УДК 34

Особенности несостоятельности (банкротства) физического лица

Медведев Алексей Сергеевич – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы связанные с финансированием процедуры банкротства физического лица, в том числе с размером вознаграждения арбитражного управляющего, экономической целесообразностью сопровождения дела о банкротстве, возможные пути решения проблем.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), финансирование, вознаграждение, арбитражный управляющий, физическое лицо, внесудебное банкротство.

Банкротство граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей как институт сформировался сравнительно недавно. Так первоначальное законодательное закрепление процедуры банкротства граждан было произведено внесение изменений Федеральным законом от 29.06.2015 №154-ФЗ в Закон о банкротстве, которые вступили в силу с 01.10.2015.

В целом появление такого института в России было обусловлено наличием различных кризисных явлений, которые были связаны с дефолтом граждан на рынке кредитных услуг, в том числе и валютного ипотечного кредитования.

Введение в Закон о банкротстве новой главы (Глава Х Банкротство граждан) должно было облегчить последствия финансового кризиса, списать долги, позволить начать все с «чистого листа». Так, по прошествию уже более семи лет существования данных норм, официальная статистика ЕФРСБ свидетельствует, что все больше должников прибегают к такому способу избавления от долгов.

В частности, в 2021 году количество поданных заявлений о признании гражданин, в том числе индивидуальных предпринимателей составило 231 569 и 5 648 заявлений соответственно. При этом в 2020 году это количество было заметно меньше 85 478 и 6 557. В 2022 году число потребительских банкротств в текущем году замедлилось почти в два раза. Это обусловлено, в том числе действием моратория на банкротство в период с 01.04.2021 по 01.10.2022.

Между тем, несмотря на существующую тенденцию более активного применения судебного банкротства граждан, в настоящее время по-прежнему существуют и сдерживающие факторы, одним из которых является размер финансовых затрат на банкротство.

Анализируя действующее законодательство о банкротстве в части регламентирован финансирования процедуры банкротства физического лица, можно прийти к выводу, что данный вопрос не отвечает современным реалиям.

Так помимо общего правила об оплате государственной пошлины перед обращением в суд, размер которой в нашем случае составляет 300 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), основная расходная часть закреплена в Федеральном законе от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

И в первую очередь, необходимо обратить внимание на установленное для арбитражного управляющего вознаграждение за ведение каждой процедуры в отдельности, вводимой в рамках дела о банкротстве гражданина.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве, размер единовременной платы за услуги финансового управляющего составляет 25 000 рублей. Учитывая перечень процедур применяемых в деле о банкротстве граждан: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (ст.213.2), очевидно, что максимальная сумма может быть 75 000 рублей. Однако проведение всех трех процедур является редкостью.

В свою очередь стоит отметить, что данная сумма не изменялась уже с 15.07.2016. Это обстоятельство прямым образом влияет на нежелание арбитражных управляющих выполнять свои обязанности в полной мере.

И действительно, как показывает практика, ни одна из процедур в деле о банкротстве не заканчивается быстро, тогда как установленная стоимость в размере 25 000 от этого не меняется и выплачивается только после завершения процедуры. В таких условиях, финансовый управляющий работает фактически бесплатно, при том, что Законом о банкротстве определен широкий перечень действий, обязательных для него (составление отчетов, проведение анализа, технические действия, публикации и т.п.).

Из-за этого арбитражный управляющий и вовсе часто отказывается от вступления в дело, так как отсутствует какая-либо экономическая выгода для него, при том, что порой он тратит на процедуре из своих средств больше, чем потом получает. Здесь даже не спасает дополнительно установленная сумма вознаграждения в размере 7% от денежных средств, выплаченных кредитору при реструктуризации долгов и 7% от продажи имущества процедуре реализации. Так как это не гарантированное вознаграждение, которого может и не быть вовсе.

В таком случае остается только дополнительное финансирование сверх установленного Законом о банкротстве - осуществление оплаты услуг фактически по договоренности с самим управляющим. У каждого по-разному, это и ежемесячные платежи, и фиксированная плата за всю процедуру банкротства в целом.

При этом, с одной стороны это пропорционально увеличивает расходы для гражданина, который и так находится в кризисной ситуации, что в свою очередь, влияет на нежелание прибегать к процедуре банкротства.

С другой стороны, дополнительная оплата услуг финансового управляющего фактически образует ситуацию определенной заинтересованности между управляющим и плательщиком (должником или кредитором), что может послужить основанием для его отстранения.

В такой ситуации, действующее законодательство требует внесения определенных изменений. Во-первых, это необходимо проиндексировать размер фиксированного вознаграждения финансового управляющего. Здесь возможно, стоит рассмотреть дополнительно вопрос о пропорциональном увеличении суммы вознаграждения в зависимости от длительности отдельной процедуры, сложности дела, количества процессуальных действий связанных с недобросовестным поведение как должника, так и кредиторов, например при необходимости обращения с заявлениями о признании сделок должника недействительными, розыска имущества и др.

Во-вторых, с целью минимизации расходов на банкротство граждан, необходимо популяризировать процедуру внесудебного банкротства, которая стала доступна с 1 сентября 2020 года, путем подачи заявления о персональном банкротстве через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В настоящее время процедура внесудебного банкротства составляет лишь малую часть и не столь популярна. В данном случае, уровень информированности граждан о требованиях, порядке и иных условиях проведения процедуры внесудебной банкротства играет немаловажный фактор.

В связи с тем, есть необходимость упрощения процедуры внесудебного банкротства и повышения ее доступности для граждан. С этой целью 25.03.2021 Минэкономразвития был подготовлен законопроект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части реализации возможности подачи гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг)». Документ опубликован на портале проектов нормативных документов, ID проекта 01/05/03-21/00114444.

Предлагаемые изменения позволят запускать внесудебную процедуру с использованием личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», что приведет к сокращению процессуальных издержек граждан (сокращения времени на процедуру), предоставит возможность гражданам выбора наиболее удобного для них способа осуществления своих прав в части возможности подачи заявления о признании банкротом во внесудебном порядке.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, № 43, ст. 4190;
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" // "Российская газета", №235, 19.10.2015;
  3. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. – URL: https://regulation.gov.ru.
  4. Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности [Электронный ресурс]. – URL: https://bankrot.fedresurs.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: