УДК 372.881.111.1
Теоретические аспекты обучения говорению посредством использования интерактивных технологий при изучении иностранного языка старшеклассниками и студентами вузов
Чугункина Татьяна Игоревна – магистрант направления подготовки «Лингвистика» Российского государственного социального университета.
Кривова Анна Леонидовна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков и культуры Российского государственного социального университета.
Голубева Татьяна Ильинична – доцент кафедры Иностранных языков и культуры Российского государственного социального университета.
Аннотация: В данной статье обуславливается необходимость внедрения интерактивных технологий как инструмента, позволяющего сформировать навык говорения у учащихся старшей школы и студентов университета. Авторы также отмечают, что формирование дискуссионных площадок в рамках проведения занятий интересно не только с точки зрения развития устной речи обучающихся, но и в контексте формирования навыка ораторского искусства (умение чётко формулировать собственную точку зрения, аргументировано отстаивать её, не бояться вступать в дискуссии в коллективе). В заключительной части статьи авторы делают вывод о том, что интерактивные методы обучения позволяют сформировать адресный подход к каждому участнику образовательного процесса и подобрать для него индивидуальную траекторию обучения навыку говорения на английском языке.
Ключевые слова: интерактивное обучение, устная речь, говорение, диалог, коммуникация.
В условиях трансформирующегося рынка образовательных услуг особое внимание необходимо уделить вопросам, связанным с формированием речевых умений и навыков у обучающихся учреждений среднего и высшего образования. Обучение иностранному языку включает в себя процесс приобретения коммуникативных навыков на целевом языке наряду с освоением участниками образовательного процесса четырех основных языковых навыков.
Речевая деятельность – представляет собой материализацию мыслей человека, продукт такого процесса – слово. В процессе речевой деятельности формируется высказывание, цель которого: передача информации, общение или воздействие на собеседника.
По определению Е. П. Будниченко, говорение – это продуктивная форма речевой деятельности, которая создается с помощью речевого аппарата и воспринимается слуховым аппаратом. Спикер кодирует информацию в звуковую форму. Слушатель воспринимает звуки, декодирует, анализирует и интерпретирует их. Поэтому собеседники сначала должны понять язык друг друга, общий язык становится основным механизмом двустороннего общения при общении. [1]
На наш взгляд, определение, предложенное Е. Н. Солововой, достаточно точно отражает суть понятия «говорение», которое, по мнению учёного, представляет собой продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. [6]
Говорение, с точки зрения психологических процессов, включает четыре фазы:
- побудительно-мотивационная (необходимость общения обуславливается наличием определенного мотива, а также определенной цели высказывания);
- аналитико-синтетическая, (представляется в форме свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);
- исполнительно-звуковое и интонационное оформление мысли;
- контролирующая (нацелена на акцентирование внимания на возможных ошибках, а также их дальнейшую корректировку согласно тому образцу, который сформирован у обучающегося в ходе языковой практики).
Важно отметить, что говорение является частью устной речи, под которой понимают вербальное (словесное) общение, осуществляемое с помощью речевых высказываний, воспринимаемых на слух. Характерной особенностью устной речи является последовательное порождение и восприятие отдельных компонентов речевого сообщения.
Рисунок 1. Устные виды речевой деятельности.
Принято выделять два вида говорения: монологическую речь и диалогическую речь, которые представляют устные формы речи, направленные на обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, обращения к одному или группе слушателей, иногда к самому себе.
Основные трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся в ходе приобретения навыка говорения на иностранном языке - это отсутствие представления, о чем говорить, что говорить и как говорить. Поэтому создание психолого-педагогических условий необходимый фактор, оказывающий влияние на формирование личной заинтересованности обучающихся в активном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса на иностранном языке.
Определяя наиболее оптимальные методы и приемы работы с речью, каждый преподаватель опирается на свой личный исключительный опыт. Предусмотрено применение разнообразных техник в рамках коммуникативного, индуктивного и дедуктивного методов, что в последствии способствует повышению эффективности обучения разговорному дискурсу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что эффективность обучения возрастает в случае применения педагогическим работником наиболее оптимальных методов и приемов. Следовательно, условием необходимым для достижения высоких показателей при изучении иностранного языка старшеклассниками и студентами является применение современных методов, технологий, принципов, форм и средств обучения.
Обучение с помощью интерактивных технологий имеет ряд характерных черт:
- наличие непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающихся между собой и преподавателем;
- выстраивание процесса общения «на равных» (при таком формате все участники будут заинтересованы в обмене информацией, нацелены на высказывание своих идей и решений, обсуждение проблемы и отстаивание собственной точки зрения;
- обучение «реальности», которое подразумевает рассмотрение в ходе учебных занятий реальных проблем и ситуаций из повседной жизни человека.
При реализации интерактивного обучения важно придерживаться следующих принципов:
- диалогическое взаимодействие;
- работа в малых группах;
- активно-ролевую игру;
- тренинговую организацию обучения.
Основная задача интерактивного обучения состоит в том, чтобы в ходе организации учебного процесса создать такие условия, при которых каждый участник образовательной деятельности будет вовлечён в процесс познания. Более того, подобный формат позволяет исключить доминирование какого-либо участника учебного процесса или превосходство какой-либо идеи. Важно отметить, что процесс обучения проходит в доброжелательной в атмосфере, где участники оказывают друг другу взаимную поддержку, что в свою очередь позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень, подразумевающий кооперацию и сотрудничество. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) школьники и студенты овладевают способностью критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
При реализации программ с элементами интерактивного обучения активно применяются интерактивные технологии. Петрашунас Е.Ю рассматривает интерактивные технологии , как основу принципов построения деловой игры, поскольку они включают в себя интеграцию содержания, научных методов, дидактических целей, что позволяет формировать интерактивный характер профессиональных компетенций. [5]
По мнению Е. В. Коротаевой, в интерактивном обучении учебно-познавательной, коммуникативно-развивающие и социально-ориентированный интерактивные методы обучения дают возможность ускорить процесс освоения и творческого применения знаний, что приводит к повышению уровня мотивации обучающихся, а в последствие приводит к увеличению их вовлеченности в процесс решения обсуждаемых проблем [3], что делает процесс обучения более увлекательным.
Доброжелательные и доверительные отношения между обучающимися, а также между обучающимися и преподавателем зачастую становятся результатом обучения с помощью интерактивных технологий. В перспективе это позволит участникам образовательного процесса придерживаться демократического стиля общения
Особенность учебной дисциплины «Иностранный язык» заключается в том, что общение является не только целью, но и средством обучения, что обуславливает необходимость создания дискуссионной площадки в рамках проведения занятий, что позволит не только практиковать устную речь, но и позволит участникам научиться Поэтому на уроках необходимо создавать все условия, чтобы процесс общения был постоянным, так как при традиционных формах проведения занятий общение в классе на иностранном языке весьма ограничено, не каждый ученик имеет возможность высказаться, некоторые уклоняются от общения из-за боязни сделать ошибку.
В этой связи организация интерактивного обучения на уроках иностранного языка имеет ряд преимуществ перед традиционной формой их проведения. Среди этих преимуществ – возможность решения нескольких конкретных задач в условиях ограниченного временного периода, активное участие всей группы обучающихся, развитие взаимопонимания и сотрудничества между учителем иностранного языка и учениками и между самими учениками, свободная форма демонстрации и активизации своих знаний обучающихся, а также проявление различных качеств своей личности, таких, как целеустремленность, познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение и фантазия.
При обучении устной речи эффективность интерактивного обучения состоит в следующем:
- интенсификация процесса понимания, усвоения и применения знаний при их использовании на практике, посредством более активного включения учащихся в процесс обучения;
- обнаружение скрытых возможностей обучающихся через взаимодействие с другими учащимися;
- помощь в приобретении жизненного опыта обучающимися в процессе интерактивного обучения. [7]
В лингводидактике приводятся различные классификации интерактивных методов. Рассмотрим некоторые из них более подробно в Таблице 1.
Таблица 1. Классификация интерактивных методов.
По Кашлеву С. С.: |
По Паниной Т. С.: |
Создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации |
Дискуссионные методы: диалог, групповая дискуссия, анализ ситуаций |
Организация мыследеятельности |
Игровые методы: деловые (управленческие игры), ролевые игры, ОДИ (организационно-деятельностная игра) |
Организация обмена деятельности |
|
Организация смыслотворчества |
|
Организация рефлексивной деятельности |
|
Интерактивные игры |
На наш взгляд, наиболее оптимальной классификацией интерактивных технологий выступает классификация, представленная Т. С. Паниной.
Принимая во внимание результаты диагностик, педагог подбирает подходящие инновационные технологии для эффективного решения включения обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем, формированию социально-личностных компетенций с последующим анализом результатов окончательных итогов.
Таким образом, интерактивные технологии позволяют воплотить теорию в практику. Кроме того, это хороший способ сделать учителю свою работу более содержательной и результативной. Использование интерактивных технологий в обучении говорению делает возможным акцентировать внимание на взаимодействие обучающихся, тем самым побуждая их к активной речи на уроках иностранного языка.
Список литературы
- Агаева, О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О. В. Агаева. – Текст : электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы. Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 92–94. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1289/ (дата обращения: 20.12.2022).
- Боброва, Т. О. Современные подходы в формировании лингвистической, коммуникативной и межъязыковой компетенций в обучении иностранному языку в вузе / Т. О. Боброва. Текст : электронный. – URL: http://cprsob.ru/load/21-1-0-91 (дата обращения: 10.01.2023).
- Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии : пособие для учителей и педагогов / Е. В. Коротаева. – Москва : Academia, – 256 с.
- Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2018
- Петрашунас Е. Ю. Интерактивные технологии в становлении языковых компетенций студентов / Е. Ю. Петрашунас. Текст : непосредственный // Материалы международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Программы Темпус IV. – Витебск, 2010. – С. 51–
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – Москва : Просвещение, 2018. – 239 с.
- Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов: Наука, 2009. – 52 с.