УДК 37

Организация дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях по образовательной робототехники

Рязанова Зоя Борисовна – аспирант Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева; заведующий Детским садом № 27 г. Чебоксары.

Аннотация: В статье предоставлены методы и формы организации дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях по образовательной робототехники в разных возрастных группах.

Ключевые слова: дополнительные услуги, дошкольные образовательные учреждения, робототехника.

В настоящее время одной из наиболее значимых отличительных особенностей стандартов нового поколения выступает системно-деятельностный подход. Данный подход подразумевает под собой чередование практических и умственных действий ребенка. Стоит отметить, что направления ФГОС дошкольного образования предусматривают полный отказ от традиционных учебных моделей, что требует от педагогов и воспитателей обращения к новым нетрадиционным формам работы и взаимодействия с детьми.

Развитие новых нетрадиционных форм, применяемых в современном образовании, распространение различных технических средств оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребенка и их восприятие окружающего мира. Помимо этого существенно изменяется и характер обучения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Формированию соответствующих условий, направленных на более интенсивное индивидуальное развитие личности ребенка дошкольного возраста, которые не во всех случаях может обеспечить основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, способствует именно дополнительное образование детей-дошкольников.

Исследователь С. П. Титова подчеркивает, что одним из основных разделов современного дополнительного образования детей дошкольного возраста выступает «Образовательная робототехника». Именно данный раздел считается наиболее интересным для современных дошкольников. Под робототехникой понимается создание роботов посредством использования специальных конструкторов. Для этого на территории детских садов используются соответствующие наборы: LEGO Перворобот и LEGO WeDo 2.0. Представленные специализированные наборы включают в себя детали, выполненные из пластика, а также двигатели, всевозможные датчики (например, датчик движения, датчик цвета), программируемый блок. Важным компонентом рассматриваемого набора выступает среда разработки программ, с которой и необходимо работать дошкольнику для того, чтобы «оживить» нового робота [4].

С. В. Коноваленко подчеркивает, что использование LEGO Перворобот и LEGO WeDo 2.0 в образовательной робототехнике позволяет решить целый комплекс дидактических и воспитательных задач: совершенствование двигательной активности и функциональных возможностей мелкой моторики рук; развитие графических навыков, речевого общения, познавательных процессов, сенсорных функций, пространственных и временных представлений; формирование математических представлений; расширение представлений об окружающем мире. Реализация упомянутых выше задач способствует полной готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе [2].

По мнению Е. В. Полевой, использование LEGO Перворобот и LEGO WeDo 2.0, предполагает создание таких игровых ситуаций, которые способствуют занимательности учебного процесса, а также они предоставляют возможность детям дошкольного возраста проявить собственные знания и творческие способности [3].

Занятия по образовательной робототехнике следует начинать среди детей такого дошкольного возраста, которые числятся в средних группах. Включение дошкольников именно этой возрастной категории в образовательную робототехнику является одним из наиболее значимых условий формирования у них способности по восприятию внешних свойств предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В средней дошкольной группе дополнительные занятия с детьми проводятся с использованием конструкторов LEGO DUPLO и набором «Строительные машины». Занимаясь с указанными наборами, дети-дошкольники (4-5 лет) более детально знакомятся с конструктором LEGO. Во время занятий с конструкторами дети познают следующие темы: «Постройка ворот, гаража», «Мой дом», «Предметы мебели», «Транспорт» и многие другие.

Как было отмечено ранее, дети исследуемой возрастной группы знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO и определенными способами их скрепления. В результате у дошкольников формируются соответствующие навыки соотнесения полученного результата (сделанного собственными руками) с имеющимся готовым образцом. Стоит отметить, что сначала дети-дошкольники изучают детали набора (размер, форма, цвет), в том числе и посредством проверки их на прочность и плавучесть при помощи опытного пути. А после дети определяют название для каждой имеющейся формы (например, кубик, горка).

Исследователи Е. В. Бухмастова, С. Г. Шевалдина и Г. А. Горшков отмечают, что для первого знакомства с новым материалом конструкторов, используемых в рамках образовательной робототехники, необходимо определить (выбрать) соответствующее место так, чтобы в середине можно было расположить достаточно большое количество деталей, а вокруг них свободно занимались дети. При первом знакомстве с новым конструктором, детям-дошкольникам необходимо сразу начать их объединять и попытаться что-то собрать, без предварительного рассмотрения деталей [1].

В старшей группе используются такие наборы конструкторов, как LEGO Перворобот и LEGO WeDo 2.0. Именно данные наборы открывают перед детьми довольно большие возможности в образовательной робототехнике. Данному обстоятельству способствует освоение довольно разнообразных технических способов конструирования, во время которых дети дошкольного возраста обучаются различным способам крепления деталей, основываясь на самостоятельном анализе представленного готового образца. Помимо этого во время работы также используются и графические модели. В результате у детей старшей дошкольной группы начинают развиваться следующие способности: самостоятельность в решении различных творческих задач, гибкость мышления. Помимо этого у детей данной группы возросла свобода в выборе материала, сюжета и оригинального использование деталей.

Подготовительная группа является завершающим этапом в работе по развитию образовательной робототехники в детском саду. В данной группе занятия носят уже более сложный характер. Это связано с тем, что в подобные занятия включаются элементы экспериментирования, в рамках которых дети подготовительной группы ставятся в условия свободного выбора стратегии работы, а также проверки способа решения той или иной творческой задачи и его исправления.

Подчеркивается, что в подготовительной группе дополнительная образовательная деятельность организуется посредством использования детьми такого конструктора, как «Простые механизмы». В рамках работы с представленным конструктором, детям необходимо собрать модели по принципу – «от простого к сложному». В рассматриваемый набор включается порядка семи технологических карт сборки. На занятиях по образовательной робототехнике дети дошкольного возраста знакомятся с основами механики (например, зубчатая, ременная, червячная передача движения). При этом особое внимание уделяется проходимой теме и условиям. Следовательно, постройка фигур с использованием конструктора становится более динамичной и разнообразной.

В рамках проводимого исследования детям подготовительной группы выдавались наборы конструкторов и инструкция, согласно которой они должны были самостоятельно собрать определённую модель. После этого для детей дошкольного возраста начиналась наиболее ответственная часть – программирование. Посредством использования персонального компьютера дети писали программу, которая должна была управлять ранее собранным ими роботом, и сохраняли ее. В конце проводимых занятий происходило тестирование роботов – они включались и делали именно то, чему их «научили» дети. На начальном этапе деятельности дошкольники собирали модели по схеме и составляли элементарную программу ее поведения. В дальнейшем, дети самостоятельно придумывали модель, конструировали ее и писали программу движения.

Таким образом, организация дополнительного образования по образовательной робототехнике, реализуемая в дошкольных образовательных учреждениях, выступает наиболее эффективным средством подготовки детей-дошкольников к будущему обучению в школе, реализации преемственности в работе ДОУ и начальной школы. У детей дошкольного возраста формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, а также у них закладываются предпосылки учебной деятельности.

Список литературы

  1. Бухмастова Е. В.Методическое пособие «Использование Лего-технологий в образовательной деятельности» (опыт работы межшкольного методического центра г. Аши) / Е. В. Бухмастова, С. Г. Шевалдина, Г. А. Горшков. – Челябинск : РКЦ, 2009. – 59 с.
  2. Коноваленко, С. В. Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 8. – С. 7-11.
  3. Полевая, Е. В. Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью леготехнологии [Электронный ресурс] / Е. В. Полевая. – Режим доступа : http://nsportal.ru/detskiy-sad.
  4. Титова, С. П. Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации / С. П. Титова. – Текст : непосредственный – URL: https://moluch.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: