УДК 372.881.111.1

Теоретические аспекты обучения говорению посредством использования интерактивных технологий при изучении иностранного языка старшеклассниками и студентами вузов

Чугункина Татьяна Игоревна – магистрант направления подготовки «Лингвистика» Российского государственного социального университета.

Кривова Анна Леонидовна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков и культуры Российского государственного социального университета.

Голубева Татьяна Ильинична – доцент кафедры Иностранных языков и культуры Российского государственного социального университета.

Аннотация: В данной статье обуславливается необходимость внедрения интерактивных технологий как инструмента, позволяющего сформировать навык говорения у учащихся старшей школы и студентов университета. Авторы также отмечают, что формирование дискуссионных площадок в рамках проведения занятий интересно не только с точки зрения развития устной речи обучающихся, но и в контексте формирования навыка ораторского искусства (умение чётко формулировать собственную точку зрения, аргументировано отстаивать её, не бояться вступать в дискуссии в коллективе). В заключительной части статьи авторы делают вывод о том, что интерактивные методы обучения позволяют сформировать адресный подход к каждому участнику образовательного процесса и подобрать для него индивидуальную траекторию обучения навыку говорения на английском языке.

Ключевые слова: интерактивное обучение, устная речь, говорение, диалог, коммуникация.

В условиях трансформирующегося рынка образовательных услуг особое внимание необходимо уделить вопросам, связанным с формированием речевых умений и навыков у обучающихся учреждений среднего и высшего образования. Обучение иностранному языку включает в себя процесс приобретения коммуникативных навыков на целевом языке наряду с освоением участниками образовательного процесса четырех основных языковых навыков.

Речевая деятельность – представляет собой материализацию мыслей человека, продукт такого процесса – слово. В процессе речевой деятельности формируется высказывание, цель которого: передача информации, общение или воздействие на собеседника.

По определению Е. П. Будниченко, говорение – это продуктивная форма речевой деятельности, которая создается с помощью речевого аппарата и воспринимается слуховым аппаратом. Спикер кодирует информацию в звуковую форму. Слушатель воспринимает звуки, декодирует, анализирует и интерпретирует их. Поэтому собеседники сначала должны понять язык друг друга, общий язык становится основным механизмом двустороннего общения при общении. [1]

 На наш взгляд, определение, предложенное Е. Н. Солововой, достаточно точно отражает суть понятия «говорение», которое, по мнению учёного, представляет собой продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. [6]

Говорение, с точки зрения психологических процессов, включает четыре фазы:

  1. побудительно-мотивационная (необходимость общения обуславливается наличием определенного мотива, а также определенной цели высказывания);
  2. аналитико-синтетическая, (представляется в форме свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);
  3. исполнительно-звуковое и интонационное оформление мысли;
  4. контролирующая (нацелена на акцентирование внимания на возможных ошибках, а также их дальнейшую корректировку согласно тому образцу, который сформирован у обучающегося в ходе языковой практики).

Важно отметить, что говорение является частью устной речи, под которой понимают вербальное (словесное) общение, осуществляемое с помощью речевых высказываний, воспринимаемых на слух. Характерной особенностью устной речи является последовательное порождение и восприятие отдельных компонентов речевого сообщения.

1

Рисунок 1. Устные виды речевой деятельности.

Принято выделять два вида говорения: монологическую речь и диалогическую речь, которые представляют устные формы речи, направленные на обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, обращения к одному или группе слушателей, иногда к самому себе.

Основные трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся в ходе приобретения навыка говорения на иностранном языке - это отсутствие представления, о чем говорить, что говорить и как говорить. Поэтому создание психолого-педагогических условий необходимый фактор, оказывающий влияние на формирование личной заинтересованности обучающихся в активном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса на иностранном языке.

Определяя наиболее оптимальные методы и приемы работы с речью, каждый преподаватель опирается на свой личный исключительный опыт. Предусмотрено применение разнообразных техник в рамках коммуникативного, индуктивного и дедуктивного методов, что в последствии способствует повышению эффективности обучения разговорному дискурсу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что эффективность обучения возрастает в случае применения педагогическим работником наиболее оптимальных методов и приемов. Следовательно, условием необходимым для достижения высоких показателей при изучении иностранного языка старшеклассниками и студентами является применение современных методов, технологий, принципов, форм и средств обучения.

Обучение с помощью интерактивных технологий имеет ряд характерных черт:

  • наличие непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающихся между собой и преподавателем;
  • выстраивание процесса общения «на равных» (при таком формате все участники будут заинтересованы в обмене информацией, нацелены на высказывание своих идей и решений, обсуждение проблемы и отстаивание собственной точки зрения;
  • обучение «реальности», которое подразумевает рассмотрение в ходе учебных занятий реальных проблем и ситуаций из повседной жизни человека.

При реализации интерактивного обучения важно придерживаться следующих принципов:

  • диалогическое взаимодействие;
  • работа в малых группах;
  • активно-ролевую игру;
  • тренинговую организацию обучения.

Основная задача интерактивного обучения состоит в том, чтобы в ходе организации учебного процесса создать такие условия, при которых каждый участник образовательной деятельности будет вовлечён в процесс познания. Более того, подобный формат позволяет исключить доминирование какого-либо участника учебного процесса или превосходство какой-либо идеи. Важно отметить, что процесс обучения проходит в доброжелательной в атмосфере, где участники оказывают друг другу взаимную поддержку, что в свою очередь позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень, подразумевающий кооперацию и сотрудничество. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) школьники и студенты овладевают способностью критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

При реализации программ с элементами интерактивного обучения активно применяются интерактивные технологии. Петрашунас Е.Ю рассматривает интерактивные технологии , как основу принципов построения деловой игры, поскольку они включают в себя интеграцию содержания, научных методов, дидактических целей, что позволяет формировать интерактивный характер профессиональных компетенций. [5]

По мнению Е. В. Коротаевой, в интерактивном обучении учебно-познавательной, коммуникативно-развивающие и социально-ориентированный интерактивные методы обучения дают возможность ускорить процесс освоения и творческого применения знаний, что приводит к повышению уровня мотивации обучающихся, а в последствие приводит к увеличению их вовлеченности в процесс решения обсуждаемых проблем [3], что делает процесс обучения более увлекательным.

Доброжелательные и доверительные отношения между обучающимися, а также между обучающимися и преподавателем зачастую становятся результатом обучения с помощью интерактивных технологий. В перспективе это позволит участникам образовательного процесса придерживаться демократического стиля общения

Особенность учебной дисциплины «Иностранный язык» заключается в том, что общение является не только целью, но и средством обучения, что обуславливает необходимость создания дискуссионной площадки в рамках проведения занятий, что позволит не только практиковать устную речь, но и позволит участникам научиться Поэтому на уроках необходимо создавать все условия, чтобы процесс общения был постоянным, так как при традиционных формах проведения занятий общение в классе на иностранном языке весьма ограничено, не каждый ученик имеет возможность высказаться, некоторые уклоняются от общения из-за боязни сделать ошибку.

В этой связи организация интерактивного обучения на уроках иностранного языка имеет ряд преимуществ перед традиционной формой их проведения. Среди этих преимуществ – возможность решения нескольких конкретных задач в условиях ограниченного временного периода, активное участие всей группы обучающихся, развитие взаимопонимания и сотрудничества между учителем иностранного языка и учениками и между самими учениками, свободная форма демонстрации и активизации своих знаний обучающихся, а также проявление различных качеств своей личности, таких, как целеустремленность, познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение и фантазия.

При обучении устной речи эффективность интерактивного обучения состоит в следующем:

  • интенсификация процесса понимания, усвоения и применения знаний при их использовании на практике, посредством более активного включения учащихся в процесс обучения;
  • обнаружение скрытых возможностей обучающихся через взаимодействие с другими учащимися;
  • помощь в приобретении жизненного опыта обучающимися в процессе интерактивного обучения. [7]

В лингводидактике приводятся различные классификации интерактивных методов. Рассмотрим некоторые из них более подробно в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация интерактивных методов.

По Кашлеву С. С.:

По Паниной Т. С.:

Создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации

Дискуссионные методы: диалог, групповая дискуссия, анализ ситуаций

Организация мыследеятельности

Игровые методы: деловые (управленческие игры), ролевые игры, ОДИ (организационно-деятельностная игра)

Организация обмена деятельности

Организация смыслотворчества

Организация рефлексивной деятельности

Интерактивные игры

На наш взгляд, наиболее оптимальной классификацией интерактивных технологий выступает классификация, представленная Т. С. Паниной.

Принимая во внимание результаты диагностик, педагог подбирает подходящие инновационные технологии для эффективного решения включения обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем, формированию социально-личностных компетенций с последующим анализом результатов окончательных итогов.

Таким образом, интерактивные технологии позволяют воплотить теорию в практику. Кроме того, это хороший способ сделать учителю свою работу более содержательной и результативной. Использование интерактивных технологий в обучении говорению делает возможным акцентировать внимание на взаимодействие обучающихся, тем самым побуждая их к активной речи на уроках иностранного языка.

Список литературы

  1. Агаева, О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О. В. Агаева. – Текст : электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы. Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 92–94. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1289/ (дата обращения: 20.12.2022).
  2. Боброва, Т. О. Современные подходы в формировании лингвистической, коммуникативной и межъязыковой компетенций в обучении иностранному языку в вузе / Т. О. Боброва. Текст : электронный. – URL: http://cprsob.ru/load/21-1-0-91 (дата обращения: 10.01.2023).
  3. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии : пособие для учителей и педагогов / Е. В. Коротаева. – Москва : Academia, – 256 с.
  4. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2018
  5. Петрашунас Е. Ю. Интерактивные технологии в становлении языковых компетенций студентов / Е. Ю. Петрашунас. Текст : непосредственный // Материалы международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Программы Темпус IV. – Витебск, 2010. – С. 51–
  6. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – Москва : Просвещение, 2018. – 239 с.
  7. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов: Наука, 2009. – 52 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: