УДК 159.922.7

Некоторые аспекты проблемы особенностей памяти детей дошкольного возраста

Кузнецова Алина Олеговна – студентка бакалавриата Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос онтогенетических особенностей памяти дошкольников. В работе освещаются этапы формирования основных видов и процессов памяти индивида в течение дошкольного детства.

Ключевые слова: психика, память, виды памяти, процессы памяти, онтогенез памяти, память дошкольников.

Человеческая психика очень разнообразна. Благодаря высокому уровню ее развития люди обладают многими знаниями и умениями. Психика развивается только через сохранение приобретаемых знаний и опыта [4]. С. Л. Рубинштейн сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее...безвозвратно исчезало бы в прошлом» [6]. Под памятью понимается психический процесс, заключающийся в узнавании, закреплении, сохранении и забывании, а также воспроизведении человеком своего опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности [1].

Память – важнейшая характеристика всех психических процессов, так как, присутствуя везде, обеспечивает целостность психики и личности человека.

Период детства – самый интересный этап развития любого психического явления, включая и память. Именно поэтому вопросы ее развития в период детских лет интересовали многих исследователей.

А. Н. Леонтьев изучал, как именно у детей идет становление различных видов памяти.

Первой созревает двигательная или моторная память. Она ответственна за запоминание, сохранение и воспроизведение движений, является базовой для формирования практических навыков. Этот вид требуется для полноценного физического развития.

Эмоциональная память, запечатлевающая пережитые человеком чувства, возникает в возрасте полугода.

Образная память, то есть запоминание образов предметов, полученных от различных анализаторов (зрительный, слуховой, вкусовой и т.д.), развивается к двум годам.

До трехлетнего возраста запоминание ребенка непроизвольно. После трех лет в процессе игры запоминание начинает контролироваться волей и сознанием и становится более произвольным.

Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей. Ее совершенствование происходит в период трех-четырех лет. Тогда ее проявления элементарны и примитивны. Обучение в школе помогает словесно-логической памяти достигнуть своей вершины к юношескому возрасту.

К концу дошкольного возраста все перечисленные виды памяти еще развиты слабо.

В школьном возрасте ученики «зазубривают» учебный материал, применяя механический и непроизвольный виды памяти. Это означает, что запоминание информации осуществляется без логического осмысления [2].

В подростковом возрасте данная тенденция изменяется, и на смену приходят произвольная и смысловая память.

По достижению человеком среднего возраста, тридцати-сорока лет, память претерпевает ряд качественных изменений. Смысловая и произвольная память значительно опережают механическую и непроизвольную. Если человек редко пользуется последними или же специально не тренирует их, то они либо будут постепенно ухудшаться, либо совсем остановятся в своем совершенствовании [3].

Несмотря на использование человеком всех видов памяти, в дошкольном же возрасте главное место занимает образная память. Ее совершенствование связано с постепенными усложнениями других высших психических функций, таких как восприятия и мышления.

Двигательная память также приобретает качественные изменения. Движения воспроизводятся по сформированному в памяти образу. Это приводит к освоению ручного, тонко дифференцированного труда.

Словесно-логическая память детей до семи лет совершенствуется одновременно с активным освоением речи.

Дошкольный возраст – возраст непроизвольной памяти. При этом привлекательность, яркость, сюрпризность и эмоциональность закрепляют запоминание.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это время возникновения элементов произвольной памяти. Это связано с усилением регулирующей функции речи, а также с развитием произвольных механизмов поведения.

Сначала цель запомнить что-либо ставится взрослым через речь, то есть словесно, постепенно у дошкольника появляется собственное намерение запомнить это.

При специальном обучении ребенку становятся доступны некоторые приемы запоминания – мыслительные операции, такие как классификация, сопоставление с ранее доступным, группировка и другие.

Появление личных воспоминаний – важный этап развития детской памяти. Ребенок сохраняет в них то, что является существенным для него – нанесенную обиду, яркий подарок и так далее [7].

Функционирование каждого из этих видов памяти осуществляется посредством процессов памяти. К ним относят:

  1. запоминание (фиксирование и закрепление воспринятой информации);
  2. сохранение (удержание полученной информации);
  3. воспроизведение (восстановление образа ранее воспринятого объекта);
  4. узнавание (установление сходств воспринимаемого объекта и образом его в памяти);
  5. забывание (утрата ранее полученной информации) [5].

Головной мозг управляет и регулирует процессы памяти с помощью двух компонентов – неспецифического и специфического.

Неспецифический уровень представлен такими отделами головного мозга как гипоталамус, таламус, гиппокамп, лобная кора и ретикулярная формация. Этот уровень обеспечивает функционирование почти всех видов памяти.

Специфический уровень – ассоциативные зоны коры головного мозга. Он обеспечивается работой анализаторных систем [8].

Первым в онтогенетическом развитии идет процесс узнавания. Условные рефлексы, появляющиеся у новорожденного ребенка, считаются первичными проявлениями памяти. Основательнее это обнаруживается к шести месяцам жизни, когда у малыша активизируется узнавание предметов и объектов: матери, других знакомых людей, вещей, с которыми он взаимодействует. Но такое узнавание возможно только тогда, когда не возникает продолжительного интервала в их восприятии. Иначе малыш может не узнать демонстрируемый ему предмет.

Постепенно круг узнавания предметов растет. К двум годам дети узнают объекты, воспринятые несколько недель назад. К трем годам – воспринятое несколько месяцев назад. А к концу четырехлетнего возраста – то, что было воспринято двенадцать месяцев назад.

Начатки воспроизведения возникают на втором году жизни.

Возникновение запоминания приходится на дошкольный возраст. Оно подчинено интересам ребенка. Дошкольники запоминают только то, что им интересно.

После семи лет запоминание и воспроизведение приобретают осмысленный характер,поскольку дети начинают обучение в школе, что обязывает к удержанию в памяти большого количества информации [5].

Итак, к онтогенетическим особенностям памяти детей дошкольного возраста относят:

  1. интеллектуальный характер памяти – память объединяется с восприятием, речью и мышлением;
  2. непроизвольность памяти;
  3. постепенное появление элементов произвольной памяти;
  4. увеличение сферы познания посредством словесно-логической памяти;
  5. включение памяти в процесс развития личности.

Список литературы

  1. Боднар А.М. Психология памяти: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2014. 100 c.;
  2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2013. 288 c.;
  3. Зефиров Т. Л.,Зиятдинова Н. И., Купцова А. М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Казань. КФУ. 2015. 40 c.;
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2016. 583 с.;
  5. Реверчук И.В. Психофизиология и патопсихология памяти: уч. пособие. Ижевск. 2016. 48 c.;
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.;
  7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия». 2001. 336 c.;
  8. Циркин В.И. Нейрофизиология: физиология памяти. Москва: Издательство Юрайт. 2022. 407 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: