УДК 339.137.22
Конкурентоспособность вузов РФ на мировом рынке образовательных услуг
Сорокин Михаил Юрьевич – аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»; магистрант Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: В статье исследуется проблема конкурентоспособности российских вузов с точки зрения их международного рейтинга. За основу взят рейтинг THE, как охватывающий наиболее широкую аудиторию. Показано, что за последние 5 лет (2017-2022 годы) в целом число российских вузов, упоминаемых в рейтинге, осталось постоянным. Следует обратить внимание на факторы конкурентоспособности.
Ключевые слова: университет, рынок образовательных услуг, рейтинг, академическая репутация, эффективность, конкуренция, конкурентоспособность.
Университет – это не только учебное заведение, но и организация, которая создает новые знания и поддерживает социальные сообщества [1-3]. Информационная активность вузов, управление брендом, играет важную роль в повышении привлекательности, экономической конкурентоспособности на региональном и национальном уровнях. Эффективно, грамотно, раскрывая информацию об учреждении, вузы стимулируют интерес абитуриентов, научной общественности. Место в ТОПе авторитетного рейтинга и бренд университета способен убедить заинтересованных лиц в успешном, полезном опыте, престижа образовательных программ, карьере, развитии. Конкурентоспособность основывается на оценке академической стратегии, репутации работодателя, соотношения преподаватель/студент, публикационной активности преподавателей, количества обучающихся иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава, академической мобильности и других факторах. Одним из способов повышения конкурентоспособности организации является использование стратегической информационной системы управления университетом [4].
Целью исследования является анализ конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке для выявления методов повышения их эффективности. В качестве инструмента предлагается использовать международные и российские рейтинги.
В мире и в России существует множество рейтингов. На международной арене престижными, основными, являются: Webometrics, Times, ARWU.
Webometrics учитывает качество управления брендом, активность вуза при использовании сети интернет по 4 критериям. ARWU – ориентирован именно на исследовательскую деятельность. Репутационный рейтинг Times Higher Education (THE) World Reputation Rankings основан на крупнейшем в мире опросе мнений авторитетных ученых, в котором им предлагается назвать не более 15 университетов, которые, по их мнению, являются лучшими для проведения исследований и преподавания в своей области [5]. Кроме того, важное место отводится качеству исследовательской и преподавательской работы, а также международное значение вуза и ведётся учёт количества зарубежных студентов и профессорско-преподавательского состава.
Общим недостатком для многих российских вузов является низкая научная деятельность и представленность ее в публикациях в международных изданиях, в целом, в сети интернет. Недостаточное уделение внимания к стимулированию научных исследований свойственна не только самим вузам, но и гражданам. Всего 4% россиян считают активную научную деятельность на базе вуза главным показателем его престижа.
В основу репутационного рейтинга THE заложена академическая репутация. Это означает, что он основан на мнениях репрезентативной выборки мировых экспертов.
Исследование академической репутации выполняется на 12 языках, использует данные Организации Объединенных Наций в качестве ориентира для обеспечения того, чтобы охват ответов был как можно более репрезентативным для мировой науки. Анкета предлагается опытным, ученым с большим публикационным индексом, которые высказывают свое мнение о достижениях в исследованиях и преподавании в рамках своих дисциплин в университетах, с которыми они сотрудничали.
На рис. 1 представлен анализ репутационного рейтинга российских вузов по версии THE за период с 2017 по 2022 годы. Следует отметить, что репрезентативность рейтинга 2022 года может быть не совсем корректна в связи с международной ситуацией.
Из рис. 1 видно, что за последние 5 лет только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова присутствует в рейтинге всегда, причем, не опускаясь ниже 40. Следует отметить, что особенность отображения на гистограмме такова, что, чем ниже значение, тем более высокое место занимает университет. За последние три года в рейтинг стабильно вошли Новосибирский государственный университет (НГУ), Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". В 2022 году к ним добавился Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Рисунок 1. Репутационный рейтинг российских университетов (из 200 мировых образовательных учреждений).
Источник: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking.
Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education World University Rankings включает на настоящее время 1799 университетов из 104 стран и регионов, что делает их крупнейшим и наиболее разнообразным рейтингом университетов на сегодняшний день.
С помощью рейтингов университетов Times Higher Education оценивают наукоемкие университеты в мире по всем их основным видам деятельности: академическая, научные исследования, трансфер знаний и международная активность, управление брендом. Для оценки используются показатели эффективности (13) для обеспечения наиболее объективных сравнений, которые впоследствии используют различные группы людей (студенты, исследователи, руководители образовательных организаций, представители бизнес-сообщества и власти).
На рис. 2 показана динамика университетского рейтинга для российских вузов за 2017 и 2022 годы.
Рисунок 2. Университетский рейтинг российских университетов.
Источник: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking.
В 2017 году в рейтинг вошло 24 российских университета, и все они находились в пределах 1000. В 2022 году ситуация изменилась, в рейтинг вошли 25 российских университетов, но в пределах 1000 места оказались только 18. Некоторые вузы значительно потеряли свои позиции, например, Казанский федеральный университет (КФУ) опустился в рейтинге с 500 до 1000, ИТМО – с 400 до 800 и т.д. Некоторые ведущие российские вузы вообще выпали из рейтинга (МИЭТ, МИСИС, НГТУ им. Лобачевского и др.).
Эти негативные явления не могут не сказываться на конкурентоспособности российских вузов, потому что потенциальные студенты в первую очередь оценивают университетский рейтинг, доверяя ученым-экспертам, сети интернет, мировому пиару. Факторами конкурентоспособности, на которые университетам стоит обратить внимание, являются:
- Академическая репутация;
- Цитирование научных статей;
- Международный обмен и мобильность;
- Нагрузка на одного преподавателя;
- Интернационализация.
Следует отметить, что повлиять на внутренние факторы (академическая репутация, нагрузка на одного преподавателя) в силах самого университета, используя эффективный менеджмент. Цитирование и международные проекты относятся к внешним факторам, которые зависят от вуза в меньшей степени. Однако, следует искать пути решения проблемы путем налаживания научного и академического сотрудничества со стратегическим партнерами России и дружественными странами ближнего зарубежья. Стоит отметить, что новая точка роста мировой экономики в 21 веке находится в Азии. В Китае, Индии и других странах Азии сосредоточена самая большая численность населения на планете. Потому ВУЗам России необходимо переориентироваться на адресное межвузовское партнёрство в этих регионах. С учётом геополитической обстановки следует отметить и актуальность ARWU – неангажированность в западную систему оценок и усиленную ориентацию на исследовательскую деятельность.
Список литературы
- Bayuo B. B., Chaminade C., Göransson B. Unpacking the role of universities in the emergence, development and impact of social innovations–A systematic review of the literature //Technological Forecasting and Social Change. – 2020. – Т. 155. – С. 120030.
- Centobelli P. et al. Exploration and exploitation in the development of more entrepreneurial universities: A twisting learning path model of ambidexterity //Technological forecasting and social change. – 2019. – Т. 141. – С. 172-194.
- Козловский В. В. Университет 4.0: обусловленность и характерные особенности //Цифровая экономика-экономика будущего: исторические предпосылки, правовая основа и экономический эффект. – 2019. – С. 160-165.
- Короткова Г. В. и др. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в аграрном университете: KPI, ресурсы и стратегические приоритеты //Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. – №1.
- Safón V. Inter-ranking reputational effects: an analysis of the Academic Ranking of World Universities (ARWU) and the Times Higher Education World University Rankings (THE) reputational relationship //Scientometrics. – 2019. – Т. 121. – №. 2. – С. 897-915.