УДК 72

Архитектура Испании

Парфенова Екатерина Ивановна – аспирант, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Первые проявления испаноязычной архитектуры начинаются с двух великих культур: кельтской и иберийской. В данной статье рассматриваются особенности архитектур данных культур, которые поспособствовали возникновению испаноязычной архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, культура, новые модели зданий.

Первые проявления испаноязычной архитектуры начинаются с двух великих культур: кельтской, обосновавшейся в Галисии, Астурии и двух Кастилиях, и иберийской, которая занимала южные районы и развивалась благодаря добыче полезных ископаемых и контактам с финикийскими и греческими колонизаторами.

Характерным сооружением кельтов являются кастрос – поселения с обнесенными стенами корпусами, построенные на вершинах гор, которые расположены в районах, занятых кельтами в долине Дуэро или в Галисии: Лас-Коготас (Авила) и Кастро-де-Санта-Текла (Понтеведра), соответственно.

Начиная с IV века до н. э. в иберийской архитектуре появились укрепленные поселения со стенами, как, например, в древнем Итуси, в тартесском районе Уэльвы, или в Атегуа, городе в Кордове, осажденном Цезарем. Позднее, в связи с иберийской культурой, появляются города ареваков, некоторые из которых отличаются большим градостроительством, как Нумантия, а другие более примитивные, вырытые в скале, как Термансия. Финикийская колонизация под гегемонией Тира привела к основанию города Гадир (современный Кадис), который, согласно классическим источникам, датируется 1100 годом до н. э., где они построили знаменитое святилище Мелькарта (греческого Геракла) и соорудили некрополи, где были найдены интересные антропоидные саркофаги.

После падения Тира Средиземноморье перешло под греческое господство, и первые колонии возникли в Майнаке (Малага), Пуэрто-Менесто, Эмпуриесе (Жерона) и т. д. С точки зрения архитектуры следует упомянуть патрицианские дома в Мериде и Фраге, пригодные для богослужений, в Ампуриасе - базилику с одним нефом, в Сан-Педро-де-Алькантара, в Малаге - базилику с двумя противоположными апсидами, а в Луго - подземную церковь-базилику Санта-Эулалия-де-Боведа. Есть погребальные сооружения в Ла-Альберке, в Мурсии, и прежде всего мавзолей с двумя камерами, покрытыми куполами, в Сенчеллесе (Таррагона).

Римская архитектура представляла собой качественный скачок по сравнению с предыдущими решениями, породив сводчатую и динамичную архитектуру, в отличие от предыдущей архитравной и статичной архитектуры. В результате градостроительства возникли цивитаты, заключенные в прямоугольник с двумя главными осями, проходящими с севера на юг. На их пересечении находился форум или публичная площадь, место для торговли и собраний, а вокруг него располагались базилика, храм и рынок. Города, основанные Римом в Испании, включают Эмерита Августа (Мерида), Цезарь Августа (Сарагоса), Таррако (Таррагона) и Аэлия Августа (Италика). Сохранились важные остатки их архитектуры. Так, стены Леона, Таррагоны, Кармоны или Кордовы, обычно сложенные из крупных ясеней, или самые важные стены Луго, толщиной до шести метров и высотой от 11 до 14 метров, с периметром более 2000 метров, семьюдесятью башнями и четырьмя воротами.

Примечательны общественные здания и храмы, как правило, расположенные на высоком подиуме с лестницей перед одной из малых сторон, как, например, в Вике, Талавера-ла-Вьеха (Касерес) или храм Дианы в Мериде. А также здания для отдыха или зрелищ, такие как бани, цирки, театры или амфитеатры, от которых сохранились важные примеры, например, римский театр в Мериде или амфитеатр в Италике. Важные инженерные сооружения, такие как дороги и мосты, облегчали внутренние коммуникации. Также были созданы великие акведуки и маяки, некрополи и памятные монументы (триумфальные арки), и погребальные памятники, такие как римский мост Алькантара, акведук Сеговии или маяк Ла-Коруньи; арка Бара в Таррагоне или арка Мединасели в Сории, или гробницы некрополя Кармона.

Вестготы ворвались в Испанию в V веке, но их вторжение не привело к появлению новой вестготской архитектуры, которая полностью проявилась только в VII веке.

С этого времени появляются новые модели зданий, в которых можно увидеть характерные черты вестготской архитектуры: подковообразные арки с выпуклостью, предпочтительно поддерживаемые колоннами с коринфскими капителями, и украшение стен полосами.

В течение VI века были построены интересные раннехристианские церкви, среди которых:

Церковь Сан-Хуан-де-Баньос в Паленсии, с тремя нефами, разделенными подковообразными арками, и тремя прямоугольными часовнями в шевте.

Астурийская архитектура

Исламское вторжение на Пиренейский полуостров не встретило особого сопротивления со стороны христианского населения. Битва при Ковадонге (722 год) стала началом завоевания этой территории христианами. Мифический дон Пелайо начал сагу о королях новой династии, первоначально обосновавшейся в астурийском городе Кангас-де-Онис.

Можно выделить три последовательные стадии:

  • Преррамиренсе: соответствует периоду правления Альфонсо II, здесь была построена Святая палата Овьедо, одна из самых представительных работ.
  • Рамиренсе: этап во время правления Рамиро I. Кульминация астурийского периода. Главной работой является церковь Санта-Мария-дель-Наранко.
  • Пост-рамиренсе: во время правления Альфонсо III Великого, с элементами моцарабики и такими произведениями, как Сан-Сальвадор-де-Вальдедиос.

Список литературы

  1. Tzonis, Alexander (1999). Santiago Calatrava: The Poetics Of Movement.
  2. Tzonis, Alexander (2004). Santiago Calatrava: The Complete Works.

Интересная статья? Поделись ей с другими: