УДК 004

Геоинформационный краудсорсинг в учебном процессе

Ануфриев Сергей Олегович – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры Геоинформационных систем Института радиоэлектроники и информатики МИРЭА – Российского технологического университета.

Ануфриев Олег Сергеевич – ассистент кафедры Иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики МИРЭА – Российского технологического университета.

Митрофанова Софья Глебовна – студентка Института радиоэлектроники и информатики МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В настоящее время краудсорсинг активно внедряется в образовательный процесс. В статье проанализирован опыт применения краудсорсинга (привлечения людских ресурсов к совместной работе на добровольных началах) в Российском технологическом университете – МИРЭА как для обучения, так и для решения задач актуализации пространственных данных. Рассмотрена возможность использования краудсорсинга для организации Национальных технологических олимпиад и развития государственных информационных систем, таких как Единая электронная картографичекая основа, Публичная кадастровая карта, Цифровая Земля.

Ключевые слова: геоинформатика, информационная система, картографирование, краудсорсинг, пространственные данные.

Краудсорсинг (от англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») подразумевает передачу определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение договора.

Один из первых образовательных геоинформационных краудсорсинговых проектов стартовал ещё в 2010 году в Западной Европе. Концепцией проекта предусматривалось объединение усилий национальных картографических агентств с академическими исследованиями, проводимыми в профильных вузах, в том числе в период летних студенческих стажировок [1].

В последнее время краудсорсинг активно внедряется в российский образовательный процесс. Например, вариативная часть образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» НИУ «Высшая школа экономики» включает опциональный курс «Краудсорсинг пространственной информации». Цель курса – приобретение студентами навыков сбора геопространственных данных посредством применения геоинформационных систем (ГИС) и краудсорсинговых подходов в организации бизнес-процессов.

Отечественный образовательный краудсорсинг становится тем более востребованным, чем значительнее он совершенствует образовательную и воспитательную функции учебного заведения [2].

В свою очередь, учебные заведения, добившиеся успеха в формировании своего цифрового потенциала, целесообразно использовать в качестве источника формирования регионального резерва управленческих кадров сферы образования, способных обеспечить наращивание цифрового потенциала других образовательных организаций в условиях цифровой трансформации образования [3].

В России, особенно в её советский период, всегда пользовались популярностью кружки по интересам (драматические, музыкальные, танцевальные, изобразительные, фотографические, авиамодельные, радиотехнические, туристические, географические и многие другие). Члены кружков, объединённые общими увлечениями, порою способны генерировать идеи большого значения.

В современных условиях актуальность кружковых инициатив только возрастает.

При поддержке Министерства просвещения России организован Всероссийский конкурс кружков – одно из ключевых событий в серии мероприятий Кружкового движения, направленных на формирование технического творчества молодежи. Конкурс проводится по четырем трекам в четырех возрастных лигах, позволяющих охватить широкий спектр кружков, в разной степени соответствующих принятым в Кружковом движении представлениям о кружке.

Показательным примером служит преобразование распоряжением Правительства РФ № 605-р от 13.03.2021 первой в России командной инженерной Олимпиады Кружкового движения в Национальную технологическую олимпиаду (НТО). На сегодня это основной инструмент, формирующий массовое профессиональное самоопределение детей и молодежи на направления подготовки, ключевые для обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета России.

За организацию НТО по соответствующему профилю несет ответственность как сам вуз, так и команда технологических краудсорсеров-энтузиастов, которые:

  • организуют олимпиаду по профилю;
  • разрабатывают задания олимпиады по профилю;
  • формируют образовательную программу профиля;
  • проводят соревнования в рамках олимпиады;
  • обеспечивают и поддерживают участников олимпиады по профилю;
  • осуществляют экспертизу решений.

Почётное право организации НТО 2022-23 гг. по профилю «Анализ космических снимков и геопространственных данных» выпало ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет».

Другим примером является новый проект «Моя карта – моя страна», реализуемый Росреестром в рамках проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. В нём предусматривается вовлечение школьников, обучающихся в технологических кружках по направлению «геоинформатика», в краудсорсинг по мониторингу и обновлению Единой электронной картографической основы (ЕЭКО) страны.

Следует отметить, что предложение о внедрении краудсорсинга в учебный процесс, его использовании для развития ЕЭКО и исправления Публичной кадастровой карты (ПКК) было выдвинуто и студентами РТУ МИРЭА. Такой подход был отработан на практических занятиях по дисциплине «Основы кадастровой деятельности» при детальном изучении ПКК студентами учебной группой РГБО-01-19 выпускающей кафедры геоинформационных систем.

Данная предметная область также легла в основу темы выпускной квалификационной работы бакалавра «Краудсорсинговые решения в сфере геодезии, картографии и пространственных данных», а лучшими студентами группы были разработаны задания Национальной технологической олимпиады.

Помимо этого студенты отметили, что, учитывая масштаб внедряемой в настоящее время российской информационной системы «Цифровая Земля», предусматривающей работу с большими объёмами информации («большими данными»), эффект от привлечения энтузиастов для сбора и актуализации данных в этом проекте может быть очень существенным.

Опыт гражданского применения краудсорсинговых геопространственных технологий в геоинформатике может быть полезен и в оборонном секторе, в частности, при выполнении Специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации.

Таким образом, использование краудсорсингового подхода целесобразно для:

  1. Поиска ошибок и неточностей Публичной кадастровой карты.
  2. Развития ЕЭКО.
  3. Наполнения государственных информационных систем (обеспечения градостроительной деятельности – ИСОГД, федеральной системы территориального планирования – ФГИСТП, «Цифровая Земля» и др.) и открытых ресурсов («Народная карта» и пр.).
  4. Решения оборонных задач.

В процессе обучения профильным дисциплинам (Основы кадастровой деятельности, Применение геоинформационных технологий в градостроительстве, интеллектуальных системах, транспортных системах и др.) уже предусмотрено обучение студентов навыкам краудсорсинга, например, проверки и агрегирования пространственных данных. 

Список литературы

  1. Ануфриев С.О. Краудсорсинг в сфере геодезии, картографии и пространственных данных // Интернаука. – – № 40(169), ч. 1. –С. 30-32.
  2. Ланщикова Г.А., Позднякова Т.Ю., Сухарев А.И. Применение технологии краудсорсинга в современном образовательном процессе// Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. DOI 10.17513/spno.31909
  3. СердюковВ.И., Сердюкова Н.А., Кузнецов А.Н., Яламов Г.Ю., Ануфриев О.С. Формирование регионального кадрового резерва управления образованием как инструмент наращивания цифрового потенциала общеобразовательных организаций в условиях цифровой трансформации образования// Педагогическая информатика. – 2022. –№ С. 15-20.