УДК 37

Электронное мультимедийное приложение как важная составляющая часть учебно-методического комплекса по иностранному языку на примере УМК Headway Upper Intermediate 5th Edition

Докучаева Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры Филологии Академии труда и социальных отношений.

Аннотация: В статье рассматривается проблема использования электронного мультимедийного приложения как части учебно-методического комплекса при обучении иностранному языку на примере УМК Headway Upper Intermediate 5th edition. В ней дается обоснование необходимости использования электронных приложений при обучении иностранным языкам в современном обществе.

Ключевые слова: электронное мультимедийное приложение, учебно-методический комплекс, виды речевой деятельности, навыки речи, видеоматериалы.

Стремительное развитие информационного общества в настоящее время влияет практически на все сферы жизнедеятельности человека. Современное образование невозможно представить в отрыве от этого процесса. Электронные информационные ресурсы позволяют использовать информационные технологии для обучения как в системе школьного образования, так и в системе вузовского образования. Особенно большое распространение применение электронных технологий и ресурсов нашло в сфере преподавания иностранных языков.

Как считает Самохина Н.В., исследование обучения английскому языку показывает, что подобное обучение всегда связывалось с применением технических средств. Например, широкое использование приобрели лингафонные кабинеты, с помощью которых можно освоить разные навыки иностранной речи: языкового общения, культуры речи, аудирования, чтения, устной речи, грамматики языка и формирования богатого словарного запаса. Применяются технические средства с целью воспроизведения речи носителей языка на уроках. Значительную известность приобрели компьютерные средства обучения языку – обучающие программы, электронные словари и другое. [3]

Иностранный язык представляет собой учебный предмет, в котором предполагается создание искусственной языковой среды для обучающихся. Таким образом, использование различных цифровых средств обучения открывает новые перспективы в преподавании иностранного языка [1] и создает основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки. [4]

С целью повышения эффективности обучения и формирования навыков самостоятельной работы при изучении иностранных языков современные учебно-методические комплексы (УМК) все чаще комплектуются электронными мультимедийными приложениями.

Электронные мультимедийные приложения по своей структуре следуют содержанию учебников, к которым они разрабатывались, поскольку являются частью УМК. Как правило, приложение делится на то количество тем, которое охватывает учебник. Это позволяет повысить эффективность обучения. Благодаря возможности использования широкого спектра заданий, таких как обучающие игры, тесты, кроссворды процесс обучения становится более интересным и интерактивным.

Кроме того, использование электронных мультимедийных приложений способствует формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом. У обучающихся появляется возможность самостоятельно проследить динамику своих успехов и достижений, что в свою очередь, мотивирует к продолжению обучения.

Поскольку электронное мультимедийное приложение является лишь дополнением к учебному пособию, то при работе с ним обучающиеся используют уже сформированные универсальные учебные умения. Однако в то же время у создателей приложений появляется уникальная возможность для применения инновационных педагогических технологий.

В качестве примера мне бы хотелось рассмотреть электронное мультимедийное приложение к учебному пособию Headway Upper Intermediate 5th edition издательства Oxford University Press, авторы Liz & John Soars, Paul Hancock.

В приложении представлены те же темы, что и в учебном пособии. Они идут в том же порядке, что облегчает навигацию для обучающихся. Таким образом, работая в классе над, допустим, первым уроком, обучающийся может самостоятельно дома работать над этим же уроком в приложении. Надо отметить, что приложение не дублирует полностью весь материал, представленный в учебнике, поскольку оно не является электронным учебником, а служит лишь дополнением к печатному УМК.

По своей структуре каждый урок в приложении делится на три части. Первая часть посвящена материалу учебника и называется “Look again”. В ней представлены упражнения на дополнительную отработку грамматических, лексических и фонетических навыков, над которыми учащиеся работают в классе. Следует отметить, что некоторые упражнения дублируют упражнения из учебника. Однако в этом случае они представлены в интерактивной форме, снабжены возможностью прослушать упражнение, проверить правильность выполнения, оценить свой результат, увидеть правильные ответы, если есть такая необходимость, и выполнить упражнение неограниченное количество раз. Это способствует вовлечению в учебную деятельность даже слабоуспевающих учеников, формированию навыков оценки собственной деятельности, а также способствует более качественному усвоению материала. Кроме того, в этом разделе представлен видеофильм по теме урока и упражнения к нему. Нельзя недооценивать значение видеофильмов в преподавании иностранного языка. Их использование способствует решению ряда задач: комплексной отработке лексических, грамматических и фонетических навыков, развитию такого вида речевой деятельности как аудирование, формированию межпредметных связей, расширению кругозора.

Вторая часть урока в мультимедийном приложении называется “Practice”. В ней представлены дополнительные упражнения и материалы на заданную тему, которых нет в учебном пособии. Все материалы направлены на отработку четырех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма. В разделе «Чтение» у учащихся есть так же возможность прослушать текст. Таким образом, предоставляется возможность для выполнения большого количества упражнений, направленных на развитие навыков чтения: прослушивание текста перед чтением, с целью снятия фонетических и интонационных ошибок; чтение текста одновременно с диктором, для отработки темпа речи, и наконец, самостоятельное чтение текста. Конечно, необходимо отметить, что преподавателю необходимо дать методические рекомендации учащимся для повышения эффективности выполнения упражнений. С целью проверки понимания прочитанного материала, ученикам предлагается выполнить ряд упражнений. В разделе «Аудирование» представлен диалог по изучаемой теме. К нему прикреплены несколько интерактивных упражнений. Также имеется возможность посмотреть текст диалога, что, несомненно, является большим подспорьем для слабоуспевающих учеников. В разделе «Говорение» студентам предлагается подготовить речь на заданную тему. Им предложен ряд вопросов, с помощью которых они могут дать хорошо структурированный и развернутый ответ на определенную тему. Хочется отметить, что в приложении имеется возможность сделать аудиозапись своей речи и прослушать ее. Это дает обучающимся возможность как потренироваться в построении монологической речи, так и проанализировать ее при прослушивании. Такой вид работы позволяет овладеть рефлексивными приемами, направленными на формирование оценивания своей деятельности студентами в процессе обучения. В разделе «Письмо» студентам предложены несколько упражнений, направленных на формирование навыков письменной речи. Одним из заданий обязательно является составление письменного текста, как то делового письма, письма другу, рассказа о любимом месте в городе и т.д.

Третья часть урока в мультимедийном приложении называется “Check your progress”. В этой части находятся два интерактивных теста по грамматике и по лексике пройденного урока. Учащийся имеет неограниченное количество попыток написания тестов, видит количество правильных ответов, имеет возможность увидеть правильные ответы. Все это способствует дополнительной систематизации изученного материала. Так же в этом разделе представлено задание для подготовки презентации в классе.

Подобным образом построен каждый урок в приложении. Кроме того, в приложении имеются вкладки с аудиозаписями к упражнениям из учебника и рабочей тетради. Так же у учащихся есть возможность воспользоваться вкладкой “Dictionary” и узнать значение слов, не выходя из приложения.

Таким образом, использование электронных мультимедийных приложений имеет огромный обучающий потенциал, способствует модернизации образования, служит площадкой для применения инновационных педагогических технологий. Однако необходимо отметить, что мультимедийное приложение не может полностью заменить учебный процесс, так как именно на занятии в классе обучающиеся изучают основной материал урока, а в приложении лишь дополнительно его отрабатывают и закрепляют. Кроме того, слишком большое количество мультимедийной информации перегружает студента. Хороший результат обучения иностранному языку достигается при грамотном сочетании традиционных и новаторских приемов.

Список литературы

  1. Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания английского языка// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. №6 (47).
  2. Канцур А.Г., Бердникова Н.С. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка//Журнал «Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранного языка». – 2019.- С. 75-80.
  3. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей// Фундаментальные исследования. – 2014.- № 6-3. – С. 591-595.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 29.12.2014. [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/55170507.

Интересная статья? Поделись ей с другими: