УДК 37

Краткий обзор основных методов расширения словарного запаса иностранного языка и их недостатки

Кузнецов Александр Александрович – студент бакалавриата кафедры Филологического образования Тюменского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные методы расширения словарного запаса и их недостатки. В ходе исследования были рассмотрена классификация приемов, используемых в подобном подходе к обучению и основные минусы подобного подхода.

Ключевые слова: словарный запас, расширение словарного запаса иностранного языка, преподавание, иностранный язык, преподавание иностранного языка.

Цифровизация общества, идущая последние 10 лет, значительно изменила облик преподавания. Стандартные методы обучения все ещё преобладают в сфере образования. Они имеют множество недостатков, и хотя справляются со своей задачей, учеников подобными методами тяжело вовлечь в обучение, и эта проблема наблюдается не только в преподавании иностранных языков.

В области иностранных языков существует множество различных методов по расширению словарного запаса учеников. В своей работе “Упражнения для расширения словарного запаса и чтения для освоения второго языка” Тахере С.П. и Веше М. выделяют 5 основных групп упражнений для расширения словарного запаса.

  1. Выборочное внимание. Чтобы удостовериться, что студенты “заметили” нужное слово, что является первой стадией в усвоении слова, предлагается выделять жирным шрифтом, курсивом, обводить, подчеркивать, или иным образом визуально обозначать нужное слово в тексте для чтения.
  2. Узнавание. В упражнениях на узнавание все необходимые элементы представлены и студентам необходимо только распознать нужные слова и их значения.
  3. Манипуляция. Упражнения по манипулированию включают перестановку и организацию заданных элементов для создания слов или фраз, опираясь на знания учащегося.
  4. Интерпретация. Интерпретация включает в себя анализ значения слов по отношению к другим словам в данном контексте (словосочетания, синонимы, антонимы).
  5. Создание. В этих задания необходимо вставить слово в подходящий контекст” [1, c. 4].

Ученикам зачастую тяжело дается усвоение новой лексики. Можно выделить 7 основных проблемы с которыми сталкиваются ученики:

  1. Малое количество информации в различных источников. В большей степени эта проблема касается словарей, учебников, и прочих учебных материалов, которые не дополняются или не редактируются. Словари, к примеру, могут давать неактуальный перевод, или могут давать определение слова, но не контекст его использования, что усложняет его использование. Использование слова может также отличаться по контексту в живой речи, а информацию об этом зачастую найти нелегко.
  2. Сложность употребления слов. Простое понимание слова, не гарантирует то, что ученик сможет правильно определять его и/или использовать в подходящем контексте.
  3. Размер задания. Для полноценного усвоения слова и его закрепления, ученику необходимо не только запомнить его определение, но и правильно его использовать и переводить в контексте предложения, чему зачастую мешают объемы заданий, которые дает преподаватель, что замедляет ход обучения в большинстве случаев.

    Помимо запоминания слов, ученику нужно научиться правильно его использовать и переводить в контексте предложения, поэтому излишнее количество слов может замедлить ход обучения.

  4. Разница между литературным и разговорным языками. Зачастую, между литературным и живым, “сленговым” применением конкретного слова существует пропасть. Обычно носители языка редко используют подобную лексику, что возводит барьеры в коммуникации.
  5. Застенчивость. Ученики, начинающие изучать иностранный язык, недостаточно уверены в себе, боятся что не смогут грамотно использовать его в повседневной жизни. Ученики не чувствуют себя комфортно при использовании языка, что не дает расти их навыкам.
  6. Нехватка времени. Одной из основных проблем становится недостаток времени у ученика или нежелание выделять время на изучение иностранного языка. Если ученик не использует полученные навыки на уроке, то он быстро забывает изученные слова.
  7. Неэффективность учебника без других материалов. Недостаточно просто дать ученику учебник на уроках английского языка. Необходимы различные дидактические материалы, словари, карточки. Использование всех доступных учебных материалов позволит повысить эффективность изучения языка.

Подводя итоги, можно сказать что существует огромное множество различных методов расширения словарного запаса. Внедрение новых методик расширения словарного запаса может существенно улучшить качество изучения иностранного языка, вовлеченность учеников в образовательный процесс, облегчить труд учителя. Классические методы расширения словарного запаса могут быть эффективными и по сей день, но обладают довольно существенными недостатками, которые влияют на их продуктивность. Но не стоит забывать, что успех в изучении языка в первую очередь зависит от вовлеченности и желания ученика изучить язык, и от умения преподавателя заинтересовать учеников в предмете и от адекватности подобранных и использованных на занятиях методах.

Преподаватель должен правильно выбрать упражнения для учеников, которые смогли бы отвечать его требованиям и запросам учеников, что в принципе позволяет по сей день использовать классические методы расширения словарного запаса и добиваться впечатляющих результатов, ведь именно плодотворная работа между учеником и учителем и позволяет добиться существенных успехов как в расширении словарного запаса, так и изучения языка в целом.

Список литературы

  1. Paribakht, T.S. and M. Wesche., 'Vocabulary Enhancement Activities and Reading for Meaning in Second Language Acofuisition. In Coady and Huckin (eds.), (1997). pp. 174-200 (1997).

Интересная статья? Поделись ей с другими: