УДК 34

Защита прав в сфере интеллектуальной собственности в условиях легализации «параллельного» импорта

Грицкова Владислава Сергеевна – студент кафедры Частного права Государственного университета управления.

Аннотация: В статье раскрываются основные современные тенденции в сфере регулирования «параллельного» импорта в условиях текущей геополитической ситуации. Изучена судебная практика по вопросам правомерности "параллельного" импорта.

Ключевые слова: параллельный импорт, право интеллектуальной собственности, внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование.

В марте 2022 года в ответ на действия «недружественных» стран, а в частности, иностранных правообладателей, зарегистрированных в таких странах и приостановивших поставки своих товаров в России, Правительством России временно разрешен импорт подлинной продукции, выпущенной на рынок владельцами товарных знаков или с их согласия в других странах мира в отношении ряда товаров, перечень которых поручено формировать Министерству промышленности и торговли РФ (далее – «Минпромторг России») [1].

Формально указанным постановлением Правительства в правовом отношении временно устанавливается «изъятие» из национального и регионального принципов исчерпания прав, установленных для применения в России согласно Гражданскому кодексу и в Евразийском экономическом союзе (далее – «ЕАЭС»), частью которого является Россия, согласно Договору о ЕАЭС, соответственно.

Таким образом формально в отношении ряда товаров и (или) товарных знаков, средств индивидуализации разрешается к применению международный принцип исчерпания прав. На практике такое допущение применения международного принципа исчерпания прав в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию России в общеупотребительном употреблении называется «параллельный» импорт.

В апреле 2022 года Минпромторг России установил перечень товаров и категорий товаров, для которых разрешен «параллельный» импорт в Россию (далее – «Перечень») [2]. В последствие Минпромторг России внес 4 серии правок в Перечень, которыми дополнялись, исключались и уточнялись категории товаров, товарных знаков для которых применяется изъятие.

 В Перечень вошел широкий круг категорий товаров, в том числе, авто комплектующие и запасные части, алкогольная продукция, предметы одежды, обувь, некоторые виды металлов и изделий из них, нефтепродукты, бытовая и промышленная техника и ее части и иные товары. Всего в Перечень вошли более 50 групп товаров и более 200 брендов (товарных знаков).\

При этом формально Перечень предлагает 4 категории «изъятий», а именно:

  1. конкретные виды товаров, направленных на обеспечение какой-либо сферы экономики, без конкретизации конкретного товарного знака и (или) бренда (например, «параллельный» импорт разрешен в отношении некоторых категорий товаров любых и различных товарных знаков, предназначенных для производства авиационных двигателей или гражданских воздушных судов и включенных в определенные группы согласно Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельность ЕАЭС (далее – «ТН ВЭД ЕАЭС»);
  2. конкретные виды товаров конкретных товарных знаков и (или) брендов (например, фотопленка сенсибилизированная, неэкспонированная, из полиэтилентафталата, в листах, для цветной моментальной фотографии брендов FUJIFILM, KODAK);
  3. любые и различные товаров конкретных брендов, но определенной категории (например, различные виды химических продуктов группы 34 ТН ВЭД ЕАЭС брендов ACURA, ALFA ROMEO, AUDI, BENTLEY, BMW, CADILLAC, CASTROL и других);
  4. конкретные виды товаров конкретных товарных знаков и (или) брендов, исключаемых из «изъятия» (например, предметы одежды брендов FILA и KAPPA к «параллельному» импорту запрещены, несмотря на общее разрешение «параллельного» импорта данной категории товаров без обозначения конкретного бренда или правообладателя).

Формально определенным представляется порядок проведения таможенными органами России таможенного контроля в отношении первой и четвертой категории товаров. Так, для первой категории фактически таможенные органы вправе не применять какие-либо полномочиями в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, а для четвертой категории товаров наоборот обязаны продолжать соблюдать все необходимые и эффективные средства контроля за товарными потоками, в том числе ex-officio [3].

Вместе с тем к 2018 году в судебной практике в отношении «параллельного» импорта был уже выработан определенный подход (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 N 8-П, абз. 4 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10), который сводился к тому, что с учетом конкретных обстоятельств спора, суд мог отказать в применении последствий такого «параллельного» импорта, в частности, для ситуации, когда в силу недобросовестности поведения правообладателя применение по его требованию таких последствий может создать угрозу для жизни и здоровья граждан, иных публично значимых интересов [5].

Таким образом очевидно, что в спорах касательной первой, а тем более второй и третьей категории товаров успех правообладателей может быть не столь очевиден, учитывая, что механизм «параллельного» импорта определено властями страны как один из ключевых ответов на изменившиеся внешнеполитические реалии [6].

При этом ряд юристов высказывают мнение о том, что правовых подходы при рассмотрении дел по спорам c «параллельными» импортерами может претерпеть новые и существенные изменения [4].

Вместе с тем остается открытым вопрос о порядке проведения таможенного контроля в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности для товаров второй и третьей категории. Для указанных категорий товаров отмечается сложность и (или) неопределенность Перечня, которая приводит к неясности процедурного характера его применения, к каким конкретно товарам он относится и насколько точно соотносится с зарегистрированными товарными знаками и их перечнями товаров и услуг.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 // "Собрание законодательства РФ". – 2022. – №14. ­– ст. 2286.
  2. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru . – 2022.
  3. Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России: аналит. отчет / отв. ред. сер. В. В. Радаев; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. экон.-социол. исслед. – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 176 с.
  4. Арстанова А. Эксперты «АГ» оценили возможные последствия от «легализации» параллельного импорта // Адвокатская газета: сетевой издание. 2022. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/eksperty-ag-otsenili-vozmozhnye-posledstviya-ot-legalizatsii-parallelnogo-importa/ (дата обращения: 11.01.2022).
  5. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год // Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации. 2022. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Generalization/Pages/default.aspx (дата обращения: 11.01.2022).
  6. Рябчиков Г. Параллельный импорт в России: судебная практика // Юридический справочник руководителя. 2022. N 9. С. 31 – 36.

Интересная статья? Поделись ей с другими: