УДК 37

Функции и принципы ученического самоуправления

Фролова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, декан Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Синицын Алексей Андреевич – магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: Ученическое самоуправление – это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Как и в любой другой науке, везде есть принципы и функции. При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на принципы и функции. В этой статье мы расскажем, что это за функции и принципы и зачем их нужно соблюдать.

Ключевые слова: самоуправление, ученическое самоуправление, функции самоуправления, принципы самоуправления.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Необходимо выделить следующие ключевые функции самоуправления:

  1. Способствует развитию ребенка в социуме. Основная задача подобных детских коллективов является обеспечение личностного развития их участников [2]. Важнейшим средством развития ребенка следует считать самоуправление. Участие школьников в задачах самоуправления способствует формированию самостоятельности, активности, ответственности, планированности и дисциплинированности.
  2. Организация хорошей работы исследовательской группы. Без самоуправления очень трудно успешно выполнять задачи, предназначенные для классного коллектива - от обеспечения дисциплины и порядка на уроке до создания условий для академической и гражданской саморегуляции учащихся.
  3. Формирование у учащихся готовности и умения выполнять систему социальных ролей.

Ученическое самоуправление предлагает учащимся отличные способы принять участие во внутренней работе своих школ, как в старшей школе, так и в колледже. Учащиеся, участвующие в студенческом самоуправлении, получают ряд личных и профессиональных преимуществ, и они могут открывать множество возможностей в школе и за ее пределами. Получение информации от учащихся, которые прошли через это раньше, и получение небольшой справочной информации о структурах, ролях, преимуществах и проблемах студенческого самоуправления может помочь учащимся старших классов и колледжей решить, является ли студенческое самоуправление идеальным дополнением к их личным и академическим занятиям [3].

Таким образом, в нашей работе уточняется значение понятия студенческой автономии как модели управления жизнедеятельностью студенческого контингента, гарантирующей развитие самостоятельности студентов в принятии решений и действиях по достижению целей.

Ниже выделим принципы ученического самоуправления [4]:

  • Открытые и доступные – студенческие независимые группы открыты и доступны для членов команды. Все учащиеся могут участвовать в мероприятиях по самопомощи, независимо от того, к какому клубу или организации они принадлежат;
  • Своеволие и творчество – группы взрослых делают свободный выбор содержания и методов своей работы для достижения личных и организационных целей;
  • Гармония и сотрудничество – в студенческих группах все члены играют равные роли. Команды строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
  • Переход и оценка – независимые студенческие группы работают в течение семестра и каникулярного периода.

На основе этих принципов содержание работы всех автономных групп учащихся реализуется от класса до всей школы. На основе развития студенческой автономии в высшей школе реализуются две группы деятельности: общая управленческая и конкретная автономия. Помимо функций лидерства, существуют социальные и личностные функции [5].

Опираясь на выделенные нами функции и принципы самоуправления можно точно ответить, что благодаря реализации ученического самоуправления ученикам будет легче найти себя в коллективе, вследствие чего ему будет намного проще начать социализировать себя не только на уровне школы и колледжа, но и в обществе.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19473.
  2. Цели самоуправленческой деятельности – мегаобучалка [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://megaobuchalka.ru/8/19920.html.
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 1.06.2012 г. №761 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/.
  4. Общероссийская общественная организация [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/01/Uchebno-metodicheskoe-posobie-po-USU.pdf.
  5. Научная работа «Организация ученического самоуправления» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-organizaciya-uchenicheskogo-samoupravleniya-3211843.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: