УДК 34

Правовое регулирование распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Гранд Владислав Евгеньевич – магистрант Московского областного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуется становление законодательной базы о распространении информации в сети «Интернет», а также ее современное состояние. Автором поднимается проблема разбросанности норм правового регулирования распространения информации в сети «Интернет» по многочисленным правовым актам различной юридической силы и делается вывод о необходимости принятия единого правового акта «Об интернете».

Ключевые слова: информация, информационно-телекоммуникационная сеть, правовое регулирование, интернет, информационные технологии.

В современном мире информационные технологии давно занимают большую часть жизни общества. На сегодняшний день практически каждый человек зависим от сети «Интернет» в большей или меньшей степени, осуществляя в информационном пространстве трудовую деятельность, находя в ней развлечения или просто полезную для собственного развития информацию. Нельзя отрицать, что за последние полвека глобальная сеть «Интернет» развивается, как в качественном, так и в количественном отношении, что не может не отражаться на необходимости совершенствования норм правового регулирования, позволяющих обеспечивать эффективное и устойчивое развитие отношений возникающих в связи с использованием глобальной сети.

Нельзя оспорить и тот факт, что информационно-телекоммуникационная сеть превращаясь в неотъемлемую часть повседневной жизни граждан, оказывает определенное влияние на развитие личности, которое не всегда является положительным. В частности, ее использование за частой используется недобросовестными лицами в контексте совершения ими различного рода противоправных деяний, ввиду чего совершенствование правовых норм в данной сфере, направленное на недопущение и пресечение подобного рода преступлений являются первоочередной задачей государства.

На сегодняшний день основа правового регулирования информации в сети «Интернет» главным образом представлена Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2], который, аналогично развитию информационного пространства, достаточно быстро пополняется новыми нормами.

В контексте ретроспективного анализа правового регулирования распространения информации в сети «Интернет», отметим, что еще 35 лет назад, когда данное информационное пространство было практически незнакомо обычным гражданам, в нашем государстве процветала своего рода монополия на распространение информации. Своему завершению она обязана масштабным реформам 90-х годов, которые существенным образом не только трансформировали все сферы общественной жизни, но и всю правовую систему государства. В частности, данным реформам обязан и принятый в 1990 году Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который предоставил свободу распространению информации, в целом, проложив путь к дальнейшим развитию демократических начал государства Российской Федерации.

Дальнейшее зарождение и распространение технологий, открывающих доступ к просторам «Интернета», предоставило практическую возможность по распространению информации не только в рамках отечества, но и далеко за его пределами, тем самым проложив вектор развития российского законодательства в данной сфере. 

Последующим правовым актом, регламентирующим распространение информации, являлся Закон РФ «О средствах массовой информации» от 1991 года, который более десяти лет выполнял основную функцию по урегулированию способов реализации права на распространение информации. Однако, стараясь четко закрепить все способы ее распространяя, он не успевал за современными технологиями, в частности, за проявлением интернет пространства, ввиду чего информацию подобного рода попытался в себя вобрать и закрепить принятый в 1995 году Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данный правовой акт попытался урегулировать наиболее перспективные направления информационной сферы, и, следует отметить, ему это удавалось на протяжении порядка десяти лет, но и он перестал отвечать передовым технологиям научно-технического прогресса, в частности, активному распространению интернет пространства и передачи посредством него информации.

В этой связи был принят и действует до настоящего времени, уже указанный выше Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных отношениях и о защите информации», который регулярно испытывает на себе поправки, вызванные необходимостью защиты прав личности.

Распространение негативной информации в интернете, массовые суициды среди подростков, поставили перед законодателем сложную задачу - оперативно разработать и принять Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ [1], а также ряд иных правовых актов в данной сфере.

Более того, почти спустя 6 лет после своего принятия, он пережил достаточно масштабные поправки, нашедшие свое отражение в Федеральном законе от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», сущность которых в основном сводилась к ограничению нелегального контента. В этом же году перечень информации, подлежащей блокировке, получил дополнения в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий.

Примечательно, что еще за год до указанных поправок, а именно в 2012 году, законодателем уже был значительно расширен перечень информации, подлежащей блокировке в досудебном порядке.

Геополитическая обстановка, складывающаяся в конце 2013 года в России и соседних государствах, потребовали от законодателя оперативных мер реагирования, выразившихся в добавлении «к основному перечню запрещенной информации призывов к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушениями установленного порядка» [7, С.61].

Не углубляясь в дальнейшее совершенствование правового регулирования распространения информации в сети «Интернет», ввиду того что, как мы уже отметили ранее, поправок было достаточно много. Выделим наиболее свежие из них, датированные своим принятием от 2021 года.

В частности, законодатель допустил возможность государственных структур применять режим конфиденциальности в отношении своих должностных лиц и распространять о них сведения.

Анализируя проблемы, возникающие в интернет пространстве, законодатель посчитал необходимым прямым образом закрепить уголовную ответственность за клевету в сети «Интернет», которая нашла свое отражение в норме ст. 128.1 УК РФ.

В числе последних поправок была установлена обязанность по мониторингу для владельцев социальных сетей в выявлении двенадцати видов информации, относимой законодателем к запрещенной. Более того, законодатель установил административную ответственность для данных субъектов за неисполнение требований Роскомнадзора об удалении или блокировке информации.

В 2021 года законодательство было дополнено новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России. К настоящему моменту также ужесточается законодательство о контроле за распространением персональных данных работников. При этом это не исчерпывающий список всех новшеств законодательства, регламентирующего распространение информации в сети «Интернет», которое представлено обширным перечнем правовых актов, наделенных разной юридической силой.

Так на текущий момент сформировались определенные нормативно-правовые акты, которые носят разрозненный характер и регулируют только отдельные аспекты информации в сети интернет. К таким относятся, например:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2];
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [3];
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [5];
  • и другие правовые акты.

Указанное составляет лишь часть правовой основы, которой регулируется процесс распространения информации в интернете.

Между тем, в правовом регулировании нуждается более объемный и широкий круг вопросов, так как сеть интернет захватывает различные процессы и сферы, хранит в себе и позволяет работать с большим объемом информации.

Указанное составляет лишь часть правовой основы, которой регулируется процесс распространения информации в интернете.

При этом проблематикой может стать аспект хранения и передачи информация, которая содержится в интернете. На каждом этапе есть фактор возникновения угрозы её раскрытия, потери, либо утраты ценности.

Из чего следует, что разрешением данного вопроса может поспособствовать не столько совершенствование уже сформировавшегося правового аппарата и правовой базы, сколь принятие новых правовых актов.

Таким образом, анализируя приведенные законы и подзаконные акты, видится актуальным неоднократно поднимавшийся в доктрине вопрос о создании единого нормативно-правового акта «Об Интернете», направленного на урегулирование всего комплекса отношений, возникающих в процессе распространения информации в телекоммуникационной сети.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 01.2011. - № 1. - Ст.48.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрании законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448.
  3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 31.06.2006. – №31 (часть I). - Ст. 3451.
  4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 09.07.2004. - № 32. - Ст. 3283.
  5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // Российская газета. – 08.02.1992. - № 32.
  6. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2022 г. № 256 «Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Российская газета. – 01.03.2022. - № 345.
  7. Бородин К. В. Развитие правового регулирования распространения информации в сети «Интернет» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.2014. том 14, № 3. С. 61.

Интересная статья? Поделись ей с другими: