УДК 339.137.22

Конкурентоспособность вузов РФ на мировом рынке образовательных услуг

Сорокин Михаил Юрьевич – аспирант Новосибирского государственного университета экономики; магистрант Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуется проблема конкурентоспособности российских вузов с точки зрения их международного рейтинга. За основу взят рейтинг THE, как охватывающий наиболее широкую аудиторию. Показано, что за последние 5 лет (2017-2022 годы) в целом число российских вузов, упоминаемых в рейтинге, осталось постоянным. Следует обратить внимание на факторы конкурентоспособности.

Ключевые слова: университет, рынок образовательных услуг, рейтинг, академическая репутация, эффективность, конкуренция, конкурентоспособность.

Университет – это не только учебное заведение, но и организация, которая создает новые знания и поддерживает социальные сообщества [1-3]. Информационная активность вузов, управление брендом, играет важную роль в повышении привлекательности, экономической конкурентоспособности на региональном и национальном уровнях. Эффективно, грамотно, раскрывая информацию об учреждении, вузы стимулируют интерес абитуриентов, научной общественности. Место в ТОПе авторитетного рейтинга и бренд университета способен убедить заинтересованных лиц в успешном, полезном опыте, престижа образовательных программ, карьере, развитии. Конкурентоспособность основывается на оценке академической стратегии, репутации работодателя, соотношения преподаватель/студент, публикационной активности преподавателей, количества обучающихся иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава, академической мобильности и других факторах. Одним из способов повышения конкурентоспособности организации является использование стратегической информационной системы управления университетом [4].

Целью исследования является анализ конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке для выявления методов повышения их эффективности. В качестве инструмента предлагается использовать международные и российские рейтинги.

В мире и в России существует множество рейтингов. На международной арене престижными, основными, являются: Webometrics, Times, ARWU.

Webometrics учитывает качество управления брендом, активность вуза при использовании сети интернет по 4 критериям. ARWU – ориентирован именно на исследовательскую деятельность. Репутационный рейтинг Times Higher Education (THE) World Reputation Rankings основан на крупнейшем в мире опросе мнений авторитетных ученых, в котором им предлагается назвать не более 15 университетов, которые, по их мнению, являются лучшими для проведения исследований и преподавания в своей области [5]. Кроме того, важное место отводится качеству исследовательской и преподавательской работы, а также международное значение вуза и ведётся учёт количества зарубежных студентов и профессорско-преподавательского состава.

Общим недостатком для многих российских вузов является низкая научная деятельность и представленность ее в публикациях в международных изданиях, в целом, в сети интернет. Недостаточное уделение внимания к стимулированию научных исследований свойственна не только самим вузам, но и гражданам. Всего 4% россиян считают активную научную деятельность на базе вуза главным показателем его престижа.

В основу репутационного рейтинга THE заложена академическая репутация. Это означает, что он основан на мнениях репрезентативной выборки мировых экспертов.

Исследование академической репутации выполняется на 12 языках, использует данные Организации Объединенных Наций в качестве ориентира для обеспечения того, чтобы охват ответов был как можно более репрезентативным для мировой науки. Анкета предлагается опытным, ученым с большим публикационным индексом, которые высказывают свое мнение о достижениях в исследованиях и преподавании в рамках своих дисциплин в университетах, с которыми они сотрудничали.

На рис. 1 представлен анализ репутационного рейтинга российских вузов по версии THE за период с 2017 по 2022 годы. Следует отметить, что репрезентативность рейтинга 2022 года может быть не совсем корректна в связи с международной ситуацией.

Из рис. 1 видно, что за последние 5 лет только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова присутствует в рейтинге всегда, причем, не опускаясь ниже 40. Следует отметить, что особенность отображения на гистограмме такова, что, чем ниже значение, тем более высокое место занимает университет. За последние три года в рейтинг стабильно вошли Новосибирский государственный университет (НГУ), Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". В 2022 году к ним добавился Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

1

Рисунок 1. Репутационный рейтинг российских университетов (из 200 мировых образовательных учреждений).
Источник: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking.

Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education World University Rankings включает на настоящее время 1799 университетов из 104 стран и регионов, что делает их крупнейшим и наиболее разнообразным рейтингом университетов на сегодняшний день.

С помощью рейтингов университетов Times Higher Education оценивают наукоемкие университеты в мире по всем их основным видам деятельности: академическая, научные исследования, трансфер знаний и международная активность, управление брендом. Для оценки используются показатели эффективности (13) для обеспечения наиболее объективных сравнений, которые впоследствии используют различные группы людей (студенты, исследователи, руководители образовательных организаций, представители бизнес-сообщества и власти).

На рис. 2 показана динамика университетского рейтинга для российских вузов за 2017 и 2022 годы.

2

Рисунок 2. Университетский рейтинг российских университетов.
Источник: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking.

В 2017 году в рейтинг вошло 24 российских университета, и все они находились в пределах 1000. В 2022 году ситуация изменилась, в рейтинг вошли 25 российских университетов, но в пределах 1000 места оказались только 18. Некоторые вузы значительно потеряли свои позиции, например, Казанский федеральный университет (КФУ) опустился в рейтинге с 500 до 1000, ИТМО – с 400 до 800 и т.д. Некоторые ведущие российские вузы вообще выпали из рейтинга (МИЭТ, МИСИС, НГТУ им. Лобачевского и др.).

Эти негативные явления не могут не сказываться на конкурентоспособности российских вузов, потому что потенциальные студенты в первую очередь оценивают университетский рейтинг, доверяя ученым-экспертам, сети интернет, мировому пиару. Факторами конкурентоспособности, на которые университетам стоит обратить внимание, являются:

  • Академическая репутация;
  • Цитирование научных статей;
  • Международный обмен и мобильность;
  • Нагрузка на одного преподавателя;
  • Интернационализация.

Следует отметить, что повлиять на внутренние факторы (академическая репутация, нагрузка на одного преподавателя) в силах самого университета, используя эффективный менеджмент. Цитирование и международные проекты относятся к внешним факторам, которые зависят от вуза в меньшей степени. Однако, следует искать пути решения проблемы путем налаживания научного и академического сотрудничества со стратегическим партнерами России и дружественными странами ближнего зарубежья. Стоит отметить, что новая точка роста мировой экономики в 21 веке находится в Азии. В Китае, Индии и других странах Азии сосредоточена самая большая численность населения на планете. Потому ВУЗам России необходимо переориентироваться на адресное межвузовское партнёрство в этих регионах. С учётом геополитической обстановки следует отметить и актуальность ARWU – неангажированность в западную систему оценок и усиленную ориентацию на исследовательскую деятельность.

Список литературы

  1. Bayuo B. B., Chaminade C., Göransson B. Unpacking the role of universities in the emergence, development and impact of social innovations–A systematic review of the literature //Technological Forecasting and Social Change. – 2020. – Т. 155. – С. 120030.
  2. Centobelli P. et al. Exploration and exploitation in the development of more entrepreneurial universities: A twisting learning path model of ambidexterity //Technological forecasting and social change. – 2019. – Т. 141. – С. 172-194.
  3. Козловский В. В. Университет 4.0: обусловленность и характерные особенности //Цифровая экономика-экономика будущего: исторические предпосылки, правовая основа и экономический эффект. – 2019. – С. 160-165.
  4. Короткова Г. В. и др. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в аграрном университете: KPI, ресурсы и стратегические приоритеты //Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. – №1.
  5. Safón V. Inter-ranking reputational effects: an analysis of the Academic Ranking of World Universities (ARWU) and the Times Higher Education World University Rankings (THE) reputational relationship //Scientometrics. – 2019. – Т. 121. – №. 2. – С. 897-915.

Интересная статья? Поделись ей с другими: