оказывает (в лучшем случае) трансмиссионное влияние на внешнюю политику. Чтобы устранить эти недостатки, ученые определили контекстуальные переменные, которые помогают объяснить различия во влиянии СМИ на формирование политики. Робинсон, например, анализирует взаимосвязь между влиянием СМИ на внешнюю политику и уровнем консенсуса элиты [7]. Он указывает, что в случае консенсуса элиты в отношении некой конфликтной политики новости, скорее всего, будут следовать за мнением элиты. Точно так же, если в элите существуют разногласия по поводу того, как реагировать на конфликтную ситуацию, освещение в новостях, вероятно, будет отражать разные позиции. Однако при наличии разногласий между элитами в отношении конфликтной политики и значительной степени политической неопределенности среди политических лидеров критически оформленное освещение в новостях может повлиять на направление внешней политики. «Если у лидеров нет четкой политики по важному вопросу, средства массовой информации могут вмешаться и заменить их» [4]. Кроме того, ученые отмечают, что наличие или сила эффекта CNN может различаться в зависимости от типа политики. Важные и последовательные решения, которые связаны с высокими потенциальными политическими или экономическими издержками, такими как прекращение или начало войны, «вряд ли будут приниматься средствами массовой информации хотя бы из-за множества проблем (национальные интересы, вопросы безопасности, международное право и союзы), которые неизбежно сопровождают такие решения» [7]. С другой стороны, менее последовательные и дорогостоящие решения, например, касающиеся гуманитарной помощи, имеют более высокую вероятность того, что на них повлияет освещение в новостях. Наконец, поскольку лишь очень немногие конфликты получают значительное внимание в новостях, ученые также отмечают, что отсутствие освещения в СМИ может также свидетельствовать об отсутствии внешней политики в отношении разворачивающегося конфликта. Несмотря на то, что освещение в СМИ далеко не «единственный фактор, определяющий реакцию политики на отдаленные кризисы» [8], отсутствие внимания со стороны СМИ может снизить у политиков чувство необходимости что-то делать с развивающимся конфликтом.

В любом случае, новости и СМИ имеют важное влияние на политику и общество в целом, и важно иметь критическое мышление и способность к критическому анализу информации, представленной в новостях. Одним из основных подходов к изучению влияния медиа на внешнюю политику является эффект CNN. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что эффект CNN представляет собой сложную модель воздействия СМИ, которое варьируется в зависимости от контекстуальных факторов. Влияние СМИ на внешнюю политику далеко не детерминировано и оказывается сильнее, если элиты разделены и не уверены в том, как действовать.

Список литературы

  1. Cohen J., Tsfati Y., Sheafer T. The influence of presumed media influence in politics: Do politicians’ perceptions of media power matter? // Public Opinion Quarterly, 2005, №72(2), pp.331-344.
  2. Hanitzsch T. Kriegskorrespondenten entmystifizieren. In B. Korte & H. Tonn (Eds.), Kriegskorrespondenten: Deutungsinstanzen in der Mediengesellschaft, 2007, pp. 39-58.
  3. Walgrave S., Van Aelst P. The contingency of the mass media's political agenda setting power: Toward a preliminary theory // Journal of Communication, 2006, №56(1), рр.88-109.
  4. Gilboa E. The CNN effect: The search for a communication theory of international relations // Political Communication, 2005, № 22(1), pp. 27-44.
  5. Livingston S. Clarifying the CNN effect: An examination of media effects according the type of military intervention. Research paper R-18, 1997.
  6. Aday S. Leading the charge: Media, elites, and the use of emotion in stimulating rally effects in wartime // Journal of Communication, 2010 № 60(3), рр.440-465.
  7. Robinson P. Theorizing the influence of media on world politics: Models of media influence on foreign policy // European Journal of Communication, 2001, № 16(4), рр.523-544.
  8. Hawkins V. Media selectivity and the other side of the CNN effect: The consequences of not paying attention to conflict // Media, War & Conflict, 2011, № 4(1).

Интересная статья? Поделись ей с другими: