УДК 37

Народное декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания

Асилбекова Венера Мамановна – научный сотрудник отдела Культурологии и искусствоведения Института философии и социально-политических исследований им. А.А. Алтмышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики.

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственной культуры личности ребенка. Раскрываются особенности процесса нравственного воспитания выразительными средствами изобразительного искусства. Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе и интерес к прикладному искусству своего народа. В статье автором анализируются методы и приёмы обучения и воспитания младших школьников, способствующие решению указанной проблемы.

Ключевые слова: искусство, культура, нравственное воспитание, школа, декоративно-прикладное искусство.

В мире сегодняшние реалии: политико-экономическая, духовно-нравственная, нравственная ситуация находятся в опасном положении. Нынешние проблемы в мире из-за политики двойных стандартов в некоторых странах разрушают сознание идентичности народов, национальный менталитет и культуру, духовно-нравственные ценности общества. Много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Конечно же, разрушать легче, чем созидать.

В такой опасной ситуации, чтобы не потерять свои корни, обычаи и традиции, одним из актуальнейших вопросов является пропаганда нравственных идей и народных промыслов не только среди молодежи, но и среди широкой общественности.

Особенно в последнее время, в эпоху глобализации, когда общество как никогда деградировало, теряя свою национальную культуру, самобытность, язык, историю, предпринимаются попытки привлечения молодежи к безнравственным отношениям и поступкам.

В концепции Президента КР Садыра Жапарова «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» говорится, что воспитание следует рассматривать как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей. Целью этой концепции является формирование образованной, ответственной, здоровой, патриотичной, добросовестной и всесторонне развитой личности, глубоко впитавшей культуру, духовно-нравственные ценности своего народа и приверженной к отечественным ценностным воззрениям, почитающей государственный язык как ключевую ценность.

 В современную эпоху задачи нравственного воспитания человека заключаются в следующем;

  • формирование нравственности как осознанной необходимости определенного поведения, основанного на представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • принятие базовых национальных ценностей и духовных традиций;
  • трудолюбие и бережливость;
  • развитость чувства патриотизма;
  • понимание и поддержка нравственных устоев семьи (любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших);
  • духовная, культурная и социальная преемственность поколений.[1]

Вопрос о передаче духовных ценностей средствами изобразительного искусство неоднократно становился предметом научного рассмотрения в работах педагогов и психологов: Блонского, Л. Выготского, Б.М. Тепловой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотман и др. Философские мысли русских и кыргызских мыслителей XIX-XXI вв. К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.Н. Ильина, С.Л. Франка, В.В. Зеньковского, А.Салиева, Т.Аскарова, С.Асанбекова раскрывают способность искусства формировать духовно-нравственный мир человека. [2]

Нравственное воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. «Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью». Как говорил К.Д. Ушинский: «…без личного труда человек не может идти вперед, тело, ум и сердце требуют труда. Детям нужно передать любовь к труду и умение работать так, чтобы труд приносил им радость и счастье”, - писал К.Д. Ушинский. [3] Детский мозг способен усваивать огромное количество информации. Развитие головного мозга зависит от движении рук и ног, от активности ребенка, особенно от движений пальцев, то есть мелкой моторики. Благодаря общению с народным творчеством обогащается душа ребенка, пробуждается в нем любовь к своей стране.

Нравственность определяется как совокупность реальных отношений между людьми, основанных на идеалах добра, справедливости, долга и чести, вырабатываемых человеком в соответствии с его традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения, и она определяется как духовная качество человека. В истории духовная культура в сфере человеческой жизни, рассматриваемая как вечная ценность, служила становлению человека, она прошла через многовековой опыт, развивалась, росла и расширялась, открывая смысл человеческой жизни. В овладении богатством духовной культуры можно видеть необходимое условие гармонизации целостности человечества, взаимоотношений между личностью и обществом, устранения противоречий с ним. Духовность формируется постепенно, с детства. И в наших руках помочь детям понять и принять духовные ценности, выработать основы нравственности. Создавая условия для духовно-нравственного развития молодежи, мы через практическую деятельность раскрываем ее творческий потенциал и приобщаем к национальной духовной культуре. [4, с.255]

Искусство охватывает все сферы общественной жизни и выполняет важные функции. Эстетическая функция искусства – эмоциональное наслаждение, связанное с созданием вещей и достижением их красоты. Через искусство человек способен познать красоту, ее идеи и принципы. Красота воспитывает человека и формирует высшие совершенные качества. Эстетическая функция формирует эстетический характер, способности, потребности людей, в то же время задает ценностную направленность в мире, пробуждает творческий дух человека. С древних времен кыргызы приспосабливались к кочевому образу жизни, через нородно-художественной промыслы воспитывали и развивали эстетический вкус.

Одежда и предметы быта, изготовленные мастерицами, имеют свою давнюю историю. Они опирались на два основных источника: первая возникла из народных условий жизни и хозяйства, а вторая – из инородного народного источника, приспособленного к эстетическому чувству и повседневным нуждам. Кроме того, торговые отношения с другими соседними народами и религиозные взгляды также оказали влияние на развитие декоративного прикладного искусства. Декоративное прикладное искусство тесно связано с бытом и условиями жизни народа, оно отражает древнюю культуру народов, характер и духовный мир, художественное мышление.

Ремесла являются неотъемлемой частью национальной культуры. Можно сказать, что декоративно-прикладное искусство кочевого народа – это духовная и материальная культура, которая с древних времен передавалась из поколения в поколение по наследству от отца к сыну и от матери к дочери. Искусство, демонстрирующее художественные навыки, хранящееся в государственной сокровищнице, не только отличается красотой и изысканностью, оно также считается продуктом, используемым в повседневной жизни. [7, с.113]

Предметы прикладного искусства кыргызские рукоделицы изготавливали из различных материалов: дерева, кожи, чия (стебли камыша), металла, войлока. Для украшения этих предметов они использовали разнообразные орнаменты, вышивки, украшения, которые придавали им красоту и изящность. В кыргызском декоративно-прикладном искусстве существуют множество видов, как сайма (вышивка), кураки (изделия из лоскутков материй), шырдаки и ала-кийизы (войлочные ковры), килем (ковры из шерстяных нитей), изделия из дерева и кожи..Эти предметы были практичны в бытовой жизни кыргызов и в то же время для них были свойственны оригинальность, эстетичность и мастерство выполнения каждой вещи. Со всеми этими качествами предметов прикладного искусства школьники знакомятся на занятиях по ИЗО.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов, способствующих развитию и восприятию гармонии. Благодаря народному творчеству обогащается душа ребенка, пробуждается в нем любовь к Родине. Испокон веков народное творчество передавалось из поколения в поколение и ярко отражалось в образе жизни кочевых народов. Мы должны сохранить уникальное искусство, созданное народом, и передать его новым поколениям. Прикладное творчество народных мастеров помогает детям открыть для себя мир прекрасного и развить художественный вкус.

Итог. В исследовании по проблеме нравственного воспитания молодежи средствами искусства делаются следующие выводы:

  1. Изобразительное искусство, как средство духовно-нравственного воспитания способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, формирует умение задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования;
  2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством кыргызов формирует у школьников эстетические чувства и идеалы, развивает эстетический вкус, а также способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  3. В сегодняшних условиях формирования духовного состояния общества совершенно необходимой является продуманная и целенаправленная государственная политика в области формирования духовных и нравственных ценностей. Эта политика должна быть частью единой стратегии изменений жизни общества, включающих в себя позитивные социальные изменения в области культуры, образования и воспитания.

Список литературы

  1. Нравственность и духовное развитие https://kloop.kg/blog/2021/01/29/nravstvennost-i-duhovnoe-razvitie-sadyr-zhaparov-podpisal-pervye-ukazy-v-kachestve-prezidenta (дата обращения: 30.01.2023)
  2. Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства https://znanio.ru/media/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva-2598051 (дата обращения: 31.01.2023).
  3. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621 (дата обращения: 1.02. 2023).
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Сост. чл.-корр, проф. В.Я. Струминский. М., Учпедгиз, 1953. Вопросы о воспитания, 638 с.
  5. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 28.01.2023).
  6. Неменский, Б.М. Познание искусством. — М.: Изд-во УРАО, 2000.
  7. Салиев А.А. Искусство и человек – Фрунзе: Илим – 1981. – 214 с. .
  8. Салиев А.А. Человек входит в мир: Сб. ст. – Фрунзе: Кыргызстан, 1983. – с.271.
  9. Ямщикова, Ю. И. Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников / Ю. И. Ямщикова. Молодой ученый. 2016. – № 8.7 (112.7). — С. 37-41.
  10. Гастаев А.А. «Леонардо да Винчи» — серия «ЖЗЛ», издательство «Молодая гвардия», М., 1982. – 373 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: